Переход на межкорпоративный ЭДО. Часть 3. Выбор оператора.

20

Часть 1. В чем проблемы? 

Часть 2. Виды документов.

Часть 4. ЭДО: Программные средства.

Выбрать оператора не проблема, проблема — выбрать хорошего. Для того, чтобы сервис оператора ЭДО мог быть интегрирован с корпоративной ERP-системой, он должен обладать, по крайней мере двумя обязательными свойствами:

  1. Сервис должен содержать функционально развитый программный интерфейс.

  2. Сервис должен обеспечивать обработку промышленных объемов данных для всех без исключения своих пользователей.

Если сервис не предоставляет программный интерфейс (API), или этот интерфейс функционально беден, то интегрировать его в корпоративную систему и решать все возникающие в реальной жизни задачи не получится никакими силами.

Если сервис имеет низкую производительность, или эта производительность падает в процессе работы по приему/передаче ЮЗД, или, того хуже, зависит от количества подключенных абонентов, то понятно, что это не тот сервис, с помощью которого можно передавать промышленные объемы документов.

Другая проблема состоит в том, что в реалии роуминг между операторами ЭДО еще не налажен, даже между некоторыми (лучшими) из них. Это означает, что и каждое данное предприятие, и все его контрагенты поголовно, должны пользоваться сервисом одного и того же оператора, что, несомненно, ограничивает предприятия в принятии решения о переходе на ЭДО. Понятно, что операторы активно используют эту ситуацию эту ситуацию для захвата своей доли рынка, но также и понятно, что серьезное развитие в рамках такой модели рыночного поведения быть не может — ни для самих операторов, ни для их абонентов.

Еще более тупиковая ситуация создается, когда какой-либо монополист выбирает себе «придворного», а, называя вещи своими именами, аффилированного оператора, который, пользуясь своим исключительным положением, отказывается организовывать роуминг со своими коллегами, или не имеет/не предоставляет API, и/или монополизирует также и интеграционные работы. В этом случае рынок и развитие наших технологий страдают особенно сильно.

Наиболее осторожные и предусмотрительные пользователи минимизируют подобные риски за счет того, что требуют от интеграторов обеспечения одновременной работы с несколькими операторами одновременно. То есть, от интеграционного модуля требуется не просто иметь версию А для работы с оператором А, и далее, версии для работы с каждым из операторов, но иметь возможность работы с принципиально неограниченным количеством операторов в рамках единой версии.

С какими проблемами в общении с операторами ЭДО столкнулись вы и как их решали?

6508
Коментарии: 20

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 30
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    15.10.2013 11:46

    IMHO
    Хороший оператор - это 80% успеха, т.к. технологические возможности систем сближаются.

    Дважды меняли оператора. Первый не обеспечил никакой вменяемой техподдержки через своих местных представителей, а это было давно, когда все ПО еще работало крайне нестабильно и помощь нужна была регулярно. Вторая система после года эксплуатации сильно разочаровала основного потребителя (бухгалтерию) своей сложностью, нестабильностью работы и не очень дружественной техподдержкой. Сейчас третий квартал отработали с новым оператором по части задач, а по части задач (в условиях наглядной конкуренции) работает старый оператор.

    • Михаил Петров Марк
      Рейтинг: 809
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      16.10.2013 18:21

      А как поделили задачи между старым и новым оператором и почему?

      • Марк Шварцблат Михаил
        Рейтинг: 30
        КТ "Акведук"
        ИТ-директор
        17.10.2013 12:25

        Задачи одного подразделения (бухгалтерия) обслуживает один, другого - другой. В другом подразделение используется реже, задача гораздо уже.

        • Михаил Петров Марк
          Рейтинг: 809
          Счетная палата Российской Федерации
          Директор департамента цифровой трансформации
          17.10.2013 12:31

          А другому подраздалению зачем это надо?

        • Александр Бейдер Марк
          Рейтинг: 10
          TerraLink
          Директор по цифровым технологиям
          22.10.2013 15:42

          То, что отметили в своих замечаниях Михаил и Марк - есть истина и следствие неразвитости рынка ЭДО. Пользователи, фактически, кластеризуются вокруг своих операторов, что, конечно же, сдерживает развитие рынка этих услуг.

          Сегодня только 2 оператора имеют действующее соглашение о взаимном использовании каналов (интерконнект), когда документы, отправленные через оператора А, могут быть доставлены прозрачно для пользователя через оператора Б. И это работает у них, увы, даже не для всех типов документов.

          Наше решение обеспечивает возможноть работы с несколькими операторами одновременно в рамках единого инстанса пакета, и бизнес-правила выбора оператора для конкретной отправки.

          Таким образом, документ могжет быть отправлен через того оператора, который обеспечивает, например, наилучшие условия для отправки данного типа документа.

          Что решает вопрос независимости от оператора, и возможно, будет актуально даже после того, как все операторы решат между собой вопросы сквозного взаимодействия.

          • Марк Шварцблат Александр
            Рейтинг: 30
            КТ "Акведук"
            ИТ-директор
            25.10.2013 12:20

            Меняя привязку к оператору на привязку к ПО для отвязки от оператора. :)

            • Александр Бейдер Марк
              Рейтинг: 10
              TerraLink
              Директор по цифровым технологиям
              25.10.2013 13:23

              Да уж, Ваши опасения более чем понятны. Но тут уж из двух зол надо выбирать того зайца, который ближе.

              Можно обойтись без интегратора, тогда надо взять еще 5 девочек, ке будут ручками перекладывать файлики из ERP в веб-интерфейс оператора.

              А можно договориться с интегратором, и получить коды интеграционного модуля под соответствующие соглашения.

              В любом случае, если у Вас ERP - хоть САП, хоть 1С, - то это фактически пожизненно. Остальное - это такие мелочи....

              • Марк Шварцблат Александр
                Рейтинг: 30
                КТ "Акведук"
                ИТ-директор
                25.10.2013 13:29

                Обмен трафиком между всеми интернет-провайдерами тоже не сразу появился. С ЭДО, надеюсь, будет также.

                Движение в сторону форматной загрузки данных даже и веб-фейсы систем вполне активное. Еще бы формат загрузки стандартизовали. Ну, примерно, как у клиент-банков в заметном количестве используется формат 1С.

                1С - это не приговор. Не тот уровень затрат. :)

  • 25.10.2013 12:05

    К вопросу роуминга, или, как правильнее, интерконнекта: http://www.cnews.ru/news/line/?2013/09/16/543115. Это новость про соглашение "СКБ Контур" и "Сферы", которая есть дочка "Сбербанка". Так что связи постепенно налаживаются.
    Другой источник информации: Terralink недавно провел семинар и круглый стол по поводу ЭДО. Аудитория была самая отборная: крупнейшие добывающие и перерабатывающие холдинги, металлурги, банкиры, мировые бренды FMCG. Докладывали действующие заказчики Terralink по ЭДО - Евразхолдинг и Эфес. Докладывали толково, и судя по спичу, проекты "живые", действительно рабочие, хотя оба пока в опытно-промышленной эксплуатации. В обоих случаях с ЭДО связывают серьезные надежды. На что? Говорили, как обычно, про эффективность процессов и сокращение издержек. А вот действующие клиенты, в том числе очень крупные производители fmcg сказали в кулуарах прямо: да это все мелочи по сравнению с резким снижением дебиторской задолженности, которое мы получили, перейдя на ЭДО со своими поставщиками.
    Были и другие интересные факты. X5 сообщает, что уже перевела более половины своих поставщиков на электронные счета-фактуры. Сбербанк, со своей стороны, сообщает, что все быстрей подключает СМБ к своей "Сфере". Работа начата полгода назад с нуля. 3 месяца назад подключали по 100 новых клиентов в неделю. Сейчас - по тысяче в неделю, это по всей стране. План ближайшего времени - 3 тысячи в неделю. Всего у Сбера около 750 тыс. клиентов - юр.лиц. Бизнес стратегия разумная: пусть все они ВСЕ, что делают с деньгами, делают в Сбере или через Сбер. В том числе и обмены электронными документами.
    Таким образом, если движение идет с двух сторон: со стороны крупных ритейлеров и супер-крупного бизнеса вообще, и со стороны Сбера, то можно предположить, что уже в весьма близкой перспективе - год, максимум два, будет достигнута критическая масса фирм, подключенных к операторам ЭДО и способных обмениваться платежными документами в электронной форме.
    А вот про регуляторов, как движущем факторе перехода, никто даже и не вспоминал, между прочим...

  • Александр Бейдер
    Рейтинг: 10
    TerraLink
    Директор по цифровым технологиям
    25.10.2013 16:56

    Позволю себе добавить пару слов к сказанному Ольгой, в свете имевшего ранее обсуждения с уважаемым Марком Рудольфовичем. Вопрос о том, сколько операторов должно быть у одной компании, на нашем семинаре также обсуждался. Причем высказывались вполне радикальные и противоположные мнения.

    Многие говорили о том, что нужно иметь более одного оператора чтобы иметь возможность безболезненно и оперативно переключиться с одного на другого в случае проблем. Понятно, что из этого вытекают определенные требования к интеграционному модулю.

    Было озвучено еще и, например, что компания ХХХХ не хочет заключать договоры с пятью операторами, мы хотим одного, а там пусть они сами разбираются. Тут, конечно, вопросы интеграции стоят гораздо более спокойно, чем в первом случае.

    И, конечно, в кулуарах звучали слова о том, что компании ААААА торопиться некуда. Мы подождем, пока все устаканится, пыль уляжется, а мы всегда подоспеем вовремя. Тут без комментариев.

    В общем, по классике: кто из них прав, кто нет - судить не нам, а продолжение Вы и сами знаете :)

    • Марк Шварцблат Александр
      Рейтинг: 30
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      25.10.2013 20:54

      Тут еще один нюанс всплыл. Крупная российская структура начала диктовать через кого из операторов работать, чтобы у них проблем не было. :)

      • Александр Бейдер Марк
        Рейтинг: 10
        TerraLink
        Директор по цифровым технологиям
        26.10.2013 21:50

        Да. Не без того. Не на луне живем. И нашему антимонопольному законодательству тоже еще бы надо подрасти до мировых стандартов...

        Однако могу дать один совет (бесплатно). Берёте хорошего интегратора. Он Вам делает коннект с тем оператором, которого Вам навязали, и еще один, за те же деньги - с тем, к кому душа лежит. И крупная российская структура довольна, и Ваша душа спокойна :))

        • Марк Шварцблат Александр
          Рейтинг: 30
          КТ "Акведук"
          ИТ-директор
          28.10.2013 09:34

          Спасибо. НО. Хороший интегратор будет стоить хороших денег. И, скорее всего, он будет не местным. Со всеми вытекающими. Пока посмотрим на тенденции. На горизонте уже видна "опупея" со свежеизобретенным универсальным приемо-передаточным документом. :)

          • Вячеслав Корсиков Марк
            Рейтинг: 10
            в активном поиске
            CIO, ИТ руководитель, директор
            11.11.2013 13:04

            пока между провайдерами нет единой системы док оборота, приходиться самим что то выдумывать....
            проект на нескольких EDI провайдеров - суть в следующем - после нескольких проблем с одним из крупных провайдеров, было решено сделать систему на несколько провайдеров эдо - вся сложность в том что документооборот по эдо идет из почти 200 объектов (магазины) и п/о не позволяет сделать более 1 провайдера. решение проблемы - программа прослойка, цель которой собрать поступающие документы из конечных объектов и раздать соответствующим провайдерам и естественно все в обратной последовательности.
            проект реализован и запущен в пром эксплуатацию, идет плановый перевод конечных объектов по работе на новой технологии. по вопросам бюджета - это наверное самый низко затратный проект, с привлечением внешней организации.

            • Марк Шварцблат Вячеслав
              Рейтинг: 30
              КТ "Акведук"
              ИТ-директор
              11.11.2013 13:09

              1. Это внутренний ДО или внешний?
              2. Если внутренний, то юридически значимый?

              Если внутренний и Если уж все равно шлюз писали, то может проще было сразу свою систему сделать? :)

              • Вячеслав Корсиков Марк
                Рейтинг: 10
                в активном поиске
                CIO, ИТ руководитель, директор
                12.11.2013 08:29

                1. внешний - между нами (около 200 объектов) и поставщиками (150)
                2. пока не юр значимый
                3. юр значимый отдельный проект
                4. систему делали для того чтобы потом не заморачиваться количеством провайдеров

  • Искандер Аглиуллин
    Рейтинг: 10
    РОСИНКАС Банка России
    Начальник управления
    13.11.2013 18:12

    Извините. Не в той части опубликовал свое первое сообщение. Повторяю в этой.

    У нас много клиентов и мы заинтересованы в ускорении выставлении счетов за услуги и переход на ЭДО. Но в процессе переговоров мы столкнулись с тем, что банки-наши основные клиенты хотят заключение договоров именно с их фирмами, с которыми они уже работают. Поэтому в настоящее время вы выбираем две-три фирмы с которыми будем отрабатывать данную технологию. При этом от фирм мы ждем готовое решение, нам не надо, чтобы дорабатывался функционал под нас. Какие проблемы: у всех различные подходы к системе, у одних это сервер с которым можно работать как через WEB интерфейс, так и с помощью API, другие предлагают свои middle программы. Ведение архива документов сырое. Готовых решений по ведению архива документов (коробочных и облачных) нет. Хотя форма акта выполненных услуг стандартная, но мы используем дополнительные поля, которые при стандартной печати не печатаются, т.е. либо от них отказываться , либо акт пересылать не только в xml формате, но и в PDF. У нас куча филиалов и обмен данными идет часто по линии филиал-внешняя фирма. Во многих системах адресация данных на филиал плохо решена, это делается либо через WEB путем выбора в дереве адресата, либо используя какой-то технологический код, который понятен только в системе. Хороший пример для подражания это обычная электронная почта, в которой можно составить и сложный адрес, типа филиал.фирма@почта.ru. Со своей стороны мы будем продолжать опытные внедрения и ждать, когда провайдеры отладят свои системы и предложат по настоящему готовые решения.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.