Повышение уровня качества предоставления ИТ-услуг с помощью Service Desk Итилиум
- Заказчик:
- Российский Футбольный Союз
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Деснол Софт
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Февраль, 2022 - Декабрь, 2022
- Масштаб проекта
- 1274 человеко-часа
- Цели
Организовать процессы обслуживания потребителей услуг с применением единых стандартов управления и поддержки сервисов в соответствии с лучшими мировыми практиками и рекомендациями ITIL.
• Усовершенствовать процесс управления инцидентами и упростить процессы управления технологическими сервисами.
• Улучшить качество обслуживания и повысить удовлетворенность пользователей.
• Оптимизировать затраты на поддержку сервисов и повысить производительность технических служб.
• Использовать отечественное решение, для снижения рисков ухода вендеров.
- Результаты
-
Процессы обслуживания потребителей услуг организованы с применением единых стандартов управления и поддержки сервисов в соответствии с лучшими мировыми практиками и рекомендациями ITIL.
-
Организована и функционирует первая линия поддержки, которая обеспечивает регистрацию обращений пользователей по услугам, а также обратную связь по оказанным услугам.
-
Предоставление услуг производится на основе единого каталога услуг и в рамках зафиксированных соглашений об уровне услуг.
-
Деятельность подразделений технической поддержки и подрядчиков в рамках внедренных процессов (Управление каталогом услуг, Управление уровнем услуг, Управление инцидентами, Управление запросами на обслуживание, Управление работами) регламентирована и подчинена единым правилам работы.
-
Пользователи уведомляются о ходе работ над обращениями и оценивают качество выполненных работ.
-
Формируется регулярная отчетность по процессам, рассчитываются значения КПЭ (KPI) по внедренным процессам.
-
В результате организованного экспертами «Деснол Софт» обучения повышена квалификация сотрудников в контексте библиотеки ITIL. Созданы видео- и текстовые инструкции для сотрудников 1-й и 2-й линий поддержки по работе в системе Итилиум с учетом кастомизированных блоков.
-
Улучшен процесс управления инцидентами, упрощены процессы управления технологическими сервисами и увеличена прозрачность за счет интеграции системы поддержки с информационными системами РФС с использованием практик ITIL.
-
Повышено качество обслуживания и уровень удовлетворенности пользователей за счет снижения времени обработки поступающих заявок, организации информирования потребителей услуг о ходе работ и получения ими обратной связи о качестве проведенных работ, обеспечения мультиканальности подачи обращений в службу Service Desk.
-
В результате внедрения Service Desk Итилиум организация получила инструмент для оптимизации затрат на поддержку сервисов и повышения производительности за счет:
-
улучшения качества контроля и планирования деятельности сотрудников технической поддержки в результате автоматизации (автоматизированные процессы значительно уменьшают время и ресурсы, затрачиваемые на выполнение задач; позволяют более четко оценить потребность в ресурсах), использования инструментов мониторинга и анализа данных для организации проактивного подхода к предотвращению проблем и решению их на ранней стадии.
Экономический эффект от внедрения (%):
-
ускорение обработки заявок в техническую поддержку: 300%
-
сокращение операционных и административных расходов: 20%
-
сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 75%
-
ускорение получения отчетности: 85%
-
Уникальность проекта
1. Уникальные решения для автоматизации бизнес-процессов. Создание системы управления задачами и запросами клиентов на основе алгоритмов машинного обучения для автоматической маршрутизации запросов и определения приоритета.
2. Реализация современных технологий и методик работы: интеграция с различными системами и сервисами через API, использование DevOps-практик для автоматизации процесса развертывания систем, распределения обращений (Swarming), применение agile-методик для управления изменениями.
3. Интеллектуальный анализ данных. Использование аналитики данных для изучения проблем, их решений и предотвращения повторения проблем в будущем. Реализация алгоритмов для выявления корневых причин проблем и предложения автоматических решений на основе наиболее эффективных практик.
4. Реализация модели self-service, при которой сервис деск автоматизирован и клиенты могут решать проблемы сами без участия операторов технической поддержки за счет использования базы знаний на портале самообслуживания.
5. Технические аспекты. Веб-портал для потребителей услуг Итилиум был интегрирован в корпоративный портал РФС и «встроен» в его интерфейс для удобства пользователей.
6. Омниканальность. Настроены вариативные способы поступления заявок в Service Desk для удобства пользователей: почта, веб-портал, веб-клиент, Telegram-бот. Вне зависимости от канала поступления заявки, все они агрегируются в Итилиум, что позволяет управлять ITSM-процессами и оценивать их эффективность.
7. Предметная область. Автоматизированы услуги в уникальной общественной организации, которая занимается деятельностью в области спорта на федеральном уровне. Область деятельности и качество организации услуг в этой организации имеет колоссальную важность на уровне всей Российской Федерации. Кроме того, организация активно применяет цифровые платформы для управления своей деятельностью. Управление технической поддержкой всех этих платформ такое включено в контур автоматизации ITSM-процессов с помощью Итилиум. Например, бизнес-услуги организации включают, помимо стандартных (организация рабочего места сотрудника, поддержка информационных систем, документооборота и пр.) такие уникальные услуги, как:
-
Портал обучения РФС
-
РФС.ЦП: Арбитры
-
РФС.ЦП: Лицензирование
-
РФС.ЦП: Наша смена
-
РФС.ЦП: Паспортизация
-
РФС ЦП: Управление соревнованиями
-
Техническая поддержка соревнования
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Service Desk Итилиум
веб-портал Итилиум
Битрикс-24
- Сложность реализации
Выбор решения, соответствующего требованиям импортозамещения, и полноценно поддерживающего ITSM
Привлечение к централизованной работе в системе подрядных организаций. Благодаря качественной проработке процессов и организации тренингов, в краткие сроки была организована работа в системе подрядчиков 2 и 3 линии поддержки.
- Описание проекта
Автоматизированы процессы:
Управление каталогом и уровнем услуг
Управление обращениями (инцидентами и запросами на обслуживание)
Управление работами
Управление ИТ-активами и конфигурациями
Управление проблемами
Управление изменениями
Управление знаниями
Управление релизами
Оценка эффективности процессов
Выполнены работы по адаптации:
Настроены множественные варианты отчетов, в том числе «Отчета по метрикам» для ключевой KPI в РФС — MTTR.
Настроена произвольная бизнес-логика с помощью правил обработки.
Реализованы 11 запросов на изменение в тиражном продукте Итилиум.
Адаптирован веб-портала Итилиум для интеграции — «встраивания» в корпоративный портал РФС на 1С-Bitrix.
Доработаны механизмы доменной авторизации веб-портала Итилиум и возможности веб-портала для поддержки разных видов хранения сессий PHP.
Автоматизация управления услугами позволила повысить эффективность службы поддержки РФС, что положительно отразилось на экономических показателях. В рамках совершенствования инструментов оценки эффективности на основе методологии ITIL внедрен целый ряд отчетов, которые успешно формируются в Service Desk Итилиум.
Ключевой отчет — «Среднее время выполнения обращений» — в отчете выводится значение метрики MTTR в разрезе услуг, используемых в обращениях
«Нерешенные обращения подрядчиков в разрезе услуг» — отчет показывает перечень незакрытых обращений в разрезе услуг на дату формирования отчета. Для каждого обращения отслеживается соблюдение SLA (просрочен или соблюден) с подсчетом количества просроченных и соблюденных обращений в отдельной таблице.
«Нерешенные обращения подрядчиков в разрезе рабочих групп» — отчет показывает перечень незакрытых обращений в разрезе рабочих групп на дату формирования отчета. Для каждого обращения отслеживается соблюдение SLA (просрочен или соблюден) с подсчетом количества просроченных и соблюденных обращений в отдельной таблице.
«Решенные обращения подрядчиков в разрезе услуг» — отчет показывает перечень закрытых обращений в разрезе услуг на дату формирования отчета. Для каждого обращения отслеживается соблюдение SLA (просрочен или соблюден) с подсчетом количества просроченных и соблюденных обращений в отдельной таблице. Для каждой услуги происходит итоговый расчет соблюдения SLA по обращениям.
«Решенные обращения подрядчиков в разрезе рабочих групп» — отчет показывает перечень закрытых обращений в разрезе рабочих на дату формирования отчета. В отчете для каждого обращения отслеживается соблюдение SLA (просрочен или соблюден) с подсчетом количества просроченных и соблюденных обращений в отдельной таблице. Для каждой рабочей группы происходит итоговый расчет соблюдения SLA по обращениям, в которых данная рабочая группа указана.
«Реестр зарегистрированных обращений за период с группировками» — отчет выполнен в виде нескольких таблиц, в которых содержится информация о количестве обращений, зарегистрированных в разрезе месяцев, дней, дней недели и часов (т.е. мы можем получить статистику в какие дни, часы в службу технической поддержки поступает наибольшее или наименьшее кол-во обращений).
«Отчет об обратной связи» — отчет выполнен в виде нескольких таблиц и диаграмм. В отчете доступна общая информация о количестве оцененных и неоцененных обращений с детализацией по оценкам (т.е. количество обращений с оценкой «5», «4», «3», «2», «1»). В диаграммах возможно отслеживать как в течение месяца, недели, года менялись значения по средней оценке.
В отдельных таблицах и диаграммах возможно увидеть сведения об удовлетворенности:
«По клиентам» (как оценивали работу службы поддержки сотрудники других подразделений или внешних организации).
«По услугам» (как оценивали работу службы поддержки при обращении пользователя по определенной услуге)
«По ответственному сотруднику» (в таблице отражается средняя оценка ответственного за решенные обращения).
Для достижения высоких результатов на проекте особое внимание проектная команда уделила обучению и тренингам до запуска Service Desk и консультационному сопровождению в процессе эксплуатации системы.
Проведены тренинги:
Service Level Management — тренинг, в котором рассматриваются два процесса ITIL «Управление каталогом услуг» и «Управление уровнем сервиса».
Тренинг по организации Service Desk для сотрудников технической поддержки и подрядных организаций.
- География проекта
- Проект внедрения осуществлялся в Москве, с возможностью получения запросов в систему, и подключения специалистов поддержки для их решения со всего мира.