Внедрение и автоматизация расчетов по МСФО 17

Заказчик
ООО "СК "Сбербанк страхование жизни"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ООО "Кэпт налоги и консультирование"
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2021 - Ноябрь, 2023
Масштаб проекта
12000 человеко-часов
Цели

Начиная с 2023 года на территории РФ вступили в силу требования МСФО 17 для целей подготовки консолидированной отчетности страховыми организациями. Стандарт МСФО 17 полностью меняет как процесс подготовки отчетности, так и содержание отчетных форм и раскрытий, предъявляя высокие требования к гранулярности расчетов и к их количеству.
Для того чтобы компания имела возможность подготовить отчетность в сжатые сроки, необходимо было автоматизировать процесс расчетов по МСФО 17 путем внедрения новой АИС.

Помимо самого процесса подготовки финансовой отчетности внедрение МСФО 17 приводит к необходимости полностью перестроить процесс подготовки управленческих и аналитических отчетов, а также процесс прогнозирования финансовых результатов компании. Эти задачи также должны были быть решены при внедрении новой АИС.

При этом наша компания хотела получить максимум выгод от внедрения новой отчетности и спроектировать АИС таким образом, чтобы в дополнение к набору требуемых отчетных форм и раскрытий получить на выходе детальную бизнес-информацию, которую мы могли бы впоследствии использовать для оперативной аналитики ключевых показателей нашего страхового портфеля.

Реализовывать этот проект мы решили совместно с нашими партнерами из компании Кэпт.

Результаты

В настоящий момент АИС IRAT успешно используется для подготовки ежеквартальной групповой отчетности по МСФО 17. По состоянию на конец октября 2023 года наша компания уже 3 раза прошла процесс сдачи отчетности в данном ИТ-решении. Ведутся работы по интеграции с КХД компании.

В условиях сжатых сроков к предоставлению раскрытий и значительного объёма исходных данных, подготовка качественной и понятной отчётности без автоматизации была бы невозможна, даже при использовании значительного человеческого ресурса. Более того, такие расчёты могут быть выполнены только с привлечением квалифицированных актуариев, обладающих знаниями в этой инновационной области.

На текущий момент весь страховой рынок испытывает значительную нехватку таких специалистов и их найм является дорогостоящим и сложным процессом. Таким образом, автоматизация позволила не только сократить сроки и уменьшить количество требуемого ресурса, но ещё и решить стратегическую проблему с наймом и привлечением актуариев, а текущие ресурсы этих специалистов переаллоцировать на другие бизнес-задачи.

В ИТ-решении период выполнения расчетов по всему портфелю компании занимает менее 2-х часов, что позволяет укладываться в сжатые сроки сдачи отчетности даже с учетом формирования нескольких версий расчетов.

Уникальность проекта

Внедрение и автоматизация требований МСФО 17 стали одним из крупнейших вызовов для страховых организаций всего мира за последние десятилетия. Проблематика разработки ИТ-решения по МСФО 17 заключается в сложной координации методологов, разработчиков и бизнес-команды заказчика.

В 2021 году, когда принималось решение о выборе подрядчика, на рынке в основном присутствовали международные поставщики, которые предлагали коробочные решения, преднастроенные под европейские страховые продукты. Эти решения потребовали бы в дальнейшем масштабной доработки под российские страховые продукты. В результате мы выбрали ИТ-решение АИС
IRAT наших партнеров из Кэпт, которое изначально разрабатывалось локальной командой для российского страхового рынка. В рамках проекта подрядчик отвечал как за методологию, так и за ИТ-разработку, что существенно упростило организацию проекта и процесс взаимодействия нашей команды с командой подрядчика.

В результате проекта мы активно используем АИС
IRAT для подготовки финансовой и управленческой отчетности, а также для целей прогнозирования. По нашей информации мы стали первой страховой компанией на российском рынке, успешно автоматизировавшей подготовку отчетности по МСФО 17 на промышленной основе.
Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО

1. Состав технических средств включает в себя следующий набор ПО и технологий:

  • Серверная часть продукта (back-end) системы разработана с использованием языка программирования Python;
  • Внешний интерфейс (front-end) разработан с использованием Node.JS;
  • База данных (database) - PostgreSQL и Oracle;
  • В качестве брокера сообщений используется RabbitMQ;
  • В качестве оркестратора ETL-процессов используется Apache Airflow;
  • Микросервисы запускаются в docker-контейнерах под управлением операционной системы Linux.

2. Система содержит интерфейсы для взаимодействия с внешними системами для обеспечения обмена информацией в рамках различных технологических процессов, в частности:

  • Корпоративное хранилище данных;
  • Электронная почта (MS Exchange);
  • Система авторизации и аутентификации (Keycloack);
  • Индексация файлов в установленных директориях;
  • Системы загрузки потоков в формате excel/csv.

3. Функциональная архитектура системы состоит из следующих ключевых компонент:

  • Пользовательский интерфейс: обеспечивает взаимодействие пользователей с ИТ-решением посредством веб-сервера.
  • Модуль идентификации и авторизации: обеспечивает авторизацию пользователей
  • Модуль загрузки исходных данных (ETL): отвечает за загрузку данных по расписанию и по запросу
  • Модуль архивирования данных сырого слоя: проводит архивирование данных сырого слоя (экспорт таблиц сырого слоя, исторические данные)
  • Модуль версионирования: отвечает за версионирование данных на основе исходных данных
  • Модуль управления и настроек: обеспечение управление нормативно-справочной информацией и проверки данных на основе заложенных ФЛК
  • Модуль формирования результирующих данных: реализует формирование отчетных форм в соответствии с требованиями регулятора
  • Модуль расчетов: расчеты по всем применимым моделям оценки МСФО 17 в части прямого страхования и перестрахования, расчеты в нескольких режимах (финансовая отчетность, планирование, анализ чувствительности, управленческая отчетность)
  • Модуль сохранения рассчитанных данных: отвечает за сохранение результатов расчетов в БД
  • Модуль оркестрации задач: отвечает за прием, проставление в очередь и передачу сообщений на обработку
  • Реляционная БД: отвечает за хранение и обработка данных по запросу от модулей ИТ-решения
  • Файловое хранилище: отвечает за хранение резервных копий и исторических данных по входящим денежным потокам
  • Apache Airflow: обеспечивает интеграцию с КХД в части входной и выходной витрины

Сложность реализации

1. Необходимость разработки ИТ-решения параллельно с внедрением / доработкой методологии, как следствие - потребности в высокой степени адаптивности со стороны разработчиков и аналитиков.

2. В ходе проекта возникло множество идей по доработкам, направленных на функциональное развитие ИТ-решения.

Возникла задача по разработке нового дополнительного функционала параллельно с поддержкой основной версии решения, на которой проводится подготовка финансовой отчетности.

Как следствие - необходимость обширного и тщательного архитектурного проектирования, тестирования и QA для того, чтобы новый функционал не повлиял на работоспособность уже существующего функционала, и на отчетные данные, которые были уже сформированы.

3. Необходимость перехода с импортных технологий: в ходе проекта возникла необходимость переезда процессов разработки из Microsoft Azure в Git и облачные сервисы Яндекса, при этом переезд должен был быть организован максимально бесшовно, чтобы не повлиять на сроки проекта и работоспособность системы.

4. Сложность разработки расчетной логики ИТ-решения в соответствии с комплексными требованиями МСФО 17 для каждой требуемой модели оценки. Разработчики расчетного модуля должны были обладать специальными знаниями в области МСФО 17 и математических расчетов в страховании, в связи с чем модуль был написан разработчиками-актуариями.

Описание проекта

Переход на новый стандарт отчетности МСФО 17 - масштабная задача для страховой компании, которая включает следующие этапы:

  • автоматизация подготовки исходных данных;
  • разработка алгоритмов расчетов для отчетности по МСФО 17 и их автоматизация;
  • интеграция с КХД компании;
  • настройка системы учета.

С учетом размеров бизнеса нашей компании подготовка отчетности МСФО 17 требует вычисления порядка 60 000 показателей для каждого месяца только для формирования необходимых раскрытий.

В связи с этим ключевым этапом процесса перехода на стандарт является разработка и автоматизация алгоритмов расчетов, которые должны отвечать требованиям стандарта МСФО 17 и требованиям Центрального Банка.

При этом ИТ-решение должно отвечать следующим бизнес запросам:

1. Функционал ИТ-решения должен позволять подготовить как финансовую отчетность, так и управленческую отчетность, а также позволять строить прогноз финансового результата будущих периодов;

2. В ИТ-решении должны формироваться формы и раскрытия для целей отчетности МСФО и ОСБУ, а также проводки;

3. Алгоритмы расчетов и подготовки отчетов должны быть прозрачны, при необходимости их можно показать аудитору;

4. Решение должно позволять произвести расчеты в сжатые сроки, и должно позволять эффективно работать с несколькими версиями расчетов;

5. Уровень детализации расчетов должен позволять собрать максимум полезной информации для анализа ключевых метрик страхового портфеля;

6. Ролевая модель и пользовательский путь должны быть достаточно гибкими для отработки нестандартных сценариев при подготовке отчетности.

В рамках проекта нашими партнерами из компании Кэпт были разработаны универсальные детальные Excel-модели, которые полностью описывают алгоритмы расчета от получения входящих данных, выполнения промежуточных расчетов до формирования отчетных форм, раскрытий и проводок.

На базе разработанных Excel-моделей был написан расчетный модуль в Python, был разработан интерфейс ИТ-решения по МСФО 17 АИС IRAT.
География проекта
Россия
Дополнительные презентации:
Описание архитектуры ИТ-решения для расчетов по МСФО 17.pdf

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.