Образование CIO и CDTO. Как получить статус главного по цифре

 Образование CIO и CDTO. Как получить статус главного по цифре

Топ-менеджмент крупной современной компании сложно представить без должности директора по информационным технологиям (CIO, Chief Information Officer), а в последнее время – и без директора по цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer). Нередко необходимость контролировать работоспособность существующей ИТ-инфраструктуры и одновременно управлять изменениями ложится на плечи одного менеджера. Информационные технологии – одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, инновационные решения в этой области появляются каждый день, а требования бизнеса к ней постоянно возрастают. Это означает, что CIO/CDTO постоянно должен быть на передовой, должен постоянно совершенствовать навыки и расширять компетенции, понимать, какую пользу та или иная новая технология принесет именно его организации.

Понимая важность непрерывного оттачивания навыков ИТ-руководителей, Global CIO открывает набор в Летнюю академию – 10 лекций, 4 воркшопа, 4 тренинга - квинтэссенция знаний по развитию ИТ в новых условиях с четким фокусом на приоритетных вещах для сохранения и усиления ИТ-блока в компании.
Программа ориентирована на тех ИТ-руководителей, кто хочет "вырулить" в текущей ситуации, кому надо грамотно скорректировать текущие процессы, начиная от ИТ-стратегии и заканчивая простыми действиями. Для тех, у кого есть вопросы, которые хочется задать экспертам, кто ищет новые подходы и готов сфокусироваться на самом важном. Обучение онлайн + встреча в сентябре. Посмотреть программу и записаться: https://globalcio.ru/landing/it-strategy/

Образование CIO/CDTO. Нет проторенных дорог

«Я б в айтишники пошел, пусть меня научат...» Как ни удивительно, руководитель ИТ – это больше статус, чем профессия. Если, например, врач, окончив высшее учебное заведение по определенной специальности, может сразу работать по профилю, то специальности «Директор по информационным технологиям» или аналогичной ей нет ни в одном вузе. Причин здесь много. Главная из них, вероятно, в том, что CIO – должность не типовая. В каждой организации она имеет собственную специфику, поскольку руководителю ИТ-подразделения приходится иметь дело с определенной ИТ-инфраструктурой, бюджетом, бизнес-процессами и стратегией цифровой трансформации, амбициями руководства. Кроме того, помимо базовых знаний, которые предоставляет вуз, будущий CIO должен получить достаточный объем практических навыков.

Поэтому, открывая биографии известных CIO, можно натолкнуться на самые разнообразные пути развития их карьеры. Несмотря на то, что почти каждый из них еще в школе проявлял интерес к компьютерной технике и программированию, после школы, выбирая направление дальнейшего обучения, только часть из них остановилась на специальности информатика, остальные же выбрали менеджмент, экономические, физико-математические, юридические и даже педагогические специальности.

После обучения, как правило, будущий ИТ-руководитель уже понимает, в каком направлении хочет развиваться и какой планки достичь. По свидетельству многих ИТ-директоров, наиболее популярны два варианта развития. В первом случае специалист отвечает за определенный бизнес-процесс (например, финансовый блок), а затем возглавляет проекты по автоматизации своего подразделения. Второй сценарий – системное администрирование, когда специалист чувствует, что «перерос» свою должность сисадмина и готов заниматься управлением, проектами по внедрению ИТ.

Есть еще и третий интересный сценарий – когда человек сначала достигает успеха в бизнесе, а затем приходит к ИТ. Примером может стать история президента Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club, бизнес-тренера по ИТ Олега Суворова. Вот как он рассказывает об этом в одном из интервью: «Я занимался 1С, разработкой прикладного софта, пробовал себя в разных решениях, создавал собственные. К 25 годам я сформировал компанию, которая через пять лет выросла до 50 человек... Как правило, человек начинает работу в качестве администратора или программиста и проходит становление внутри своей профессии. Со временем это приводит к приобретению второго «скила» – умения «понимать и говорить»... В любом случае объединение профессиональной и управленческо-организационной компетенций образует компетенцию ИТ-директора. В моем же случае первым опытом был собственный бизнес, там просто не было шанса не получить эти «скилы».

Классическое образование: вузы. Какие из них дают самую лучшую базу ИТ

Итак, мы определились с тем, что образование CIO невозможно назвать в полной мере «классическим» или типовым. Очень многое зависит от личных качеств ИТ-менеджера, его целеустремленности, управленческих и аналитических навыков. Однако вузовское образование, дающее определенные базовые компетенции, формирующее навыки по поиску и использованию информации, также играет огромную роль в становлении молодого специалиста. В материале «Карьера CIO: большая стройка» (https://globalcio.ru/discussion/21916/) мы перечисляем учебные заведения, которые наиболее часто встречаются в биографиях ИТ-руководителей:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ),
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС),
  • МГТУ им. Н. Э. Баумана,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Политех),
  • БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова,
  • Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН),
  • Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов,
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

Очевидно, что лучшую базу для развития в области ИТ могут предоставить вузы с хорошей репутацией и компетентными преподавателями. Стоит заметить, что такие существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге: во многих регионах России качество образования в направлении ИТ также находится на высоком уровне. Более того, сейчас достаточно сильно распространена практика, когда крупные отечественные ИТ-компании работают с профильными учебными заведениями, проводят собеседования со студентами, начиная со старших курсов, и даже вовлекают их в реальные проекты, в том числе региональные. В связи с дефицитом ИТ-специалистов компании заинтересованы в том, чтобы выращивать собственные кадры. Это дает студентам хороший бонус к развитию компетенций и ценные практические навыки внедрения ИТ.

Что касается образования CDTO – считается, что это очередная «ступень эволюции» CIO. А значит – освоение этой профессии невозможно без глубокого опыта реализации бизнес-стратегий, хорошего знания рынка ИТ, возможностей современных ИТ-продуктов и их применения в процессе цифровой трансформации компании. Поскольку технологии могут кардинально меняться практически ежегодно, вузовские программы чаще всего не успевают за этими изменениями и дают только базовые, универсальные знания. Можно, конечно, использовать различные факультативные методы обучения – как самообразование, дополнительные курсы или упомянутые выше предложения ИТ-компаний. Но общие рекомендации по образованию для CDTO могут быть такими же, как для CIO.

Переквалификация: быстрые курсы по определенному ИТ-направлению

Несомненно, CIO и особенно CDTO должны хорошо ориентироваться в современной ИТ-повестке и реагировать на новые тренды, которые предлагает рынок. В зависимости от них изменяются возможности компании по автоматизации бизнес-процессов, стратегия цифровой трансформации. Ключевые тенденции на рынке, или мегатренды, например, наглядно представлены на «матрице трендов», которую ежегодно публикует «Ростелеком». Эта матрица, которая формируется на основе международных научных публикаций и патентов, отражает не только популярность того или иного направления в данный момент, но и его динамику и устойчивость. Так, в 2022 году обращают на себя внимание такие тренды, как искусственный интеллект, квантовые вычисления, электронное здоровье, интернет вещей, роботизация, информационная безопасность, E-Commerce, Data Mining, облачные вычисления, автопилоты, блокчейн и 5G.

Особую роль в России играет тренд на импортозамещение. В связи с уходом с российского рынка многих зарубежных вендоров у ИТ-руководителей возникает необходимость искать замену оборудованию и внедренным программным продуктам или новые схемы их поддержки. Вероятно, это сегодня самое актуальное направление, в котором CIO/CDTO должен подтвердить свою квалификацию. В этом ему может помочь, в том числе, участие в различных отраслевых мероприятиях, обмен опытом в профессиональной среде, тесное сотрудничество с ведущими российскими вендорами и системными интеграторами.

Не стоит забывать и о более прикладных трендах, которые проявляют себя в разных сегментах ИТ: контейнеризация приложений, RPA, Agile-методологии, концепция DevSecOps и другие. Каждый из них требует погружения в тему и вдумчивого применения: например, руководитель ИТ должен хорошо знать, какие именно бизнес-процессы можно эффективно роботизировать с помощью RPA. А для выстраивания внутри команды концепции DevSecOps необходима, помимо программных инструментов, сильная организационная составляющая.

Самые известные курсы, их плюсы и минусы

Для совершенствования навыков CIO/CDTO в разных направлениях существует множество онлайн-курсов повышения квалификации. Наиболее популярные из образовательных организаций и сервисов:

  • Яндекс.Практикум,
  • «Нетология» (Netology),
  • Skillbox,
  • GeekBrains,
  • Product Live (Skillfactory),
  • Skill Cup,
  • Interra.

Оценив, какие современные компетенции ему необходимы в текущей деятельности с учетом стратегии развития компании или на перспективу, ИТ-руководитель может выбрать подходящий курс из множества предложений. Например, в портфеле «Нетологии» есть такие ИТ-курсы, как «Soft Skills для руководителя», «Управление по Agile: Scrum, Kanban, Lean». У Skillbox есть курсы «Управление командами» и «Профессия TeamLead». Для совершенствования бизнес-навыков помогут курсы MBA – такие, как «Цифровая трансформация в бизнесе» или «Управление проектами» от Московской Бизнес Академии.

Преимуществами подобных курсов от проверенных компаний являются, в первую очередь, их соответствие трендам ИТ, общение с признанными экспертами, в том числе международными, упор на практическое использование навыков, официальный документ об окончании курса. Основным недостатком является высокая стоимость обучения – курсы могут обойтись в 50 тысяч рублей и выше.

Дополнительное образование – чему и как можно учиться «айтишнику»?

Для ИТ-руководителя можно предложить различные виды дополнительного образования: очные или заочные курсы (о них говорилось выше), партнерские программы (от интеграторов или вендоров), специализированная литература, практическое изучение смежных дисциплин (бизнес-аналитика, менеджмент и другие), обмен опытом с коллегами, непосредственное углубленное участие в текущих проектах.

Отметим, что помимо образовательных платформ, огромную образовательную деятельность проводят некоторые ведущие системные интеграторы – например, Softline или «Сетевая академия ЛАНИТ». В их портфеле можно найти курсы по администрированию операционных систем и баз данных, виртуализации, разработке, информационной безопасности, работе с отдельными программными продуктами и многие другие. В том числе, большое внимание уделяется отечественным импортонезависимым решениям, таким как: операционные системы (Astra Linux, РЕД ОС, ROSA Linux, Альт), офисные продукты, коммуникационные платформы, САПР, средства виртуализации, инструменты ИБ и другие. Собственные образовательные программы существуют и у вендоров отечественного ПО – группы «Астра», «РЕД СОФТ».

Как понять, что нужно сейчас, и выбрать самые эффективные курсы?

Полная картина современных потребностей бизнеса в отношении ИТ формируется из нескольких направлений. Во-первых, это мировые технологические тренды, такие как: искусственный интеллект, бизнес-аналитика, облачные сервисы, Big Data, роботизация.

Во-вторых, это потребности в цифровой трансформации конкретного бизнеса и конкретной компании, в которой работает ИТ-руководитель. Например, в добывающей отрасли и промышленности это могут быть технологии промышленного интернета вещей, частные сети LTE, цифровое моделирование (BIM). В транспортной отрасли – интеллектуальное видеонаблюдение и видеоаналитика.

В-третьих, это понимание государственной стратегии в области ИТ. Это касается не только импортозамещения, но и, например, электронного документооборота.

В соответствии с этими направлениями руководитель может подобрать для себя подходящую образовательную программу.

Как образовательные программы помогают повысить шансы на рынке труда в кризис?

Несмотря на то, что на рынке труда в ИТ-отрасли традиционно существует кадровый дефицит, компании не готовы брать с рынка любого свободного кандидата, особенно на такие позиции, как CIO или CDTO. К кандидату предъявляются большие требования и зачастую – подтверждение квалификации.

В этом смысле наличие документов о прохождении образовательных программ дает специалисту дополнительное преимущество при условии, что он умеет применять знания, полученные на таких курсах.

Hard skills и soft skills – что это значит в применении к ИТ?

Hard skills – это профессиональные знания, компетенции в профессиональной области. Для ИТ-руководителя, как и для всех других должностей, они могут быть прописаны в должностных инструкциях. Перечень этих компетенций зависит от потребностей организации в ИТ, такие компетенции можно указать в резюме. Например, профессиональный стандарт «Менеджер по информационным технологиям», разработанный АПКИТ, содержит обобщенные трудовые функции руководителя: управление операционной деятельностью организации в области ИТ, управление сервисами ИТ, управление цифровой трансформацией. Детали каждой из этих функций в конкретной организации будут определяться, соответственно, спецификой ее операционной деятельности, составом ИТ-инфраструктуры, использованием тех или иных ИТ-сервисов, «дорожной картой» цифровой трансформации.

Soft skills – это персональные социальные и психологические качества, которые также могут влиять на выполнение специалистом своих обязанностей. Для ИТ-руководителя, например, важны лидерские качества, потенциал управленца, ответственность, аналитические способности. Методика определения, оценки и корректировки soft skills хорошо описаны в нашем материале «Как связаны soft skills и формирование IT-команды» (https://globalcio.ru/discussion/3410/).

Актуальна ли для ИТ концепция «Long-life learning»?

Максим Белоусов, бывший Заместитель Председателя Правления "Абсолют Банк", долгое время проработавший директором по ИТ, в своей книге «Путь и шествие професCIOнала» так характеризует профессию CIO: «Занимаясь автоматизацией тех или иных процессов в компании, я так или иначе узнаю много больше о компании, чем другие сотрудники. Я имею представление о компании в целом не меньшее, чем генеральный директор, и даже более детальное и глубокое».

Получается, что деятельность CIO/CDTO не просто вынуждает специалиста к постоянному образованию, совершенствованию навыков, детальному изучению бизнес-процессов компании. Концепция «Long-life learning» органично вписывается в эту деятельность, хороший руководитель воспринимает это как естественный процесс.

745
Предметная область
Отрасль
Управление