Андрей Кошкин: «За полгода к системе ЭЛН подключились все российские регионы»

Андрей Кошкин, руководитель Департамента информационных технологий и защиты информации Фонда Социального Страхования РФ, рассказывает в рубрике Global CIO «Я сделал это!» о том, каких успехов удалось добиться при реализации проекта «Электронный листок нетрудоспособности».

1. Расскажите подробнее о проекте?    

— Проект, которым мы гордимся в Фонде, — это «Электронный листок нетрудоспособности» (ЭЛН). На первый взгляд, задача была простая — вместо бумажного больничного листка (бланка строгой отчетности с водяными знаками) перейти на электронный носитель. При существующих оборотах, а это порядка 40 - 45 млн. больничных листов в год, то есть массовый сервис и массовые выплаты. 

Итак, мы поставили перед собой задачу и, начиная с конца 2013 года, начали заниматься ее решением. Изучили зарубежный опыт: посмотрели, как это сделано в Эстонии и Литве, Польше. Убедились, что электронная схема работает. Понятно, что при реализации подобных масштабных проектов меняется логика взаимодействия и уровень информатизации всех участников процесса. Это в определенной степени предопределяло темпы проекта. В итоге, как мы знаем, 1 июля 2017 года Федеральным законом № 86-ФЗ  было официально разрешено хождение электронного больничного листа. 

Общий итог проекта, реализуемого ФСС РФ на сегодня — к системе подключились все регионы РФ, за прошедшие с момента старта проекта полгода оформлено более 200 тыс. электронных больничных листов. Более 3,5 тыс. медицинских организаций уже работают с нашим Фондом по данному направлению (примерно 25% от общего количества). Для государственной сферы эти темпы достаточно высоки, и такими результатами можно гордиться. 

Базовая информационная система ЭЛН разработана Фондом, кроме того разработаны API для ИС партнеров по взаимодействию и даже бесплатное приложение, в котором можно формировать электронные листки для медицинских организаций, не имеющих никакого специального ПО. Были выданы необходимые спецификации для доработки бухгалтерского ПО всем вендорам, работающим на российском рынке. Все откликнулись и выполнили необходимые доработки, чтобы весь контур электронного взаимодействия работал без сбоев.

2. В чем новизна проекта? С какими находками Вы столкнулись по итогам его  реализации?

— Переход к «Электронному листку нетрудоспособности» выгоден для всех участников процесса: человек, который болен, может не выполнять функции «курьера» по доставке больничного листа, а заниматься своим здоровьем. Процесс стал прозрачным, страхового мошенничества стало на порядок меньше, поскольку все ходы жестко зафиксированы. Сделан шаг к персонификации процесса страхования. В личном кабинете можно увидеть все данные по всем больничным и выплатам по ним, с помощью калькулятора можно проверить их правильность. Авторизация пользователя личного кабинета ФСС РФ осуществляется через портал госуслуг. 

3. Как проект повлиял на работу Фонда?

— Проект оказал на работу Фонда значительное системное влияние. Информационная система для ЭЛН «выросла» в тесной интеграции с централизованной подсистемой обеспечение прямых выплат по больничным. В некотором роде с ЭЛН и подсистемы прямых выплат Фонд начал строить новую централизованную функциональную  платформу, где данные и процессы администрируются на федеральном уровне.

Выход на централизованную платформу позволил нам в числе первых интегрироваться с новой платежной системой МИР, через которую осуществляются государственные социальные платежи. В перспективе, когда мы перейдем на полный электронный оборот больничных листов по всей стране, Фонд получит абсолютно точную (персонифицированную) картину с платежами по данному виду страхования.  

Кроме того, проект подтолкнул  нас совместно с РЖД отказаться от такого атавизма, как бумажные проездные для инвалидов — внедрен электронный проездной талон. Еще одна задача на будущее – электронный родовой сертификат, который мы планируем перевести в электронный формат совместно с ФОМС.  

4. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?
    
— Я бы не называл это трудностями, скорее существенными внешними факторами. Первый, у нашего партнера по проекту — Министерства здравоохранения — свой уровень информатизации и свои темпы развития ИКТ инфраструктуры. Ведь наш основной страховой агент — врач, фиксирующий страховой случай, и степень автоматизации его рабочего места  была и остается  фактором  №1, с точки зрения скорости реализации проекта ЭЛН.

Второй момент, модель информационного обмена, проистекающая из бумажной идеологии, все-таки слишком сложная, ее можно сделать проще, но, поскольку мы работаем по существующей нормативной базе, это вопрос будущего. В случае изменений нормативной базы мы легко подстроим свою систему под новые требования. 

Технических проблем на нашей стороне не было. В некоторых удаленных районах были трудности с надежными каналами связи работающих там медицинских организаций. 

Третий момент, это степень готовности к электронному взаимодействию страхователей. Мы провели серьезную работу с вендорами ИТ-решений для юридических лиц. Требуется время, чтобы в этом социальном страховании обмен данными между всеми участниками был исключительно в электронном виде.

Новую динамику проекту ЭЛН придаст только что вышедшее Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2017 г. № 1567 «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа».

Одна из важных задач проекта ЭЛН — сохранность персональных данных. Это достигается использованием стандартных технологий и средств, но мы изучаем возможности новой технологии обеспечения доверия — блокчейн. В 2018 году мы планируем ее стендовые испытания.

Интервью подготовлено Алексеем Ворониным, независимым экспертом.

4321

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.