Импортозамещение мастер-системы по управлению клиентскими данными в банке

Заказчик
ВТБ
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
HFLabs
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Март, 2022 - Сентябрь, 2023
Масштаб проекта
36000 человеко-часов
Цели
1. Провести бесшовное импортозамещение платформы розничной MDM
2. Повысить качество клиентских данных
3. Ускорить процессы обслуживания клиентов

Результаты

1. Обеспечен бесшовный переход на российскую платформу управления клиентскими мастер-данными на основе решения «Единый клиент». Решение гибко адаптировано под бизнес-задачи и архитектуру банка. Ожидаемая экономия средств за счет перехода на российское решение составит около 500 млн руб. за три года.

2. Улучшилось качество клиентских данных. В частности, произошло сокращение дублей карточек клиентов. Найдено 3,7 млн. потенциальных дублей по новым правилам, из них 1,2 млн являются гарантированными дублями.

3. Сократилось время отклика по созданию/изменению клиентских данных в 1,5 раза, что ускорило процессы обслуживания. Произошло сокращение объема ручных корректировок дата-офицерами: до 40% за счет автоматической стандартизации и нативного UI.

Уникальность проекта

Мастер-система по управлению клиентскими данными встроилась в сложную IT-архитектуру банка. Особенность архитектурного решения в том, что напрямую клиентский MDM не интегрирован ни с одной системой. Перед ним стоит «Карточка ФЛ» - шина, которая является зеркалом MDM: направляет потоки данных, смотрит за их качеством и возвращает эти данные в системы. Шина обеспечивает:

  • агрегацию всех поставщиков и потребителей в одном месте и управление доверительностью этих поставщиков и потребителей;
  • форматно-логический контроль данных;
  • возможность хранения своей базы и управление этой базой для того, чтобы данные можно было вернуть, например, в асинхронном запросе.

Переход на новую MDM-систему был осуществлен без остановки бизнес-процессов. Сейчас под управлением системы около 100 млн клиентских записей.

До конца планируется сделать MDM полностью безотказной системой. Для отказоустойчивости и резервирования БД у нас до конца года будет запущено четыре активных приложения «Единого клиента» в разных ЦОД. Такого на российском рынке еще никто не делал.

Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО

«Единый клиент» – мастер-система по управлению клиентскими данными
«Фактор» – программный продукт для стандартизации данных
«Карточка ФЛ» - шина, которая является зеркалом MDM

Сложность реализации

ВТБ – второй по объему розничного бизнеса банк в России. Сложность IT-архитектуры банка объясняется его масштабом, а также поглощением других финансовых организаций.

На момент внедрения прежнего MDM такой сложной IT-архитектуры еще не существовало. Для внедрения MDM-системы «Единый клиент» пришлось проанализировать все бизнес-процессы, связанные с клиентскими данными, и привести в соответствие c MDM многочисленные системы, которые выступают источниками и потребителями данных.

Описание проекта

Банк запустил стрим, главной темой которого стало качество клиентских данных и переход на российское решение. Затем последовала стадия анализа бизнес-процессов и архитектурных решений, а также обсуждение с вендором общего видения проекта.

После того, как целевая архитектура была проработана, последовала стадия приведения в соответствие с MDM внутренних систем банка.

В промышленную эксплуатацию система была запущена в сентябре 2023 года. Обеспечен бесшовный переход, остановки бизнес-процессов для этого не потребовалось.

  • К новой платформе подключены все сервисы по работе с клиентскими данными физических лиц и связанных физических лиц ЮЛ, а также все потребители данных (200+ сервисов)
  • Реализовано 20+ микросервисов в инфраструктуре платформы «Карточка ФЛ» для обеспечения полноценной работоспособности MDM в целевой архитектуре, повышения автономности и скорости работы процессов.
  • Процесс дедубликации расширен новыми правилами для повышения качества клиентских данных и минимизации дублей – вместо 25 правил стало 139.
  • Золотая (эталонная) запись физлица формируется по новым, более эффективным правилам. Точность идентификации стала выше, а количество ручных исправлений меньше.

География проекта
Вся Россия
Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Александр Гудов
    Рейтинг: 49
    АО ОКБ
    Head of Data & Analytics Platform
    16.11.2023 10:20

    Высокотехнологичный проект! Успехов!

  • Александр Воронцов
    Рейтинг: 5
    АЭРО
    Директор по развитию
    17.11.2023 12:05


    Добрый!

    А можно вопросы позадавать? Буду рад ответам (если, разумеется, это позволяет NDA)

    А какое решение заменяли, если не секрет?

    Экономия 500+ млн рублей за 3 года это "прогнозный факт" на лицензионных валютных платежах за зарубежное решение? Или оценка снижения расходах на эксплутацию / поддержку в теории?

    3.7 млн потенциальных дублей – более чем большое число – звучит слегка "завышенно", эээ, даже для базы 100+ млн. Где и как оно пряталось? Или "потенциальные" это пока на расследовании и по ним склейка еще не совершена?

    Не совсем понял формулировку, что нативный UI позволил сократить на 40% объем ручных корректировок? Сократилось кол-во фактов корректировок или время, расходуемое на них?

    О каком кол-ве дата офиса на корректировках мы говорим (опять же, если не секрет) – хочется понять насколько значим может быть эффект такой экономии в абсолютных, а не % (процентных) значениях ...

    Спасибо!

    • Эдуард Родионов Александр
      Рейтинг: 78
      ВТБ
      Руководитель кластера
      17.11.2023 12:25

      Добрый день. По порядку:

      Заменяли siebel oracle.

      Экономия складывается из многих факторов, на самом деле плановый экономический эффект гораздо больше, мы уже начали его получать, видим как новый МДМ отражается на процессах, в первую очередь отказоустойчивость, формирование золотой записи, и лучшие данные для фронтальных сервисов. Ключевые факторы - стоимость поддержки снизилась в 4 раза, релизная политика сократилась до атомарных релизов несколько раз в месяц, эксплуатацию пока не оценивали, так как еще не вся инфраструктура сделана. Повышение производительности наверное ключевое, что влияет на эффект. Теперь нет проблем с большими массивами данных, количество RPS выросло в десятки раз, появились новые методы работы с данными, конечно это все, не только МДМ, но и окружение сервисов, которые мы строили эти 1,5 года.

      По дублям - у нас действительно такая картина, oracle в своей архитектуре был крайне сложен, и маленькое количество правил не позволяло выявлять их. Более детально об этом, я готов буду рассказать на ближайшей конференции HFLABS, там сможем обсудить данные вопросы.

      По UI, мы так же сейчас его развиваем, конкретные сокращения наблюдаем в ручных корректировках, в массовых ремонтах, время на принятие решение снизилось в трое(если понимаете, как устроен oracle customer hub, то думаю есть представление, какой там был UI, и сколько было вкладок)

      Сейчас дата офис на всю группу компаний, это порядка 10 человек, в день стюарды могут обрабатывать до 1500 карточек, но в конфликтах у нас не более 20% от этого объема, Доработки ближайшего будущего, позволят уменьшить эти кейсы.

      В целом мы ушли от двухсторонней модели клиент - проспект, внедрили статусы жизненного цикла по клиенту, и теперь наша модель золотой записи всегда является эталонной.

      Удачи!

  • Татьяна Курганович
    Рейтинг: 640
    ПАО ВТБ
    Заместитель начальника управления "Развитие технологий продаж и обслуживания КЦ"
    22.12.2023 18:03

    Эдуард, привет! Мастшабно!

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 2527
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    08.01.2024 23:57

    Добрый день. Не совсем понятно какой стэк технологий использовали, указано что импортозамещение, какие платформы из реестра рассматривали и как остановились на текущем выборе?

  • Эдуард Родионов
    Рейтинг: 78
    ВТБ
    Руководитель кластера
    09.01.2024 15:05

    Использовали Oracle Siebel, перешли на Postgre

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.