Управление 1700 магазинами розничной сети "Фасоль" с помощью "1C:CRM"

Заказчик
METRO Cash&Carry
ИТ-поставщик
1С-Рарус
Год завершения проекта
2019
Сроки выполнения проекта
Июнь, 2017 - Декабрь, 2019
Масштаб проекта
15 624 человеко-часов
175 автоматизированных рабочих мест
Цели
  • Обеспечение финансовой устойчивости компании за счет автоматизации процессов учета магазинов, взаиморасчетов и подготовки отчетности.
  • Формализация процессов взаимодействия между сотрудниками, а также типовых процессов при работе с партнерами компании, что позволит сократить время на коммуникации и нивелировать потерю информации.

Уникальность проекта

Управление 1700 магазинами с помощью "1C:CRM" по всей России франчайзинговой сети "Фасоль", которую активно развивает "METRO Cash&Carry" – крупнейшая торговая сеть международного бизнес-формата cash&carry. С помощью "1С:CRM" создана единая база франчайзи.

Система позволила упростить открытие новых торговых точек – контролируется каждый этап открытия магазина, а также управление магазинами после открытия – контролировать ключевые показатели и вести взаиморасчеты. Руководство получило удобный инструмент для своевременного принятия решений.
Использованное ПО
Внедренные программные продукты:

1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2:
  • Управление бизнес-процессами
  • Управление клиентской базой
  • Управление продажами
  • Управление контактами с клиентами
  • Формирование отчетности
Сложность реализации
METRO Cash&Carry активно развивает франчайзинговый проект "Фасоль". Формат - розничные магазины у дома, которые закупаются в METRO по оптовым ценам. Это и продукты, и хозтовары, и полезные в быту вещи. Для METRO это приоритетный проект в России, который растет с большой скоростью.
Количество магазинов по всей России в таком формате достигло уже 1674 и продолжает расти. Когда проект только стартовал, большая часть операций, связанных с открытием торговых точек, делалась вручную, и этого было достаточно. Но для стабильного роста всей сети "Фасоль" необходимо было автоматизировать все бизнес-процессы бэк-офиса, чтобы не тормозить развитие проекта.

С самого начала это был амбициозный проект для компании. Руководство понимало, что для автоматизации нужна команда с большим опытом внедрения, которая смогла бы в короткие сроки доработать типовое решение под нужды проекта. Второе требование — в дальнейшем развивать систему в соответствии с потребностями бизнеса, соблюдать сроки и требования к качеству на всех этапах.

Компанию "1С-Рарус" в METRO выбрали по соотношению цена/качество. Для заказчика был важен гибкий подход к разработке: все задачи собрали в бэклог и поделили на спринты. Для достижения результата была выбрана смешанная методология – Заказчик и Исполнитель формируют двухнедельный спринт с детальным описанием входящих в него задач. Стоимость и трудозатраты на каждый спринт – фиксированные. Такой подход позволил довольно гибко подойти к управлению ключевыми процессами и сэкономил бюджет проекта за счет описания задач и сокращения рисков оценки комплексного технического задания.

Вся работа ведется на территории клиента — нужно оперативно принимать и описывать задачи для спринтов. Чтобы не было задержек на этапе тестирования, приняли решение, что спринт сразу идёт в продакшн, если он проходит обе системы тестов — Исполнителя и Заказчика. Если возникает необходимость критической доработки – выпускается внеплановый релиз, при этом доработки к уже выпущенному функционалу не входят в спринты.

Тестирование происходит на отдельном стенде, максимально приближенному к продуктивному окружению. Проверка на свежей копии базы с рабочими данными – обязательна.

В каждом проекте такого масштаба обязательно накапливаются мелкие задачи и улучшения, которые влияют на удобство работы или касаются мелких ошибок. Такие задачи решаются в рамках отдельного процесса поддержки, без ущерба переноса основных бизнес-задач в спринты.

Описание проекта
Результаты проекта

Специально для управления франчайзинговой сетью "Фасоль" разработана информационная система на основе двух решений: "1С:ERP Управление предприятием 2" и "1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2".

Оптимизирована обработка заявок потенциальных франчайзи. Теперь процесс проходит так – заявка сразу попадает в базу из множества разных каналов: сайт, почта, внутренняя заявка, входящий звонок и так далее. Они все попадают в виртуальную канбан-доску менеджера, который видит сразу все заявки, связывается с клиентами и принимает решение по каждому из них. Есть часть источников (например, внутренние заявки), которые сразу получают одобрение и идут в работу, экономя время менеджера на обработку.

Реализован механизм заполнения франчайзингового договора. В новом решении большая часть реквизитов заполняется автоматически, есть автоматическая смена статусов договора и информационный обмен с другими корпоративными системами. Появилась возможность сравнивать фактические цифры с плановыми — это сильно упрощает оценку региона с точки зрения развития сети и делает более точной оценку складских запасов.

Автоматизирована подготовка отчетности. Квартальную отчетность по партнерам можно теперь сформировать нажатием одной кнопки, а остальные отчеты каждое утро поступают на почту руководителей. Теперь в системе формируется около 20 отчетов, которые помогают оценивать текущую ситуацию в регионах и анализировать качество полученных данных.

Каждый франчайзинговый магазин генерирует большое количество активностей: платежи, бонусы, начисления, неустойки, договоры, кредиты, товарооборот. Закрывающие документы за квартал по каждому франчайзинговому магазину формируются нажатием одной кнопки в системе.

Сейчас достаточно нажать одну кнопку, чтобы система сама проанализировала все взаимоотношения с контрагентом, подвела баланс, сформировала закрывающие документы за квартал по каждой форме расчета и сохранила всё в файл для печати.
Всё направлено на то, чтобы упрощалось открытие новых торговых точек. Шаг за шагом менеджеры начинают контролировать каждый этап открытия нового магазина и своевременно реагировать на изменения.
География проекта
Все регионы РФ

Коментарии: 3
  • Александр Артюхов
    Рейтинг: 304
    Сберлогистика
    Руководитель направления
    26.11.2020 10:57

    Судя по всему, речь идёт о модели прямого франчайзинга. При обратном подобной задачи вообще бы не стояло. Посему пара вопросов:
    1. Показатели франчайзёров в систему вносятся вручную или есть интеграция с каждой из локальных торговых систем каждого из магазинов?
    2. Каким образом контролируются показатели франчайзёров?

  • Светлана Аношина
    Рейтинг: 5
    ООО 1С-Рарус
    Руководитель направления корпоративных CRM-решений
    07.12.2020 14:29

    Александр, добрый день.

    Совершенно верно, речь идет о прямом франчайзинге.

    1. Интеграции с каждой из локальных торговых систем на текущий момент нет. Возможно, такая интеграция будет реализована в дальнейшем, в рамках развития системы.

    Необходимые данные поступают из других корпоративных систем Компании.

    2. Плановые показатели вносятся в систему, в договор с партнером. Данные по фактическому выполнению поступают из других корпоративных систем компании. На основании этих данных формируются закрывающие документы за квартал и различные отчеты.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 1020
    Центр цифровой экономики МГУ
    Ведущий специалист
    04.01.2021 21:44

    Странно, что если следовать описанию проекта в результат на 10 магазинов получилось создать только одно рабочее место. Будем надеяться, что дальне будет расширение и на другие магазины. К положительным моментам можно отнести выбор отечественного решения даже для иностранной материнской компании. Хотелось бы в описании проекта большего внимания тому, на сколько было достигнуты заявленные цели проекта.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление