Вызовы российскому телекому: преодолеть, чтобы двигаться вперёд

Геополитическая турбулентность изменила правила игры на рынке телекоммуникаций: санкции привели к уходу ключевых поставщиков, нарушению цепочек поставок и удорожанию оборудования, поставив под угрозу темпы модернизации сетей. Однако отрасль не застыла в кризисе — компании ищут альтернативы, осваивают импортозамещение и выстраивают новые партнерства, особенно с азиатскими игроками. Разбираем текущую ситуацию, перспективы и роль государства в поддержке отрасли с экспертом Николаем Гузаковым, основателем и генеральным директором ООО «РДП Инновации» (EcoRouter).

Проблемы, вызванные санкциями

Санкции, наложенные на Россию, привели к значительным изменениям на рынке телекоммуникаций.

В частности, Министерство финансов США наложило санкции на компании, поставляющие России передовые технологии и оборудование. ЕС ввел санкции против ведущих российских телекоммуникационных компаний. Великобритания ввела ограничения на большинство стратегических отраслей РФ, включая телекоммуникационный сектор.

Основные проблемы, с которыми мы столкнулись, включают:

Уход ключевых поставщиков оборудования и ПО. Многие международные компании приостановили свою деятельность на российском рынке, что вызвало нехватку критически важного оборудования и программного обеспечения. Среди крупнейших поставщиков телекоммуникационного и сетевого оборудования, которые ушли с российского рынка – шведская Ericsson, американская Cisco Systems, французская компания Eutelsat. Их уход создает риски для стабильности работы существующих сетей и ограничивает возможности для их модернизации.

Разрыв глобальных цепочек поставок. Мы наблюдаем значительные задержки в поставках оборудования, что замедляет реализацию проектов по расширению и улучшению сетевой инфраструктуры. Глобальные логистические проблемы также приводят к увеличению сроков ожидания и финансовых затрат. Например, точки доступа теперь доставляются в течение 1–2 месяцев, а коммутаторы приходится ждать до 6 месяцев.

Рост цен и замедление модернизации сетей. Из-за нехватки компонентов и оборудования цены на телекоммуникационные решения выросли. Это негативно сказывается на инвестициях в модернизацию сетей, что в свою очередь может привести к снижению качества связи и услуг. Основными причинами сохранения импортозависимости являются повышение стоимости закупаемых узлов, сырья и комплектующих на фоне колебаний курса рубля, а также увеличение затрат на логистику.

Проблемы с лицензиями. Ужесточение правил лицензирования и сертификации новых технологий также создает дополнительные барьеры для внедрения инноваций в телеком.

Адаптация телекома и поиск альтернатив

В условиях новых реалий необходимо адаптироваться и искать альтернативные решения. Вот несколько направлений, которые можно рассматривать:

1) Импортозамещение

Развитие отечественных технологий и производство оборудования внутри страны остаются ключевыми приоритетами. Однако рынок сталкивается с дефицитом необходимых компонентов, что замедляет процесс замещения зарубежных аналогов. В связи с этим российские производители просят правительство скорректировать сроки перехода на собственные разработки.

Несмотря на трудности, операторы связи продолжают активное развертывание инфраструктуры: так, в 2024 году одна из ведущих телекоммуникационных компаний значительно увеличила (на 115% больше, чем в 2023 году) число установленных базовых станций, обеспечив мобильным интернетом несколько сотен населенных пунктов.

Отечественные компании оперативно приспособились к изменившейся ситуации и разработали альтернативные решения для замещения импорта в ключевых сегментах телекоммуникационного оборудования, включая сервисные маршрутизаторы IP/MPLS, системы CG-NAT, BRAS, DPI, межсетевые экраны и коммутаторы.

2) Разворот на Восток

Новые партнерства с азиатскими производителями открывают перед нами новые возможности. Страны Востока, такие как Китай и Индия, могут стать надежными поставщиками оборудования и технологий, что поможет нам преодолеть текущие сложности.

В последние месяцы Индия укрепила свои позиции среди крупнейших торговых партнеров России, что подтверждает растущий интерес к совместным проектам. Кроме того, в ходе саммита БРИКС в октябре 2024 года обсуждались перспективы технологического взаимодействия между Россией, Китаем и Индией, что может создать новые возможности для развития телеком-индустрии.

Перспективы отрасли и точки роста

Несмотря на вызовы, перед российской телекоммуникационной отраслью открываются новые горизонты.

Сюда можно отнести кооперацию с дружественными странами. Например, сотрудничество с Беларусью, Казахстаном и другими странами СНГ может помочь в обмене технологиями и опытом.

В ноябре 2024 года Россия и Беларусь реализовали пятую часть плана мероприятий по интеграции на 2024-2026 годы, что укрепляет двусторонние отношения и создает условия для совместных проектов в различных сферах. С Казахстаном товарооборот за январь-сентябрь 2024 года превысил $20 млрд, что свидетельствует о расширении экономических связей.

Открытие новых рынков в странах Азии и Африки также может стать стратегическим направлением для роста. Уже сейчас идет активное исследование возможностей выхода на эти рынки, и российские операторы предлагают конкурентоспособные решения.

Активное взаимодействие с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) открывает перспективы для выхода на азиатские рынки. В 2024 году Россия стала цифровым партнером АСЕАН, что способствует развитию сотрудничества в области цифровых технологий. Кроме того, в ноябре 2024 года в Москве состоялась межведомственная встреча, на которой обсуждались планы по расширению сотрудничества с африканскими странами в 2025 году, что подчеркивает стремление России укреплять позиции на африканском континенте.

Роль государства в поддержке отрасли

Государство поставило задачу увеличить долю отечественного оборудования в телекоммуникационной отрасли к 2025 году до 44%. И именно господдержка играет ключевую роль в создании условий для устойчивого развития российского телекома. Тут можно выделить несколько направлений:

  • Поддержка отечественного производства: необходимы меры по стимулированию производства оборудования и ПО внутри страны. Это может включать налоговые льготы, субсидии и программы поддержки стартапов.

В качестве яркого примера поддержки отечественных решений можно отметить базовые станции «ИРТЕЯ», устанавливаемые на сети МТС: в декабре 2024 года они получили статус оборудования отечественного производства, что подтверждает усилия по локализации технологий и снижению зависимости от импорта. Это первые российские базовые станции 5G.

  • Создание новых стимулов: важно разработать программы по поддержке НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в области телекоммуникационных технологий, что позволит нам создавать инновационные решения.

Например, в феврале 2024 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 145, который определяет стратегические направления научно-технологического развития страны, включая стимулирование научных исследований и разработок в области телекоммуникаций.

  • Упрощение бюрократических процедур: устранение избыточных административных барьеров поможет ускорить процессы лицензирования и сертификации новых технологий.

В то же время лицензирование регламентирует безопасность всех участников рынка, так, например, с 1 декабря 2024 для получения лицензии на оказание телематических услуг связи необходимо предварительно согласовать с Роскомнадзором схему пропуска трафика через технические средства противодействия угрозам.

  • Создание нормативных баз и реестров приоритетного для импортозамещения оборудования. Отдельного внимания заслуживает оборудование для различных объектов КИИ (критической информационной инфраструктуры) в ведомственных и корпоративных сетях. Особенно важно использование отечественного оборудования и ИТ-продуктов для компаний, работающих в таких ключевых отраслях как промышленность, энергетика и банковский сектор. В частности, тут стоит упомянуть реестр ТОРП, созданный Минпромторгом РФ, который представляет собой список отечественного телекоммуникационного оборудования, официально зарегистрированного в ведомстве. Этот реестр стал частью масштабной государственной стратегии по импортозамещению, которая последовательно реализуется в различных секторах экономики на протяжении шести лет.

В заключение хочется подчеркнуть, что в условиях геополитических изменений мы должны быть гибкими и готовыми к переменам. Только совместными усилиями государства и бизнеса можно преодолеть текущие трудности и создать прочную основу для будущего роста телекоммуникационной отрасли.


407

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.