Что тормозит цифровизацию многоквартирных домов в России? Татьяна Вепрецкая, НП «НЖК»

19 июля 2021
Что тормозит цифровизацию многоквартирных домов в России? Татьяна Вепрецкая, НП «НЖК»

Технологии уже давно могли бы превратить многоквартирные дома в более современное и комфортное жилье. Почему этого еще не произошло и есть ли шанс ускорить цифровизацию в жилищной сфере, рассказала директор Ассоциации «НП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая на круглом столе GlobalCIO|DigitalExperts «Умный город».

вепрецкая.JPGКак и во многих других сферах, в сфере ЖКХ пандемия изменила привычные подходы работы с потребителями. Востребованность колл-центров выросла на 60%, электронные платформы стали использоваться активнее, растет спрос на дистанционный формат взаимодействия с центрами обслуживания клиентов. Отвечая на эти запросы, центры обслуживания клиентов расширяют спектр услуг. Сейчас в электронном формате можно выбрать любого исполнителя услуг, любой вид услуг, контролировать их выполнение.

В цифровой формат уже переведены такие услуги, как:

  • организация и контроль за использованием общего имущества многоквартирного дома (МКД);

  • организация работы по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные и другие услуги;

  • юридическое сопровождение договоров управления многоквартирного дома;

  • услуги, предоставляемые лично потребителю: организация бытовых услуг;

  • оказание помощи активным собственникам многоквартирного дома и другие услуги. 

По словам Татьяны Вепрецкой, существующие в настоящее время технологии по управлению общим имуществом МКД можно разделить на три направления.

1. Управление объектом (запирающее устройство, диспетчеризация лифтов, централизованная вентиляция и климат-контроль, система мульти-медиа, управление коммунальной инфраструктурой).

2. Управление ресурсом (электричество, водоснабжение, водоотведение, отопление и т.д.).

3. Управление рисками (температура, влажность, утечки газа и воды, задымленность, напряжение электросети).

Эти технологии дают возможность собирать разнообразные данные об инфраструктуре дома, экономить ресурсы, гарантировать безопасность жителей. Тем более, каждое новое поколение оборудования оснащается дополнительным функционалом.

Приоритетной задачей сейчас становится управление рисками, подчеркнула Татьяна Вепрецкая. Однако для этого необходимо пользоваться оборудованием последнего поколения и стимулировать российских производителей создавать больше инновационных решений в сфере ЖКХ.

Однако таких стимулов сейчас недостаточно. В числе факторов, которые тормозят цифровизацию МКД, Татьяна Вепрецкая назвала следующие:

- Нет запрета на установку морально устаревшего оборудования в МКД. Часто при капремонтах устанавливается не самое современное оборудование, например, старые модификации приборов учета.

- Не предусмотрена государственная система стимулирования установки цифрового оборудования в МКД.

- Социальная система расчетов для населения за коммунальные услуги не мотивирует к установке цифрового оборудования. У людей, которые платят за «коммуналку» меньше положенного из-за социальных льгот, нет абсолютно никаких стимулов для того, чтобы задумываться об экономии ресурсов. Более того, люди могут лишиться существующих льгот. Это противоречие надо менять на законодательном уровне.

- Не предусмотрены меры социальной защиты для лиц, поставивших цифровое оборудование на общем имуществе МКД по энергосервисному договору.

Чтобы убрать эти «тормозы» с пути цифровизации МКД, нужно многое поменять в сфере управления многоквартирными домами. В частности, убедить управляющие компании перейти к «умному» капремонту – современное оборудование стоит, как правило, дороже, но благодаря более эффективному расходованию ресурсов, быстро окупается.

Также важны субсидии от государства за установку современного оборудования собственникам или управляющим компаниям.

И самая главная задача, по мнению Татьяны Вепрецкой, - это изменение текущего законодательства. Нужно ввести обязательное требование о модернизации инженерных систем и установки цифрового оборудования при проведении капитального ремонта, запретить устанавливать морально устаревшее оборудование, перейти на единые федеральные нормативы потребления коммунальных ресурсов и услуг, разработать меры поддержки для тех, кто внедряет и эксплуатирует современное оборудование.

Подробнее – в видео-выступлении и презентации


443
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление