Умный портал цифровых нормативно-методических документов

Заказчик:
ПАО «Газпром нефть»
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
NAUMEN
Год завершения проекта
2019
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2018 - Ноябрь, 2019
Масштаб проекта
2066 человеко-часов
30000 автоматизированных рабочих мест
Цели

Цель проекта – создать информационную систему, которая позволит оптимизировать работу с НМД компании:

  • структурировать и поддерживать актуальность базы НМД, а также процессной модели;
  • сократить время на поиск необходимой информации;
  • упростить работу сотрудников и повысить качество НМД.

Дополнительная цель – создать заделы для применения алгоритмов машинного обучения и технологий искусственного интеллекта в ИТ-продуктах группы компаний «Газпром нефть».

Уникальность проекта

Разработанная интеллектуальная система позволяет поддерживать базу нормативно-методической документации в рабочем состоянии активного использования рядовыми сотрудниками, быстро адаптировать процессы компании под новые требования, а также управлять изменениями и собирать обратную связь по документам.
Система интеллектуальной обработки документов относится к классу LegalTech-решений, входящие в ее состав сервисы позволяют структурировать и устанавливать связи между документами, осуществлять интеллектуальный поиск и содержательный анализ документов (например, степень дублирования текста, наличие смысловых пересечений), а также формировать персональные рекомендации для конкретного сотрудника с учетом его пользовательского опыта.
Использованное ПО

Стек инфраструктуры:

  • Apache Kafka
  • Docker / Docker swarm / Docker-compose
  • MongoDB
  • PostgreSQL
  • ELK-stack:
- Elasticsearch
- Kibana
- Logstash
- Filebeat
- Auditbea
  • Nginx
  • GitLab
  • Nexus
  • Сlair
  • Linux Ubuntu Server.

Технологии:

  • Предобработка текста (spaCy, Stanford NLP)
  • Векторное представление текстов (нейросети CNN/Transformer, FastText, SIF)
  • Тематическое моделирование (pLSA, LDA, ARTM)
  • Классификация (lightGBM, Transformer, BERT)
  • Кластерный анализ (HDB Scan, UMAP).

Инструменты и программные библиотеки:

  • FastText
  • PyTorch
  • BigARTM
  • LightGBM

Средства разработки программного интерфейса:

  • Play Framework
  • Angular 7
  • Apollo Angular
  • Bootstrap 3
  • Библиотеки JS (Chart.js, Cytoscape.js, Pdf.js)
  • NGRX.

Сложность реализации

Управленческие:

  • Большое количество бизнес-заказчиков из различных функций (Процессный офис, Юридическая функция, Производственная безопасность и другие) потребовало значительных усилий на удержание функциональности системы в границах проекта.
  • Высокие требования к контуру безопасности – внедрение новых технологий, не используемых ранее в контуре заказчика, проходит через процедуры апробации.
Особенности хранения информации в текущих базах данных:
  • Отсутствие части полей, противоречия, устаревшие данные.
  • Хранение больших документов (до 200 Мб).
  • Сложность интеграции в закрытом контуре: все интеграции с существующими системами осуществлялись в условиях ограниченного доступа.

Высокие требования к производительности:

  • Ограниченность ресурсов тонких клиентов для обработки графики при построении сложных визуализаций.
  • Необходимость поддержки определенных браузеров накладывала существенные ограничения на создание функциональных пользовательских интерфейсов.

Сложная организация инфраструктуры разработки:

  • Трудности доступа к стендам и передачи файлов на стенды.
  • 1 точка доступа через Proxy, ограниченный список URL.
  • Сборка конечных Docker-образов с ограниченным интернетом.
  • Трудность работы через Hypervisor без возможности копирования текста и создания множественных сессий.
  • Отсутствие доступа к некоторым серверам стендов, часть работы проводились удаленно посредством связи с помощью специалистов заказчика.

Описание проекта

Ситуация на старте:

В рамках стандартизации бизнес-процессов ПАО «Газпром нефть» разрабатывает и актуализирует значительное количество нормативных документов. Хранение и обработка документов осуществлялась в слабоструктурированном файловом хранилище, что приводило к существенным ограничениям в работе с информационным пространством. В связи с увеличением объема поступающих документов и ростом нагрузки на сотрудников – снижалось качество проработки документов.

Предпосылки создания системы:

  • Отсутствие качественного поиска данных – сложно искать документы в существовавшей системе
  • Документы слабо структурированы, например, на старте проекта:
  • - Ссылки на документы проставляются вручную, нет возможности быстро выявить и бесшовно перейти в связанные документы;
    - Термины в документах зачастую противоречат корпоративному глоссарию;
    - Отсутствуют инструменты для автоматического выявления неактуальных, дублирующих и устаревших документов в масштабе всей базы НМД Компании;
    - Отсутствуют инструменты для автоматического отслеживания изменений в документах и множественного сравнения версий в масштабах всей базы НМД Компании.
  • Отсутствует возможность персонализированной доставки контента;
  • Отсутствует возможность организации децентрализованной обратной связи по документам от большого количества сотрудников

Исходные данные:

  • Необходимо поддерживать работу более 30 тысяч пользователей: авторов / согласующих / читателей нормативно-методических документов, а также методологов;
  • Несколько десятков тысяч НМД в Группе компаний;
  • Несколько десятков тысяч версий документов;
  • Более 100 дочерних обществ в Группе компаний

Эффекты от внедрения системы:

  • Повышение достоверности информации в базе нормативно-методических документов, повышение доверия в нормативной документации;
  • Снижение регуляторных рисков, связанных с наличием задублированных или противоречащих друг другу норм;
  • Структурирование внутренних баз данных и сокращение времени на поиск необходимой информации;
  • Снижение затрат методологов и разработчиков документов на анализ и проверку НМД;
  • Улучшение качества документов и сокращение сроков разработки;
  • Автоматизация информирования сотрудников;
  • Повышение эффективности контроля и мониторинга работы с документами

Важно, что система не создает новые бизнес-процессы и не усложняет работу сотрудников, а предоставляет инструменты для поддержания базы НМД в актуальном состоянии.

География проекта

Поддерживаемый язык системы – русский.
Пользователями системы являются сотрудники ПАО «Газпром нефть» и ее дочерних обществ.

В развитие системы заложено внедрение кросс-языкового поиска данных и адаптация системы под различные иностранные языки.

Дополнительные презентации:
Умный портал цифровых НМД.pdf
Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Алексей Степанов
    Рейтинг: 252
    Нет
    Независимый эксперт
    24.12.2019 10:39

    Тимур, так какую в итоге "обратную связь по документам" Вы собираете?

    • Елена Орелкова Алексей
      Рейтинг: 15
      NAUMEN
      Менеджер по маркетингу
      25.12.2019 12:48

      Алексей, добрый день! Благодарим за интерес к проекту и ваш вопрос. Постараемся дать развернутый комментарий.

      Функционал обратной связи необходим, чтобы пользователи могли оставить комментарии или дать замечания по любому из документов на портале. Также при помощи данного инструмента осуществляется ревизия/аудит блоков документов по определенному процессу, чтобы принять решение о необходимости актуализации или ликвидации документов.
      При предложении изменений по НМД (обратная связь) портал ЦНМД предлагает 3 варианта реакции: изменить, отменить или создать новый нормативно-методический документ.
      При выборе “изменить НМД”, пользователь должен указать причину, раздел документа, предложение по изменению и желаемую дату внесения изменения.
      При выборе “отменить НМД”, пользователь должен указать причину.
      При выборе “создать новый НМД”, пользователь указывает причину, желаемую дату создания нового НМД, а также, при желании, подтверждает готовность принять участие в разработке нового НМД.
      Все комментарии по документам попадают специалистам, ответственным за актуализации базы и создание новых НМД. Они, на основании обратной связи и аналитических инструментов, принимают решение о необходимости изменений, находят противоречащие, неиспользуемые и другие документы.
      На карточке документа видна вся обратная связь по документу, причем привязана она к определенной версии, что помогает отслеживать изменения при обновлении версий документа.
      Также в развитии системы заложен функционал, когда пользователи смогут оставлять комментарии и обратную связь непосредственно к отрывку текста в документе, прикреплять поясняющие комментарии и даже файлы. Это сделает функционал обратной связи и комментирования еще более удобным и прозрачным.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.