Автоматизация процесса финансового планирования в АО Банк ЦентрКредит (Казахстан)

Заказчик
АО Банк ЦентрКредит
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Intersoft Lab
Год завершения проекта
2018
Сроки выполнения проекта
Февраль, 2018 — Октябрь, 2018
Масштаб проекта
2768 человеко-часов
150 автоматизированных рабочих мест
Цели

Автоматизировать процесс финансового планирования Банка с применением прогнозной аналитики.

В рамках финансового плана обеспечить формирование планового баланса, отчета о прибылях и убытках, ключевых показателей эффективности (KPI), планов продаж банковских продуктов, работы с проблемной задолженностью, бюджетов затрат и инвестиций.

Уйти от ручных процессов и обеспечить оперативность подготовки, корректировки и согласования нескольких версий плана на основе прогнозной аналитики с учетом поведенческих характеристик клиентов и особенностей регионов.

Уникальность проекта

В Банке автоматизирован процесс финансового планирования с применением прогнозной аналитики.

С помощью инструментов, интегрированных с ХД, обеспечено детальное планирование в масштабах Банка силами Департамента планирования и финансов, вооруженного историческими данными и прогнозными процедурами, учитывающими поведенческие характеристики клиентов и особенности регионов. Бизнес-группы и филиалы оппонируют мнению ДПиФ о достижимости поставленных целей не только на основании своего экспертного суждения, но и используя результаты расчетов прогнозных процедур.

Банк получил уникальный инструмент скользящего прогнозирования управленческого баланса, отчета о прибылях и убытках и KPI и контроля их отклонения от плановых показателей. С помощью приложения «Финансовое планирование» в любой момент можно оперативно рассчитать прогноз финансового результата с учетом изменения рыночной конъюнктуры и текущего состояния портфелей. Это дает Банку совершенно новое уникальное качество принятия управленческих решений.

Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО

Проект реализован с использованием приложения «Финансовое планирование» производства российской компании Intersoft Lab (www.iso.ru). Приложение функционирует в составе эксплуатируемой в Банке CPM-системы «Контур», предназначенной для управления корпоративной эффективностью (CPM — Corporate performance management platform). В составе CPM-системы Банк эксплуатирует:

  • Хранилище данных «Контур» (сокр. ХД) для сбора и хранения данных из различных информационных систем банка, контроля их качества и подготовки к планированию и формированию отчетности.
  • Модель данных банка: приложения «Реестр контрагентов», «НСИ», «Главная книга»; модули «Кредиты ЮЛ», «Депозиты ЮЛ», «Кредиты ФЛ», «Депозиты ФЛ».
  • CPM-приложение «Управленческая отчетность» для расчета управленческой отчетности банка с целью контроля и анализа финансовых результатов банка.
  • CPM-приложение «Аллокации» для распределения косвенных расходов банка в целях получения уточненной оценки финансовых результатов и расходов по бизнес-направлениям, точкам-продаж, банковским продуктам, клиентам.
  • CPM-приложение «Трансфертное управление ресурсами» для расчета внутренней стоимости ресурсов банка в целях решения задачи детального анализа рентабельности до уровня банковских продуктов и клиентов.
  • Для сбора данных из транзакционных систем и корпоративного хранилища данных в систему «Контур» используется ETL-платформа Informatica PC, для подготовки отчетности — BI-система Cognos IBM.
Описание проекта

Руководство Банка поставило задачу повысить оперативность подготовки финансового плана и обеспечить детальность планирования до уровня бизнес-направлений, банковских продуктов, руководителей подразделений и др., на основе информации о текущем состоянии портфелей продуктов и прогнозов их развития. Подготовка такого плана сопряжена с обработкой больших объемов информации по текущим портфелям договоров и фактов прошлого периода, со сложными расчетами прогнозов по портфелям договоров и подготовкой плановых заданий. Применяемая банком ранее Excel-технология не обеспечивала получения итогового плана в требуемые сроки с использованием нескольких его версий, поэтому было принято решение о внедрении специализированной системы.

Проект реализовывался с использованием приложения «Финансовое планирование» для банковской отрасли на основе эксплуатируемой банком CPM-платформы «Контур», которая обеспечивала подготовку необходимой для планирования исходной информации по портфелям договоров и целевым показателям, сбор и подготовку фактической информации для получения план-факт отчетности, имела в своем составе инструменты для анализа данных.

На первом этапе проекта было проведено обследование текущей технологии планирования, определены необходимые изменения, описана и согласована обновленная методика планирования, установлен состав необходимых исходных данных, а также участники планирования и регламент их взаимодействия.

На втором этапе Банк приступил к подготовке исходных данных для построения «инерционного прогноза» до конца 2018 года и для бизнес-планирования на 2019 год. В системе были настроены:

  • процедуры применения поведенческих характеристик клиентов и особенностей регионов при расчете состояний действующего и «нового» портфелей,
  • прогнозные процедуры миграции кредитов между «плохим» и «хорошим» портфелями,
  • расчет прогнозных объемов, процентных, комиссионных и трансфертных доходов и расходов по всем действующим портфелям банка до конца текущего 2018 года и для планового 2019 года.

Также на этом этапе специалисты банка наладили загрузку в систему недостающих для детального планирования данных по портфелям договоров, в частности графиков платежей.

На следующем этапе была обеспечена настройка приложения для финансового планирования в соответствии с усовершенствованной методикой:

  • настроены необходимые справочники, индивидуальные листы планирования для ответственных сотрудников (для планирования «нового бизнеса», операционных затрат, инвестиций, комиссий и др. — всего 245 листов), нормативы планирования, расчетные показатели, в том числе KPI;
  • настроены процедуры декомпозиции агрегированного планового баланса на 2019 год, который отражает целевые установки руководства на бизнес-группы и филиалы — для автоматического расчета состояния «новых» портфелей в разрезе требуемых аналитик;
  • настроены роли участников бюджетного процесса, а также регламент согласования различных версий планов;
  • приложение интегрировано в состав эксплуатируемой банком CPM-платформы «Контур» для выпуска план-факт отчетности.

На завершающем этапе было проведено обучение сотрудников Банка работе с системой и выполнено тестовое планирование, после чего система была передана в промышленную эксплуатацию, и специалисты Банка успешно провели планирование на 2019 год.

В результате проекта Банк сформировал детальный финансовый план на 2019 год по усовершенствованной технологии в автоматизированной системе и получил возможность:

  • Подготавливать в сжатые сроки финансовый план с глубокой аналитической детализацией;
  • Автоматически прогнозировать и рассчитывать состояние «старых» портфелей ресурсов;
  • Автоматически рассчитывать состояние «новых» портфелей на основании установленных целей;
  • Подготавливать различные версии плана, отражающие мнение Департамента планирования и финансов (сокр. ДПиФ) о целевых показателях и мнение бизнес-групп и филиалов банка о достижимости этих целей;
  • Оперативно согласовывать целевые показатели плана, установленные ДПиФ со всеми бизнес-группами и филиалами Банка;
  • Автоматически консолидировать функциональные планы в единый финансовый план Банка;
  • Самостоятельно и оперативно управлять моделью планирования и прогнозирования;
  • Эксплуатировать решение в рамках единой системы управления эффективностью и выпускать план-факт отчетность, содержащую прогноз выполнения планов.
География проекта
Казахстан
Коментарии: 4

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 29.12.2018 13:31

    Интересный проект и хорошее решение. Проделана большая работа в достаточно короткие сроки, с учётом внедрения новых систем, процессов и обучения специалистов. Об эффекте, наверное, говорить рано. Но на старте проекта, при его защите какие целевые показатели эффективности ставились?
    Технический вопрос: ХД использует какую СУБД?

  • Алия Нурмашева
    Рейтинг: 210
    Банк ЦентрКредит, АО
    Департамент планирования и финансов нач.управления
    08.01.2019 10:50

    Спасибо большое за оценку нашей работы.
    Теперь по вопросу: на защиту проекта мы выходили со следующими KPI: 1. Создание новой методологии финансового планирования; 2. Автоматизация процесса планирования; 3. Обеспечение детализации планирования по сегментам, продуктам и структурным подразделениям
    4. Обеспечение визуализации данных бизнеса (исторические данные, текущие портфели), т.к. выборки для статистического анализа/прогнозирования были не репрезентативными.
    Ранее планирование в excel проводилось «крупнее» и только в части портфеля (кредиты/депозиты), целевую детализацию «поднимали снизу» от подразделений, не имея возможности соотнести цели с текущими портфелями и прогнозами развития новых бизнесов, и тем более учесть, как повлияют на финансовый результат изменения в поведении клиентов и другие факторы.
    Поэтому использование прогнозирования при планировании было обязательным требованием к реализации проекта. Но на старте мы рассматривали прогнозирование исключительно как элемент подготовки плана на год. И только в процессе реализации проекта пришло понимание, что универсальный механизм прогнозной аналитики, который мы получили для планирования, позволяет в течение года «скользить» по датам, и регулярно (хоть каждый день) формировать прогноз исполнения плана. Хотя этой цели исходно не было, в итоге она принесла, возможно, самые значимые выгоды. Решение работает на СУБД ORACLE.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    17.11.2015 08:28

    Потрясающе! Жив еще, оказывается, курилка Win 3.1. За 20 лет один чих - неплохо. Хорошо, конечно, что без особых последствий. Интересно, а менять , все-таки, будут или нет?

    • Марк Шварцблат Виктор
      Рейтинг: 30
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      17.11.2015 12:42

      Починят, перетащат в виртуалку и продолжат использовать. :)

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.