Деньги на ботах: как банки зарабатывают на ИИ

8

Столетний юбилей октябрьской революции кировские ИТ-директора отмечали под лозунгами: «Землю крестьянам, небо дронам, фабрики ботам, вся власть — айтишникам». Концепция почему-то не была немедленно поддержана на государственном уровне, но время еще придет. А пока стоит обсудить ботов, причем не на фабриках только, но и в совершенно других местах. 

Искусственный интеллект и машинное обучение обсуждаются жарко, однако, как всегда в подобных случаях безудержного энтузиазма, хочется спросить «где деньги», сэкономленные или заработанные с помощью такой увлекательной новой технологии. Обычно между пиком хайпа и первыми реальными кейсами проходят год-два. Как раз за эти годы серьезные люди и делают что-то счетное. Поэтому было любопытно послушать про реальные кейсы применения ИИ и машинного обучения в финансовом секторе. Случилось это на конференции Finmachine. 

Представитель «УРАЛСИБа» рассказал, как удалось снизить стоимость коммуникации с клиентом в 60 раз. Для этого нужно было найти тех, кто склонен будет использовать ДБО, и их действительно удалось выделить.

«Бинбанк» применяет машинное обучение для того, чтобы взыскивать просроченные кредиты. И у них уже на 22% сокращен выход в просрочку. За счет этого ожидается экономический эффект: миллиард  рублей до конца 2018 года. Делается это все небольшим скриптом на Python на ноутбуке. Заместитель руководителя блока рисков и комплаенс сам все написал, показывал код и как быстро все работает — весь анализ за 30 секунд. 

«Райффайзенбанк» тоже активно исследует возможности ИИ, выделяет разные кластеры клиентов и обращается с ними по-разному. В смысле, обращается буквально — предлагает им разные продукты. Предсказывает приток средств на депозиты, выявляет модель поведения, которая сигнализирует о том, что клиент собрался банк сменить или напротив, скорей всего не сменит. И довольно простая вещь была сделана: все российские транзакции положены на карту. Можно искать по разным признакам. И сразу так много видно! И куда рекламу давать, и где банкоматы ставить, и где бы отделения недурно открыть. 

«Сбербанк» ведет много проектов с ИИ, и, в частности, пытается снизить «пролеживаемость» наличных денег в отделениях и банкоматах. Для этого надо прогнозировать их снятие и внесение плюс минимизировать стоимость перевозок. Затраты сокращены на 10-15%. Представьте масштаб сети банкоматов этого банка. 

В целом были названы два основных направления применения ИИ — снижение издержек и повышение лояльности клиентов. Плюс безопасность. «Яндекс. Деньги» рассказывали, что блокируют платежи порядочных людей, если видят, что платеж уйдет в кошелек мошенников. А мошенников они умеют распознавать, анализируя их действия во всем интернете. 

Что еще принципиально? Взаимодействие клиента с роботом не стоит ничего. Поэтому процессы, которые есть,  дублировать не надо, роботизировать не надо. Их надо пересматривать, модернизировать, а скорей всего – и вовсе совершенно новые налаживать. В связи с этим финансисты вспоминали эру внедрения CRM, могучий шум, который по поводу этих систем был поднят, всеобщие ожидания и результаты только у тех, кто процессы поменял по ходу внедрения. Те, кто давно внедряет бизнес-приложения, с легкостью приведут и другие примеры, когда дело не в инструментах автоматизации, а в том, как работа меняется при появлении этих инструментов. В том, как отмирают атавизмы, хотя обычно и не мгновенно. 

Интересный частный случай: с появлением машинного обучения намного проще становится наладить обратную связь при общении с клиентом. Можно ему что-то предложить, посмотреть на реакцию, проанализировать ее, сделать выводы, предложить что-то другое или другим людям. И делать это можно автоматически и в больших масштабах. Возможно, нам скоро будут предлагать меньше ерунды. Наконец. 

Но это все финансы. Дело важное, но не единственное. В первую очередь технологии ИИ должны интересовать тех, у кого массовое обслуживание: телеком – и это действительно есть, ритейл, скорей всего. Но видимо этим применение ИИ не ограничится. У кого еще есть реальные кейсы? Или идеи, что можно сделать? 


6336
Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Александр Огнивцев
    Рейтинг: 12
    ГК РОСАТОМ АО КИС "ИСТОК"
    Директор по информационным технологиям
    20.12.2017 12:35

    Реальных кейсов достаточно много в ITSM, поскольку там хорошо формализуемые задачи в т.ч. по смысловому анализу. У нас хороший кейс с облачным сервисом по классификации обращений написанных в свободной форме. Экономика считается просто - вместо расширения персонала первой линии поддержки, внедрение одного робота. Пока минус ровно один сотрудник, в дальнейшем эффект будет усиливаться.

    • Ильдар Муртазин Александр
      Рейтинг: 10
      АО "СТНГ"
      Начальник ОИТ
      21.12.2017 07:46

      Добрый день, Александр! Подскажите где, как, с чем и с кем реализовывали данный кейс? Насколько точно по свободной форме текста пользователя происходит классификация заявок?

      • Александр Огнивцев Ильдар
        Рейтинг: 12
        ГК РОСАТОМ АО КИС "ИСТОК"
        Директор по информационным технологиям
        21.12.2017 10:15

        Реализовывали совместно с небольшой компанией работающей в области госзаказов. Точность получилась более чем приемлимая - от 90 до 98%.

        • Ильдар Муртазин Александр
          Рейтинг: 10
          АО "СТНГ"
          Начальник ОИТ
          22.12.2017 10:38

          Имя компании секрет?

          • Александр Огнивцев Ильдар
            Рейтинг: 12
            ГК РОСАТОМ АО КИС "ИСТОК"
            Директор по информационным технологиям
            22.12.2017 11:33

            Ребята просили их сильно не пиарить. Если интересно могу по личным координатам прислать контакты.

            • Ильдар Муртазин Александр
              Рейтинг: 10
              АО "СТНГ"
              Начальник ОИТ
              22.12.2017 11:58

              Спасибо, интересно. Email: mirmrimir@mail.ru

            • Александр
              16.01.2018 11:30

              Добрый день!

              Если возможно, то я бы тоже попросил Вас выслать мне контакты, интересная тема.
              sergey.galitskov собака gmail.com

              Спасибо!

  • Александр Огнивцев
    Рейтинг: 12
    ГК РОСАТОМ АО КИС "ИСТОК"
    Директор по информационным технологиям
    22.12.2017 11:33

    Ребята просили их сильно не пиарить. Если интересно могу по личным координатам прислать контакты.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.