Глобальные тренды развития финтеха

21 сентября 2021
Глобальные тренды развития финтеха

Финансовый рынок сейчас находится на этапе кардинальной перестройки. Новые игроки и молодые стартапы теснят традиционных лидеров. Те, в свою очередь, стремятся найти новые бизнес-модели, чтобы удержать свои позиции. Ассоциация ФинТех при поддержке компании Accenture попытались спрогнозировать, в каком направлении российский финансовый рынок будет развиваться в 2021-2023 гг. и как это соотносится с мировыми трендами. Публикуем ключевые выводы исследования.

Время трансформации

Международные рынки финансовых услуг в последнее десятилетие находились в состоянии турбулентности. Это характеризовалось снижением уровня доходности, назревающими структурными неэффективностями при ограниченном уровне прорывных инноваций и наличием высоких барьеров для входа новых игроков.

С 2019 г. глобальные финансовые рынки начали переход к стадии «кардинальной перестройки» отрасли. На этом этапе прежде сильные барьеры размываются, и альтернативные игроки атакуют слабые места традиционных участников. Страхование и банковский бизнес, а также ритейл и транспортные услуги сейчас проходят такой же этап трансформации, который несколько лет назад проходили телекомы и медиакомпании. На более динамичных рынках крупные технологические компании, необанки, альтернативные платежные провайдеры и финтех-стартапы начинают постепенно отвоевывать позиции у традиционных банков.

5 новых бизнес-моделей финтеха

На смену существующим моделям традиционных участников рынка приходят новые бизнес-модели:

  1. Одни банки продолжат бороться за внимание клиента, превращаясь в цифровых персональных менеджеров. Такие компании предоставляют широкий спектр услуг, обеспечивают комплексный подход. Они в большей степени нацелены на клиентоориентированность, чем на продукты.
  2. Эволюция предыдущей модели – выход за рамки отрасли и превращение в экосистемного игрока. Это может достигаться за счет новых партнерств и создания открытых экосистем или покупки других игроков и самостоятельной разработки продуктов и сервисов изнутри (закрытая экосистема). Создание закрытых экосистем не ведет к развитию конкуренции и кооперации на рынке.
  3. Другие игроки находят свою уникальную нишу, специализируясь на отдельных продуктах и становятся цифровыми киллерами. Это, как правило, признанный и узнаваемый бренд. Цифровые киллеры фокусируются на решении конкретных проблем и стремятся поддерживать технологическое лидерство в рамках конкретной нише. Именно такая модель характерна для финтех-компаний.
  4. Некоторые участники рынка уходят на задний план, превращаясь в провайдеров финансовых продуктов и предлагая свои услуги другим игрокам как сервис. Они не взаимодействуют с клиентами напрямую. Помогают своим партнерам снизить затраты за счет эффекта масштаба и универсальности.
  5. Одновременно развиваются операторы открытых платформ в роли агрегаторов финансовых продуктов и услуг. В отличие от экосистемных игроков они предоставляют доступ партнерам к платформе, не осуществляя дистрибуцию собственных продуктов. Их задача – максимизировать трафик через агрегацию предложений широкого круга участников рынка. Игроки рынка рассматривают сотрудничество с такими агрегаторами как дополнительную возможность для взаимодействия с клиентами и совместного создания ценностного предложения.

Три макросценария развития финтеха.

На текущей стадии в мире можно выделить три макро-сценария развития:

  • Сдвиг ценности. Переход к рынку цифровых платформ и крупных нефинансовых экосистем, где традиционным финансовым игрокам остается ограниченная роль поставщиков финансовых сервисов. Как пример – Китай с доминированием BigTech-компаний.
  • Открытый рынок. В отрасли усиливается конкуренция за счет появления новых финтех-сервисов и бизнес-моделей. По этому пути идет Великобритания и страны Европы благодаря внедрению открытого банкинга (Open Banking) и PSD2 (Payment Services Directive).
  • Рынок экосистем (эволюционный/протекционистский сценарий). Растет доминирование крупнейших финансовых игроков, выстраивающих собственные экосистемы вокруг финансового бизнеса, например, как на рынках Австралии и Канады.

Технологии в помощь

Ключевые технологические тренды, ускоряющие перестройку финансового сектора:

  1. Гибкие возможности интеграции и упрощенного взаимодействия ведут к формированию новой конкурентной среды на финансовом рынке, объединяющей банки, BigTech, финтех-компании и представителей прочих отраслей.
  2. Поиск новых источников прибыли вынудит финансовых игроков выходить за рамки финансового сектора, встраивая свои продукты в каждодневные сценарии вокруг базовых потребностей клиента и создавая собственные экосистемы.
  3. Открытые данные становятся новой нормой: решения на их основе будут все глубже внедряться в финансовые сервисы.
  4. Маркетплейсы станут объединяющим звеном и доверенными посредниками между потребителями и поставщиками услуг.
  5. Цифровой ID и Цифровой профиль клиента предоставят удобный доступ к финансовым продуктам, позволят управлять доступом к персональным данным.
  6. API станут базовым требованием, а не конкурентным преимуществом. Тем самым конкуренция между участниками рынка перейдет в новые плоскости: управление данными, машинное обучение, искусственный интеллект и интернет вещей будут основными направлениями.
  7. Кросс-индустриальные границы будут все больше размываться благодаря появлению суперсервисов на основе открытых моделей взаимодействия и партнерства государства, BigTech, банков, страховых и финтех-компаний, операторов связи и ритейлеров.
  8. Технологические прорывы приведут к трансформации денег. Биометрия, встраивание персональных данных в платежные инструменты, практически невидимые платежные системы поменяют восприятие денег потребителями.

Российская специфика

Последние несколько лет в финсекторе России происходят значительные изменения, связанные с развитием финансовых технологий. Этот сдвиг подкрепляется инициативами регулятора в отношении построения элементов цифровой финансовой инфраструктуры.

Среди успешных проектов Банка России – эффективное развитие инфраструктуры СБП и платформы Цифровой профиль. В развитии платежной инфраструктуры Банка России участники рынка также видят прогресс. Однако платежная система Банка России нуждается в технологических инновациях, «клиентоориентированности продуктов», доработке удобных интерфейсных решений.

Среди позитивных моментов выделяют развитие инфраструктуры для доступа к сервисам электронного государства и разработку Цифрового профиля. Среди барьеров – низкую пропускную способность Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), лимит на запросы и «высокую стоимость подключения» для небольших организаций к системе, медленный вывод данных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов) в Цифровой профиль.

В 2020 г. началась активная работа над «Суперсервисами» (проактивное предоставление государственных услуг по данным о жизненных ситуациях граждан). При этом участники рынка отмечают небольшой прогресс в этом направлении и называют следующие области для развития:

  1. интеграция с системами финансовых организаций в рамках создания «Суперсервисов»;
  2. сквозная цифровизация сервисов и полный переход на электронный документооборот;
  3. улучшение клиентского опыта. Участники рынка обращают внимание на необходимость координации на уровне государства ряда инициатив, таких как «Суперсервисы», Цифровой профиль, внедрение электронного паспорта и механизма удаленной идентификации.

Внедрение Открытых API на финансовом рынке является одним из важных условий развития конкуренции и обеспечения свободы выбора финансовых продуктов.

У участников российского финансового сектора есть значительный потенциал для применения современных технологий. В частности, среди опрошенных участников исследования менее половины используют в промышленном режиме передовые технологии работы с данными (продвинутую аналитику, анализ больших данных, машинное обучение), когнитивные технологии и биометрию во взаимодействии с клиентами. Область развивающихся технологий (блокчейн, расширенная реальность, интернет вещей, квантовые вычисления) пока является зоной для экспериментов только для очень ограниченного круга участников рынка, но эти направления будут расти.

Интересно, что страховая отрасль пока еще отстает по уровню проникновения технологий. Так, например, если использование хранилищ данных и витрин данных – это стандартная практика для 100% участвовавших в опросе банков, то среди страховых компаний этот пункт отметили только около половины организаций; использование анализа больших данных в рамках текущей деятельности отметили более 80% банков, но при этом только 21% страховых компаний.

Приоритеты развития

По итогам обсуждения с участниками рынка удалось сформировать широкий перечень инициатив для развития финтеха. Условно их можно разделить на три больших направления.

Прежде всего, это создание конкурентного и безопасного ландшафта цифрового финансового рынка. Это достигается за счет противодействия киберугрозам и мошенничеству на финансовом рынке, разработки общих механизмов доступа к данным, развитие удобных, прозрачных и безопасных цифровых платежных услуг. Важно также разработать целостную финтех-экосистему, обеспечивающую эффективную поддержку цикла инноваций.

Еще один вектор – ускорение высокотехнологичного развития финансового рынка. Это достигается за счет разработки решений на основе блокчейна, облачных технологий и т.д. Нужно обеспечить концепцию «невидимых финансов» – возможности для легкого и бесшовного встраивания различных финансовых услуг в бизнес игроков из других отраслей (модель «финансовые услуги как сервис»).

Важной задачей станет и формирование финансового рынка нового поколения – на основе здоровой конкуренции, с понятным регулированием, стимулами для внедрения новых технологий (искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей). Все это даст возможность для цифровизации взаимодействия с клиентами, развития новых высокотехнологичных сервисов, алгоритмизированных «смарт-продуктов» и этичных инструментов для управления финансами.

1448
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление