СТИУМ — платформа для управления нетопливным бизнесом в сети магазинов при АЗС

Заказчик:
«Газпромнефть-Центр»
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
ГК «КОРУС Консалтинг»
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Сентябрь, 2020 - Ноябрь, 2023
Масштаб проекта
49000 человеко-часов
Цели
• Создание перспективной платформы для управления сопутствующими товарами и услугами (СТиУ), в том числе в партнерской (франшизной) сети.
• Автоматизация бизнес-процессов, повышение качества и скорости управления товарооборотом.
• Формирование единого пространства для учета товародвижения СТиУ.
• Интеграция информационных сервисов АЗС «Газпромнефть» в единое окно для партнеров.

Результаты
СТИУМ объединил участников процесса в единой цифровой среде. Решение является мастер-системой для централизованного управления бизнес-процессами в части сопутствующих товаров и услуг во всей сети АЗС.
СТИУМ помогает категорийным менеджерам управлять ассортиментом на АЗС и ценообразованием, обеспечивает прозрачную и согласованную работу с товарами магазина.
После завершения тиражирования на всю сбытовую розничную сеть в России компания планирует подключить к системе свои АЗС в странах СНГ, а также предложить продукт независимым партнерам.
Сейчас СТИУМ проходит регистрацию в реестре отечественного программного обеспечения.

Уникальность проекта

Для управления сопутствующими товарами компании требовалось российское программное обеспечение, поддерживаемое вендором и способное обеспечить высокую скорость разработки, а также бесшовную интеграцию со смежными системами для быстрого встраивания в сложный архитектурный ИТ-ландшафт. В качестве платформы для создания решения была выбрана система «1С:Управление торговлей».

Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО
СТИУМ
«1С:Управление торговлей»

Сложность реализации
  • Высокий уровень критичности для бизнеса. Бесперебойная работа СТИУМ крайне важна для компании, так как напрямую влияет на коммерческие операции.
  • Систему нужно было встроить в существующую ИТ-архитектуру «Газпромнефть-Центр», выполнив множество интеграций.
  • Из-за географической распределенности АЗС запустить решение единовременно во всей сети не представляется возможным. Специалисты выполняют постепенное подключение АЗС.
  • В связи со значительным объемом изменений в части бизнес-процессов компании, в том числе затрагивающими изменением ИТ-архитектуры розничного блока, внедрение системы происходит поэтапно, шаг за шагом заменяя привычные блоки.
  • Система является высоконагруженной.
  • У партнеров сети АЗС разный набор функций по схожим бизнес-процессам. Для централизации управления необходимо было объединить работу станций с учетом всех партнерских моделей.
  • Во время тиража необходимо было организовать удаленное обучение большого количества сотрудников АЗС. А также обеспечить сопровождение и быструю обработку критичных запросов.

Описание проекта
Сеть «Газпромнефть» включает более 1400 АЗС по всей России. Автозаправочные станции компании — не просто точки заправки автомобилей топливом, а многофункциональные комплексы: магазины с широким ассортиментом, кафе, сервис подкачки шин и мойки и др.
Нетопливные товары на АЗС называются сопутствующими. Для управления этой бизнес-функцией сети «Газпромнефть» требовалось российское ПО, которое поддержит развитие и обеспечит масштабируемость решения. Платформа для создания продукта — «1С:Управление торговлей». Выбор системы продиктован наличием широкой функциональности для розничного бизнеса, легкостью в модернизации и оптимальной стоимостью владения. Продукт получил название СТИУМ (сопутствующие товары и управление магазином), его задачи: управление ассортиментом, ценообразованием и товародвижением при работе с сопутствующими товарами сети АЗС.

СТИУМ охватил процессы: управление ассортиментом и ценообразованием, производство и кафе, товародвижение, внутренний и внешний электронный документооборот, интеграции с MDM- и POS-решением, системой ведения БУ и НУ, системой маркировки «Честный знак», EDI «Диадок» и другими продуктами (более 10 интеграций). В систему встроены модули согласований и уведомлений по различными бизнес-процессам.
Пользователи решения: сотрудники АЗС, осуществляющие складские операции в системе, а также сотрудники офиса, отвечающие за управление ассортиментом, ценообразованием, и ведущие контроль учетных операций. В системе могут работать несколько юридических лиц-партнеров головной компании с возможностью централизованной настройки условий их работы и контроля по заданным бизнес-процессам.
Из-за географической распределенности станций и сложности ИТ-ландшафта выполняется постепенное подключение АЗС к новой системе. Сотрудники офиса более года работают в СТИУМ. Тиражирование решения на 800 АЗС сети началось в августе 2023 и продлится до 2024 года.

Реализация проекта происходила ступенчато:
1. Разработка MVP (Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт). Первая версия включала функциональность централизованного управления ассортиментом и розничными ценами, интеграцию с системами НСИ, POS-решением. Запуск MVP СТИУМ был выполнен на десяти пилотных АЗС за 6 месяцев.
2. Тираж MVP на всю сеть АЗС и развитие решения. За следующие два года развития продукта были добавлены функции: ведение АЗС и информации о партнерах, производство и кафе, товародвижение и множество интеграций со смежными продуктами и системой маркировки «Честный знак».
3. Подключение сотрудников АЗС к работе в СТИУМ. Сейчас специалисты «КОРУС Консалтинг» выполняют тиражирование блока товародвижения.
4. Окончательный перевод блока учета сопутствующих товаров в СТИУМ и изменение архитектуры компании (вывод из эксплуатации некоторых заменяемых ИТ-систем).
Факторы успеха:
— Проектный подход. Отказались от классического waterfall в пользу гибридной методологии. Сначала спроектировали и запустили MVP, затем наращивали функциональность и постепенно подключали к системе АЗС по всей России. Это позволило избежать ситуации, когда из-за долгого процесса разработки решение перестает отвечать новым требованиям компании.
— Стабильная команда проекта, состав которой за все время проекта практически не менялся. Экспертиза не теряется.
— Сильные компетенции по бизнес-архитектуре и ИТ-архитектуре со стороны заказчика.
Компания продолжает развитие продукта и тиражирование на АЗС. После запуска СТИУМ на всю сеть в системе смогут одновременно работать 2000 пользователей.
После завершения тиражирования на всю сбытовую розничную сеть в России компания планирует запустить продукт в сети в странах СНГ, а также предложить независимым АЗС.

География проекта
Россия
Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Роман Кузнецов
    Рейтинг: 951
    ГК Интертехэлектро
    CDTO
    22.12.2023 10:39

    Павел, добрый день!
    Не удалось понять архитектуру решения. Это доработка на базе 1С:УТ или интегрированные решения СТИУМ + 1С:УТ?
    Второй момент, который хотел прояснить. Понятен подход к постепенному внедрению на объектах и обозначена целевая цифра в 2000 пользователей. Сколь пользователей уже в системе?
    Да, и почему не в блоке отраслевых решений по розничной торговле?

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 4767
    РАНХиГС
    Директор Проектов проектного офиса ректора
    04.01.2024 23:04

    Добрый день, обычно при автоматизации бизнес-процессов меняются какие-то параметры их исполнения, например, эффективность, и снижается количество ошибок. Проводились ли такие оценки? Изменилась ли удовлетворенность процесса у его владельца?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.