Цифровой диалог: рынок цифровизации частной медицины
Цифровая трансформация российской системы здравоохранения сегодня выходит на следующий этап развития: федеральный проект по созданию единого цифрового контура здравоохранения сменяется новыми проектами. Частные медицинские организации всё активнее включаются в процессы электронного взаимодействия, что положительно влияет на качество медицинской помощи в целом, но в данном процессе есть свои сложности и проблемные места. Ключевые тренды и «узкие» места в области цифровизации здравоохранения обсудили представители ИТ-индустрии на конференции N3.Health «Цифровой диалог», проведенной компанией «ЭлНетМед» для разработчиков медицинских информационных систем для частного здравоохранения. В мероприятии приняли участие более 90 представителей из 45 компаний-разработчиков из разных регионов России, а также ведущие эксперты отрасли.
Тенденции рынка цифровых технологий
По словам исполнительного директора «ЭлНетМед» Максима Таланова, в системе здравоохранения на сегодняшний день выделяется несколько категорий участников: медицинские организации, государство, разработчики ИТ-решений, пациент, страховые и фармацевтические компании – каждая из которых имеет собственные задачи и ожидания от цифровизации. Например, медицинские организации (МО) стремятся получить комплексные и гибкие решения с максимально полной функциональностью «под ключ»: от внедрения информационных систем, автоматизации лечебных и бизнес-процессов, запуска новых ИТ-сервисов типа электронного подписания документов, телемедицины до последующего сервисного сопровождения у одного провайдера. Такой подход позволяет медицинским учреждениям выстроить единое информационное пространство, где все процессы, начиная от приема пациента и заканчивая аналитикой и отчетностью, работают слаженно и эффективно, и главное – позволяют им оптимизировать ресурсы и сократить трудозатраты. При этом очень важно, что в области частной медицины серьезный интерес к цифровым продуктам начало проявлять большое количество небольших клиник, которые теперь так же, как и крупные игроки, диктуют свои требования рынку.
Государство, продолжая курс построения единого цифрового контура системы здравоохранения, усиливает контроль и требования к частной медицине как по защите персональных данных и информационной безопасности, так и по взаимодействию с государственными информационными системами. В связи с этим за последние полтора года наблюдается кратный рост количественных и качественных показателей взаимодействия частного сегмента с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, при этом большинство медицинских организаций выбирает работу через специализированных операторов, иные информационные системы. И нужно понимать, что данный тренд будет и далее усиливаться: требования государства не ослабеют, а специализированные операторы будут и далее помогать решать вопросы с безопасным подключением к государственным системам наиболее простым и понятным способом, предлагая частной медицине, помимо этого, дополнительные цифровые сервисы.
Страховые и фармацевтические компании выходят на цифровой рынок в качестве новых значимых участников, заинтересованных в информационном взаимодействии с медицинскими учреждениями. Обмен гарантийными письмами, реестрами застрахованных и другой медицинской документацией в электронном виде по защищенным каналам связи – это то, что требуется страховым компаниям сегодня, чтобы соответствовать нормам действующего законодательства, электронное взаимодействие с пациентами при работе с клиническими исследованиями – одна из задач фармацевтического бизнеса. Взаимодействие с крупными интеграционными платформами, объединяющими вокруг себя тысячи медицинских организаций, и способными обеспечить обмен данными между ними по защищенным каналам связи, позволяет оперативно отвечать потребностям новых игроков и включать их в цифровой контур.
Что касается пациентов – их опыт использования цифровых медицинских сервисов значительно расширился, а вместе с этим возросли и требования к качеству этих решений. Большинство пациентов хотят получать максимум услуг в электронном виде и в едином цифровом пространстве, а также проактивно участвовать в процессе лечения: например, передавать врачу сведения о течении болезни, пользоваться телемедицинскими сервисами, носимыми медицинскими устройствами. В ответ на этот запрос на рынке начали появляться качественные B2C-решения.
Одним из ведущих технологических трендов в сфере здравоохранения, как и в других отраслях экономики, становятся технологии искусственного интеллекта, которые применяются в разных сценариях – от маршрутизации пациентов в колл-центре до глубокой обработки данных, анализа медицинских снимков и создания более эффективных медицинских препаратов.
Как чувствуют себя в этой ситуации разработчики медицинских систем и сервисов?
Важно отметить, что в части выполнения лицензионных требований и взаимодействия с ЕГИСЗ большинство разработчиков медицинских информационных систем уже настроили интеграции: либо напрямую, либо через официальных операторов передачи данных – иные информационные системы. Что касается взаимодействия с клиентами – в отрасли идет усиленная конкурентная борьба за медицинские организации, и «победит» тот, кто сможет дать клиникам больше качественных работающих сервисов «здесь и сейчас», поэтому на рынке наблюдается тренд на построение экосистемных продуктов, которые консолидируют лучшие практики и ИТ-разработки. Конечно, крупные МИС растут быстрее, чем небольшие, так как у их создателей больше ресурсов на развитие. Стратегией небольших компаний может стать поиск новых ниш и сегментов рынка, а также различные партнерства в части цифровых решений с интеграционными платформами. Возможностей совместной работы появляется всё больше.
«Игроки на рынке начинают кооперироваться. Например, к нам часто приходят коллеги с предложением сделать что-то вместе, с какими-то идеями и наработками. Открытость к партнерскому взаимодействию с разработчиками – это то, что заложено в нашей ДНК. Мы готовы формировать прозрачные тарифы, делиться опытом. Думаю, только благодаря кооперации возможно создать лучшее, наиболее популярное решение и получить конкурентное преимущество», – подытожил Максим Таланов.
Подключение к ГИС ОМС: как разработчикам интегрировать частные МО?
Одним из вызовов, волнующих разработчиков медицинских информационных систем для частной медицины является взаимодействие с ГИС ОМС. Пока у разработчиков в этом направлении больше вопросов, чем ответов.
Коммерческий директор компании «Нетрика Медицина» Андрей Дюков подчеркнул, что проект ГИС ОМС является для частных МО очень перспективным направлением, поскольку государство делает на него большую ставку и вкладывает в него большие инвестиции. Создание ГИС ОМС должно существенно облегчить взаимодействие частной медицины с системой ОМС, поскольку должно дать единые правила и стандарты для интеграции и обмена данными в регионах России.
Вместе с тем как для государственных, так и для частных МО сейчас интеграция с территориальными фондами ОМС представляет собой высокозатратную задачу: так, в государственных МО огромное количество сотрудников заняты формированием реестров счетов и их передачей в ТФОМС – поскольку от этого зависят выплаты за оказанную медицинскую помощь. Коммерческие компании не могут себе позволить такой штат, но они по-прежнему заинтересованы в электронном взаимодействии по ОМС. Проект ГИС ОМС как раз о том, чтобы унифицировать это взаимодействие в разных субъектах РФ, за счет чего упростить процесс интеграции с каждым отдельным ТФОМС.
Сегодня на федеральном уровне решается вопрос об упрощении этого процесса таким образом, чтобы, единожды проведя интеграцию с национальной ГИС ОМС, МО могла в любом субъекте РФ начать выставление реестров счетов сразу на федеральный уровень. При этом каждый счет по ОМС должен обязательно содержать ссылку на соответствующий СЭМД, зарегистрированный в РЭМД ЕГИСЗ МЗ РФ. Таким образом формируется связь между медицинскими (СЭМД) и финансовыми (СЭФД) документами по оказанной медицинской помощи.
Для разработчиков МИС в этом заключается потенциал для роста: проведя одну интеграцию с федеральной системой ГИС ОМС, они смогут обеспечить себе присутствие в системе ОМС всех подключенных к проекту регионов взамен индивидуальной разработке и поддержанию актуальных интеграций с территориальными фондами в каждом субъекте РФ.
«Нетрика Медицина» помогает партнерам на этом пути. Так, платформа «N3.ГИС ОМС» уже включена в ГИСЗ 12-ти субъектов РФ. «Мы проводим большую работу совместно с разработчиками МИС и коллегами в ГИС ОМС над тем, чтобы запустить этот процесс в госсекторе. Как всегда, радует достижениями Кузбасс, они переслали более сотни тысяч случаев, которые через платформу «N3.ГИС ОМС» были зарегистрированы в ГИС ОМС. Работа ведется при активном содействии федерального фонда ОМС, и разработчиков ГИС ОМС, за что им отдельное спасибо. Я вижу, что всем сторонам также очень важна эта работа и все поддерживают инициативы частных МО, работающих по ОМС», – отметил Андрей Дюков.
Спикер подчеркнул, что интеграция с ГИС ОМС для разработчиков МИС – процесс ресурсоемкий и лучше его делать поэтапно. В начале 2025 года практически все регионы уже прошли тестирование, а к 2026 году по плану наиболее активные регионы смогут запуститься в продуктивную эксплуатацию. Разработчики МИС, которые войдут в этот проект раньше других, получают дополнительное конкурентное преимущество на рынке.
Курс на ЭМДО – стратегическая установка для разработчиков
Выполнение лицензионных требований в части взаимодействия с ЕГИСЗ является важным этапом при переходе медицинских организаций на электронный медицинский документооборот. Главной законодательной основой для этого является Приказ Минздрава РФ от 7 сентября 2020 г. №947н «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Также существуют отдельные нормативно-правовые акты, способствующие внедрению ЭМДО: например, они утверждают электронные формы для документа по рождению, направления на медико-социальную экспертизу, документа, удостоверяющего случай смерти, проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
Директор по развитию бизнеса компании «Цифромед» Сергей Лагутин обратил внимание на то, что приказ Минздрава нацелен на то, чтобы дать организациям преимущества и новые возможности от его использования. Несмотря на то, что на сегодняшний день объем документов, которые необходимо или рекомендовано подавать в электронном виде, составляет не более 10% от общей массы, они являются драйверами перехода на более масштабный ЭМДО. При этом МО находят всё новые преимущества от использования ЭМДО, особенно если его внедрение сопровождается комплексом мероприятий, включающим оптимизацию процессов.
Для внедрения ЭМДО медицинской организации необходимо решить целый ряд организационных и технологических задач: в частности, подготовить ИТ-инфраструктуру, доработать МИС и реализовать ряд дополнительных интеграций, обеспечить мониторинг операций, юридическую значимость документов (подписание УКЭП) и защиту данных. «Мало разработать информационную систему, подписать акты, запустить ее в промышленную эксплуатацию. Нужно и после внедрения продолжать работу: обучение персонала, контрольные мероприятия, чтобы понимать, кто и как пользуется системой», – отметил эксперт.
По статистике, приведенной Сергеем Лагутиным, медицинские системы работают примерно с 127 видами электронных медицинских документов (ЭМД). Регулярно взаимодействуют с РЭМД примерно 5 тысяч частных МО. Всего же в Федеральном реестре электронных медицинских документов (РЭМД) с 2018 года зарегистрировано уже более 4,3 млрд ЭМД. Динамика развития крайне высокая: по сравнению с 2024 годом, к апрелю 2025 года наблюдается прирост организаций-пользователей ЭМДО на 44% в целом и на 390% в сегменте частной медицины. Также на ЕПГУ запущена услуга по доступу гражданам к примерно 20 видам ЭМД – в сутки наблюдается до 1 млн скачиваний. Это означает, что актуальность темы ЭМДО и взаимодействия организаций с РЭМД будет только расти.
Заместитель руководителя управления регламентной службы ФРНСИ ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Сергей Швырёв отметил: «Мы видим экспоненциальный рост количества переданных ЭМД, который в этом году замедлится, поскольку мы уже вышли уже на определенный объем: около двух миллиардов в год. В части реализованных СЭМД у нас до сих пор покрыт не весь электронный документооборот, нужно все равно готовиться к тому, что количество документов будет возрастать. Сейчас мы находимся на переломном этапе, когда меняются ориентиры, целевые показатели ЭМДО. Если раньше контролировалось количество зарегистрированных СЭМД, теперь количественные показатели стали достигаться. И мы подходим к тому, что ЭМДО должен жить не только на основе каких-то директив и нормативов, но и на основе заинтересованности организаций в получении электронных медицинских документов», – уверен спикер.
Разработчиков медицинских информационных систем как практиков, реализующих электронный медицинский документооборот в клиниках, часто волнуют вопросы, связанные с появлением специализированных СЭМД для узкопрофильных специализаций – офтальмологов, зуботехнических лабораторий и т.д., а также возможностью отображения более широкого перечня электронных документов на портале Госуслуг в личном кабинете «Мое здоровье».
Сергей Швырёв уточнил, что сегодня выходят новые редакции существующих СЭМД, а также появляются новые виды СЭМД, количество которых для потребностей отрасли должно ориентировочно достигать 150−160. Среди новых отмечены «Протокол УЗИ щитовидной железы», «Направление на цитологическое исследование» и некоторые другие. При планировании и разработке новых ЭМД очень важно быть в диалоге с разработчиками информационных систем, чтобы иметь актуальную обратную связь.
Консолидация разработчиков информационных систем
Геннадий Орлов, руководитель Комитета МедТех НП РУССОФТ, заместитель генерального директора ФГБУ СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова ФМБА России, подчеркнул важность взаимодействия и профессионального диалога, объединения представителей отрасли в профильные ассоциации для консолидации усилий по выстраиванию диалога с органами власти и возможности влиять на разработку и совершенствование отраслевых нормативных актов с учетом интересов и потребностей разработчиков, развитию открытых протоколов взаимодействия, встраиванию разработанных сервисов в цифровую экосистему национального здравоохранения и представления их на внешних рынках, защите интересов разработчиков.
Разработчики информационных систем отмечают, что очень сложно взаимодействовать с государственными системами в одиночку – когда вас много и вы все маленькие, ваше мнение не будет учтено, ответ на запрос будет чисто формальным. Когда взаимодействуешь через профессиональное объединение и вырабатываешь консолидированное мнение шанс быть услышанным возрастает. Специалисты отрасли готовы к объединению для совместной проработки существующих «узких» мест в индустрии.
«Когда разработчик МИС говорит один – его голос, к сожалению, теряется. Прекрасный инструмент – подача инициатив по изменению законодательства, запросу разъяснений через специализированные Ассоциации. Важно предлагать изменения, предварительно проработав их, централизованно. Нужна инициатива от разработчиков – нужно предлагать идеи, выдвигать инициативы опережающие, но для этого мы должны быть сплочены и делать это совместно, а не по одиночке, чтобы быть услышанными», – подытожил Геннадий.
Предпосылки к продолжению диалога
Участники конференции «Цифровой диалог», разработчики медицинских информационных систем, подтвердили, что для них крайне важно иметь площадку, на которой можно встретиться с единомышленниками, в профессиональном сообществе обсудить текущие проблемы, обменяться опытом и наладить взаимоотношения с коллегами. Среди актуальных проблем, с которыми они сталкиваются в текущей работе, разработчики назвали существование разнородных интеграционных решений, справочников терминологий, требований к передаче информации в различных регионах, отсутствие единого решения и открытости в документации.
Важными для них темами оказались автоматизация процессов, практика внедрения новых сервисов и платформ, а также перспективы развития ЕГИСЗ и других федеральных систем.