Единый биллинг (GreenField)

Заказчик
МегаФон
ИТ-поставщик
Nexign
Год завершения проекта
2018
Сроки выполнения проекта
Январь, 2015 — Октябрь, 2018
Масштаб проекта
12000000 человеко-часов
30000 автоматизированных рабочих мест
Цели
1. Проведение цифровой и бизнес-трансформации в компании «МегаФон»
2. Разработка и внедрение уникальной модульной архитектуры мирового уровня бизнес систем
3. Улучшение клиентского опыта и повышение качества обслуживания
4. Централизация процесса и сокращение времени запуска новых бизнес-инициатив
5. Создание экосистемы для быстрой интеграции внешних партнеров
6. Оптимизация совокупной стоимости владения и контролируемое развитие бизнес систем
7. Достижение технологического лидерства в телекоммуникационной отрасли РФ

Уникальность проекта

Огромная территория, количество часовых поясов, внутренних и внешних клиентов, технологических вызовов и количество изменений - делают проект "Единый биллинг" уникальным не только в России, но и в мировом телекоме.

Ключевым партнером программы трансформации стала компания Nexign (ранее «Петер-Сервис»), вместе с которой нам предстояло осуществить бизнес и ИТ трансформацию, разработать, внедрить и эксплуатировать уникальное современное решение с новой модульной архитектурой.

Над проектом работало более 1,5 тыс. человек по всей территории России и были вовлечены практически все функции компании.

В проекте нет парадигмы «заказчик-подрядчик», только совместные команды с общими целями и мотивацией.  Опыт взаимодействия и мотивации партнеров при такой трансформации - уникальный.

На российском рынке нет аналогов биллингового решения с поддержкой абонентской базы более 100 млн. абонентов со сложной тарификацией в режиме реального времени при широкой географии распространения.

Мы осознанно не замораживали развитие на время внедрения, а в ряде направлений даже увеличили скорость, учитывая ситуацию на рынке: все бизнес-инициативы реализовывались в 7-ми филиальных биллингах и в новом решении.

Новая распределенная архитектура позволяет обновлять систему без простоя и влияния на абонентов. В системе используются новейшие и уникальные технологии (например, Tarantool), предусмотрена цифровая микросервисная экосистема для быстрой интеграции партнеров.

Миграция клиентов из филиальных биллингов происходила бесшовно и без перерыва услуг связи для клиентов. Мы применили уникальный подход к миграция по технологии OnDemand (единичная миграция по запросу клиента, например, при смене тарифа). И впервые в мире технология OnDemand была запущена в промышленных масштабах для миллиона клиентов.

По итогам реализации проекта наш партнер nexign попал в Gartner Magic Quadrant («магический квадрант» Gartner) - единственное из российских BSS-решений. Биллинговое решение дорабатывается с учетом специфики зарубежных стран и поддерживает основные требования операторов уровня Tier.1

И самое главное, за время проекта мы создали уникальную сильную команду единомышленников, готовых к современным цифровым вызовам и верой в то, что невозможное - возможно!
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО
Управленческие принципы: доверие, открытость, одна команда с общими целями совместно с nexign

5000 серверов в 14 ЦОД, 8 ПБ. СХД. Отказ от Hi-End оборудования и переход к более дешевым и горизонтально масштабируемым решениям.

СУБД: Oracle, Cassandra, CouchBase, Elastic, Tarantool, InfluxDB.
Языки разработки: C, С++, C#, Java, JS, Lua, Perl, Python, PHP, Erlang, Ruby, Go

Основная часть бизнес приложений реализуется в рамках проекта, но также используются open-source решения (AKKA, Karaf, RabbitMQ)

Переход на Agile, DevOps с использованием таких инструментов: JIRA, Confluence, Zookeper, Ansible, Artifactory, Grafana, Docker, TeamCity, Jenkins
Описание проекта
В 2009 году завершилась реорганизация: филиалы ЗАО по всей России объединились в единую сотовую компанию ОАО "МегаФон" (сейчас ПАО). Таким образом, в компании появилось 7 биллинговых систем с собственными "кастомными" решениями, филиальными особенностями и разной орг. структурой. Рост производительности Hi-End оборудования не успевал за ростом абонентской базы и ростом количества услуг, ожидался дальнейший рост количества абонентов и услуг за счет M2M, IoT, да и филиальные особенности приводили к ухудшению "time to market". Компанией было принято решение создать единую бизнес систему с уникальной модульной архитектурой мирового уровня, взамен 7 текущих разных биллинговых систем. Проект был призван обеспечить достижение ряда и стратегических целей МегаФона: унифицировать текущие процессы ИТ и бизнеса, провести бизнес-трансформацию и федерализовать орг. структуру компании. Задачами проекта стали: реинжиниринг процессов, рационализация продуктового портфеля, архитектурная и продуктовая трансформация, запуск продаж в новой системе и миграция клиентов из старых 7-ми биллингов.
География проекта
Россия
Дополнительные презентации:
Nexign_Gartner MQ.pdf
Коментарии: 13

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 12.12.2018 17:56

    Проект сложный и интересный, главное - реально востребованный. И с ощутимым бизнес-эффектом. Есть ли понимание, какой примерно объём экономии дало единое решение в рамках оператора, в т.ч. с переходом на более дешёвые инфраструктурные решения?
    В качестве уникальности проекта цитируется отход от парадигмы "заказчик-подрядчик". А как было тогда организовано проектное управление, взаимодействие с подрядчиком и сдача результатов проекта? Какая проектная методология использовалась?

    • 09.01.2019 12:02

      Добрый день,

      Экономия – не ключевая цель, ради которой мы затеяли трансформацию. В первую очередь, мы видим результаты в скорости и количестве изменений, которые мы можем реализовывать (TTM). При этом, мы не используем дорогостоящие зарубежные технологии, в части ПО и не несем связанные с ними валютные риски. К сожалению, конкретные цифры озвучить я не могу.

    • 09.01.2019 12:05

      Подрядчик – наш ключевой партнер и часть общей команды. Ключевые моменты взаимодействия – общие цели и схемы мотивации. Единой проектной методологии нет. Мы использовали разные подходы, в зависимости от фазы проекта, направления и результатов, которые хотели достичь. И что важно, команды самостоятельно выбирали подход и методологию. Где-то это классический «водопад», где-то Agile практики. При этом очень важна общая координация, активная и вовлеченная работа PMO (проектный офис).

  • Андрей Кондратюк
    Рейтинг: 33
    АО "СНИИП"
    Начальник управления
    17.12.2018 15:18

    Все в одну кучу. 3 года для ИТ это очень долго.И правильный вопрос, каков эффект?

    • Андрей
      17.01.2019 14:31

      Мы изучали проекты трансформации в телеком по всему миру. Договаривались и ездили на референс-визиты, привлекали консультантов с мировым именем. Близкие по масштабу проекты, которые мы смогли найти, либо заканчивались неудачей, либо занимали больше времени. Могу с уверенностью сказать, что наш проект интересен мировому телеком-сообществу. К нам приезжают коллеги из других стран, чтобы перенять опыт трансформации.
      Если Вы знаете компании (пусть не из телеком) кто сделал подобные изменения намного быстрее, поделитесь, пожалуйста. Это будет интересно не только мне, но и другим CIO

      • Андрей Кондратюк
        Рейтинг: 33
        АО "СНИИП"
        Начальник управления
        18.01.2019 14:10

        Сергей, я нисколько не хотел принизить количество и качество трудозатрат. Мой комментарий о том, что сейчас в ИТ, проекты длиной более одного года имеют значительные риски на финише оказаться весьма не современными, а значит не эффективными. Возможно по этому нет других компаний, которые готовы единовременно взяться за такую трансформацию... А приезжать и перенимать такой опыт, в котором охвачен весь процесс, это очень правильно, но не влияет на конечное определение - успешен этот проект или нет. С Уважением, Андрей.

  • Александр Балабанов
    Рейтинг: 858
    Независимый эксперт
    Директор по ИТ и Цифровой трансформации
    21.12.2018 13:54

    Сергей приветствую! Вами были представлены цели:
    1. Проведение цифровой и бизнес-трансформации в компании «МегаФон»
    2. Разработка и внедрение уникальной модульной архитектуры мирового уровня бизнес систем
    3. Улучшение клиентского опыта и повышение качества обслуживания
    4. Централизация процесса и сокращение времени запуска новых бизнес-инициатив
    5. Создание экосистемы для быстрой интеграции внешних партнеров
    6. Оптимизация совокупной стоимости владения и контролируемое развитие бизнес систем
    7. Достижение технологического лидерства в телекоммуникационной отрасли РФ

    Можно по пунктам обозначить достижение целей, особенно по п.3, 4, 6

    Также: 1500 чел участников проекта - это кто?

    • Александр
      09.01.2019 12:13

      Добрый день.

      На похожий вопрос ответил выше.

      1500 чел: на разных фазах проекта количество вовлеченных сотрудников менялось, в целом, пропорция где-то такая:
      ~ 55% - команды разработчиков
      ~30% - команды внедрения/конфигурирования, тестирования, эксплуатации, ИТ инфраструктуры
      ~15% - коммерческое направление, аналитики, архитекторы, другие функции и PMO

  • Александр Балабанов
    Рейтинг: 858
    Независимый эксперт
    Директор по ИТ и Цифровой трансформации
    21.12.2018 13:55

    Сергей! Можно рассказать про ИКТ-Инфраструктуру? 5000 серверов - бренды, конфигурация... и про СХД.

    • Александр
      17.01.2019 14:29

      Александр,
      Мы используем сервера на архитектуре x86. Для нашего решения не важно кто производитель оборудования, выбор производителя регламентируются закупочными процедурами, утвержденными в компании. Используем blade-сервера для дальнейшей виртуализации. СХД middle-уровня и более дешевые для архивного хранения. Мы проектировали ИТ-инфраструктуру таким образом, чтобы в ней не было уникальных решений. Наш подход - максимальная стандартизация и экономическая эффективность. Ничего необычного в серверной инфраструктуре у нас нет.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.