Сервис Самообслуживания Платформы Данных

Заказчик
ПАО Банк ВТБ
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ГК «ИННОТЕХ»
Год завершения проекта
2022
Сроки выполнения проекта
Февраль, 2022 - Декабрь, 2022
Масштаб проекта
24280 человеко-часов
Цели
Ключевые цели проекта:
  1. Сокращение времени на подготовку продуктовой отчетности Розничного бизнеса, за счет внедрения ускоренного тракта доставки данных. Ускоренный тракт доставки позволяет доставлять данные хранилище с актуальностью t-5 часов от источника.
  2. Внедрение нового импортозамещенного решения в части доставки данных в хранилище
  3. Внедрение функционала Лабораторий данных, позволяющих управлять данными, строить совместные прототипы различным подразделениям и готовить Ad-Hoc запросы

Уникальность проекта

1. Решение позволяет обеспечить неограниченное масштабирование потребителей оперативных данных, без создания критической нагрузки на оперативное хранилище банка. 2. Решение позволит получать данные из очереди Kafka с актуальностью до 1 часа, и данные из озера данных с актуальностью до 6 часов. 3. Решение построено на импортонезависимом стеке программных и аппаратных компонент
Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО
ПО: Arenadata Hadoop, Apache Kafka, Apache Airflow, Apache Spark, Scala, OpenShift
Оборудование: ПАК СКАЛА, стандартные сервера виртуализации


Сложность реализации
Основные риски реализации, использование новых библиотек и фреймворков, ранее не задействованных. Основным риском реализации функциональности являлось успешное пилотирование новых библиотек и их внедрение в банке. Риски, связанные с внедрением новых библиотек:
  1. Возникновение непредсказуемых багов и ошибок на критической инфраструктуре
  2. Потери данных
  3. Отладка процесса на всех этапах

Описание проекта

Одной из актуальных проблем бизнеса, является управления данными и время доступности данных в хранилище. Время доступности данных в хранилище – это время от попадания данных в систему – источник (бизнес-системы), до доставки данных в хранилище, во время доставки данных, информация проходит несколько стадий преобразований, чтобы попасть в хранилище в том виде, в котором эти данные можно использовать для построения отчетности или дешбордов. Для наиболее гибкого управления бизнесом необходимо быстро реагировать на изменения клиентской активности. Текущий этап трансформации банковского ландшафта не позволяет получать бизнесу отчетность внутри операционного дня. В результате исследований российского рынка было найдено решение, позволяющее реализовать оперативную доступность данных для пользователей. В рамках текущего года было реализовано ускоренного тракта доставки данных для Розничного бизнеса, позволяющего получать данные в хранилище каждые 4-6 часов. Реализация функционала позволит подразделению Розничного бизнеса готовить несколько отчетов в день по эффективности того или иного банковского продукта, принимать оперативные решения и быстро реагировать на ситуацию на рынке. В совокупности, данный функционал позволит снизить операционные затраты, как внутри банка, так и на неэффективные продукты и предложения, тем самым поднимет количество выданных кредитов и прочих банковских продуктов.

Идея и цели создание сервиса самообслуживания платформы данных была основана на решение вопросов управления и доставки данных, а также вопросов, связанных со скоростью подготовкой различных прототипов, моделей и витрин данных, adhoc аналитикой в хранилище. Основная концепция сервиса – дать пользователям возможность гибко и быстро настраивать отчеты под оперативно меняющиеся реалии рынка при помощи максимально удобного инструмента и соответствующего всем стандартам Информационной Безопасности, принятым в банке. В рамках Сервиса самообслуживания, так же вошел функционал Лабораторий данных, который позволит бизнес подразделениям управлять данными и готовить совместные прототипы витрин и дешбордов.



География проекта
Использование функционала предполагается пользователями по всей России, специализирующимися на построении витрин данных, различных аналитических отчетов, отчетности по продуктам, построении различных аналитических прототипов и управлении данными.
Коментарии: 37

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Аллан Пиренов
    Рейтинг: 186
    AllanKo
    Директор по ИТ
    04.01.2023 16:52

    Добрый день. Из описания проекта не вполне понятно, кто конкретно является потребителем результатов проекта. Я имею в виду другие бизнес-подразделения Банка ВТБ, помимо розничного бизнеса, о котором вы упоминаете.

    • Дмитрий Алексеев Аллан
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:04

      Аллан, добрый день.
      Ключевой заказчик - это Блок Розничного Бизнеса и это очень большое количество подразделений! Что вдвойне приятно, что само решение помимо пользователей в бизнес-подразделениях ориентировано на Руководство Розничного Блока.

  • Аллан Пиренов
    Рейтинг: 186
    AllanKo
    Директор по ИТ
    04.01.2023 16:54

    И, соответственно, вопрос, который логичным образом вытекает из предыдущего: кто является бизнес-спонсором проекта? Каким образом этот бизнес-спонсор (один или несколько) повлияли на ход проекта, и насколько он или они вообще вовлечены в сам процесс?

    • Таиса Дасаева Аллан
      Рейтинг: 284
      ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
      ИТ директор
      04.01.2023 17:03

      Присоединяюсь к вопросу Аллана и хочу его дополнить и уточнить.

      Ни для кого из нас с вами не секрет, что в проектах по управлению данными значительную роль играют подходы к Data Governance. Каждая организация формирует их самостоятельно с опорой на бизнес-задачи. Какую роль играют бизнес-подразделения в формировании подходов к работе с данными?

      • Дмитрий Алексеев Таиса
        Рейтинг: 3900
        Банк ВТБ (ПАО)
        Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
        08.01.2023 21:04

        Таиса, добрый день.
        Спасибо за хороший вопрос.
        Бизнес-пользователи в процессах управления данными выступают в нескольких ролях.
        В качестве потребителей данных они определяют критерии качества данных для целей использования данных в своих бизнес-процессах, формулируют алгоритмы проверок качества используемых ими данных.
        В качестве владельцев данных представители бизнес-подразделений дают определения терминов/атрибутов для внесения их в бизнес-глоссарий, аккумулируют все требования потребителей данных к качеству и устанавливают общие и частные правила проверки качества данных, формат представления итогов проверок и визуализацию dashboards для отображения результата замера качества данных, а также участвуют в процессах анализа и решения инцидентов качества данных как эксперты-методологи в части данных, находящихся во владении.

    • Дмитрий Алексеев Аллан
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:04

      Аллан, добрый день.
      Спасибо за хорошие вопросы. В нашем проекте было два бизнес-спонсора и руководитель проекта также был от Розничного Блока, что позволило максимально вовлечь коллег в ход проекта. Бизнес-спонсоры на еженедельной основе контролировали ход проекта, а руководитель проекта практически на ежедневной основе и для бизнеса получили необходимый результат.

  • Аллан Пиренов
    Рейтинг: 186
    AllanKo
    Директор по ИТ
    04.01.2023 16:56

    Ну и, наконец, интересно, какие у вас планы по дальнейшему развитию проекта. Например, в перспективе 2023 года. Что планируете следующим этапом? Ожидается ли расширение функционала Платформы? Или, может быть, с ней смогут работать новые подразделения Банка, а не только розничный бизнес?

    • Дмитрий Алексеев Аллан
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:05

      Аллан, добрый день.
      О, да! Уже в декабре 2022 года мы вместе с бизнес-заказчиками сформировали планы по дальнейшему развитию проекта. Две ближайших цели на первый квартал 2023 года – это расширение состава данных и ускорение потоков загрузки данных, чтобы бизнес-пользователи смогли получать еще более актуальные данные.

  • Максим Клевицкий
    Рейтинг: 95
    ПАО СДМ-Банк
    Директор департамента банковских технологий
    04.01.2023 17:09

    Есть ли в организационной структуре компании офис CDO? А совет или комитет по данным? Если при назначении владельцев данных возникают конфликтные ситуации, каким образом вы их решаете? То же самое – относительно согласования моделей данных и конкретных решений?

    • Дмитрий Алексеев Максим
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:05

      Максим, добрый день.
      На все ваши вопросы – ответ положительный. Да, есть офис CDO. В качестве совета или комитета по данным выступает Рабочая группа по управлению данными. Если интересно могу чуть подробнее рассказать про эту Рабочую группу по управлению данным. Конфликтные ситуации при назначении владельцев данных возникают, но очень хорошо помогает согласованный алгоритм определения владельцев данных. По своей сути это дерево решений, которое позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и определить владельцев данных. Модель данных Центрального Единого Хранилища (ЦЕХ) развивается централизованно и согласована с ключевыми бизнес-заказчиками.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 4767
    РАНХиГС
    Директор Проектов проектного офиса ректора
    06.01.2023 20:04

    Добрый день, вы пишите:

    1. Сокращение времени на подготовку продуктовой отчетности Розничного бизнеса, за счет внедрения ускоренного тракта доставки данных. Ускоренный тракт доставки позволяет доставлять данные хранилище с актуальностью t-5 часов от источника.
    2. Внедрение нового импортозамещенного решения в части доставки данных в хранилище
    3. Внедрение функционала Лабораторий данных, позволяющих управлять данными, строить совместные прототипы различным подразделениям и готовить Ad-Hoc запросы


    На сколько удалось достичь этих заявленных целей?

    • Максим Клевицкий Максим
      Рейтинг: 95
      ПАО СДМ-Банк
      Директор департамента банковских технологий
      08.01.2023 15:38

      Если можно, дополню вопрос коллеги: и какие новые цели возникли в процессе работы над проектом? Для Банка в целом и для офиса CDO в частности? Удалось ли уже приступить к их реализации? Или это будет уже следующий этап развития?

      • Дмитрий Алексеев Максим
        Рейтинг: 3900
        Банк ВТБ (ПАО)
        Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
        08.01.2023 21:06

        Максим, добрый день.
        В процессе работы над проектом возникли две новые цели: это расширение состава данных и еще большее ускорение скорости загрузки. Эти две цели уже запланированы к реализации на первый квартал текущего года и уже приступили к реализации.

    • Дмитрий Алексеев Максим
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:06

      Максим, добрый день.
      На все ваши вопросы – ответ положительный. Ускоренный тракт реализовали и в первом квартале текущего года постараемся его еще улучшить. Реализовали на импортозамещенном стеке и это работает и работает быстро. Внедрение функционала Лабораторий данных, также реализовали и уже пошли первые заявки на создание Лабораторий данных от бизнес-заказчиков.

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 2527
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    07.01.2023 13:20

    Масштабный проект, ничего тут не скажешь. Линейка подобрана неплохая, мы также остановились на аналогичной линейке у себя. Интересно, а другие какие-то решения вы рассматривали? Насколько удовлетворены выбором, нет желания что-то заменить?

    • Максим Клевицкий Дмитрий
      Рейтинг: 95
      ПАО СДМ-Банк
      Директор департамента банковских технологий
      08.01.2023 15:42

      Также, если можно, хотелось бы уточнить, по каким именно критериям выбирались решения; на что ориентировались при написании ТЗ и при поиске поставщика (поставщиков). Сколько времени занял этот этап (я имею в виду тендер, выбор решений и подрядчика)?

      • Дмитрий Алексеев Максим
        Рейтинг: 3900
        Банк ВТБ (ПАО)
        Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
        08.01.2023 21:11

        Максим, добрый день.
        Попробую ответить на вопросы в обратном порядке. У нас используются команды в Банке, где могут быть подрядчики и эти команды готовы выполнять производственные задачи – поэтому этап выбор подрядчика сразу пропускаем и на этом экономим значительное время. Выбор решения с учетом проведения полноценных пилотов занял три месяца. При выборе решения ориентировались на скорость обработки данных, обязательный технологический суверенитет, работа с большими объемами данных с учетом необходимости инкрементальной загрузки.

    • Дмитрий Алексеев Дмитрий
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:06

      Дмитрий, добрый день.
      Спасибо за добрые слова. Да, линейка инструментов подобрана очень хорошо. В рамках проекта было несколько вариантов, которые рассматривали. Более того уверенности в успехе проекта пропилотировали альтернативные технологии и сейчас уверены в правильности выбранного решения.

  • Дмитрий Первухин
    Рейтинг: 959
    Банк «Открытие»
    Вице-президент, директор департамента развития учетных и аналитических систем
    08.01.2023 15:02

    Добрый день! На какую именно методологию (помимо всем известного DMBOK) вы опирались, когда работали над формированием собственного подхода к управлению данными? И кстати, о DMBOK: насколько, вы считаете, им можно пользоваться на практике, при реализации реальных (и масштабных!) проектов?

    • Аллан Пиренов Дмитрий
      Рейтинг: 186
      AllanKo
      Директор по ИТ
      08.01.2023 15:07

      Дмитрий, вы меня опередили) Тоже хотел спросить про DMBOK. Не кажется ли вам (и вам, Дмитрий, и вам, коллеги из ВТБ), что DMBOK - это хорошая теория, но при переходе к практике изложенные здесь подходы приходится основательно пересмотреть?

      • Таиса Дасаева Аллан
        Рейтинг: 284
        ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
        ИТ директор
        08.01.2023 15:16

        Аллан, ну зачем же сразу так категорично) Всё-таки DAMA - весьма уважаемая ассоциация, и собирали они лучшие практики именно таким образом, чтобы они были применимы в новых проектах. Но в чём-то вы правы, а именно: насколько международные стандарты DAMA ложатся на российские реалии, особенно в новых условиях, в которых мы все теперь вынуждены жить?

        • Дмитрий Алексеев Таиса
          Рейтинг: 3900
          Банк ВТБ (ПАО)
          Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
          08.01.2023 21:12

          Таиса, добрый день.
          Полностью с Вами соглашусь. DAMA – это весьма уважаемая ассоциация и где можно использовать мировой опыт если он помогает бизнес-процессам Банка то конечно можно пользоваться. Например, перед разработкой и утверждением Положения о Политике в области управления данными мы созванивались с западными Банками и обменивались опытом по организации процессов управления данными.

      • Дмитрий Алексеев Аллан
        Рейтинг: 3900
        Банк ВТБ (ПАО)
        Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
        08.01.2023 21:11

        Аллан, добрый день.
        Вы – правы! Для использования на практике необходимо творчески переосмысливать под бизнес-процессы конкретного заказчика. Например, вовлечение бизнес-пользователей происходит путем назначения их на роли разработанной Офисом CDO функционально-ролевой модели участников процессов управления данными, у каждой роли существуют полномочия и обязанности, прописанные в Положении о Политике в области управления данными. Также создана Рабочая группа по управлению данными - коллегиальный орган, где участвуют представители бизнес-линий и функциональных линий для обсуждения и выработки оптимальных для Банка решений и процессов в области управления данными, происходит социализация основных нововведений, поднимаются проблемы и вопросы потребителей данных, связанные с работой с данными.

    • Дмитрий Алексеев Дмитрий
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:11

      Дмитрий, добрый день.
      Без ложной скромности в нашем Банке очень сильный офис CDO! Коллеги огромное количество материалов использовали при формировании собственного подхода к управлению данными. Использовали как российский, так и международный опыт! Использовать на практике DMBOK возможно, но лучше творчески переосмысливать под бизнес-процессы конкретного заказчика. Например, совместно с офисом CDO разработали и утвердили Положении о Политике в области управления данными.

  • Максим Клевицкий
    Рейтинг: 95
    ПАО СДМ-Банк
    Директор департамента банковских технологий
    08.01.2023 15:33

    Кстати, о новых реалиях) Насколько у вас изменились (и изменились ли, конечно) подходы к проектам по управлению данными в 2022 году? Может быть, какие-то задачи стали более, а какие-то - менее приоритетными?

    И вообще, развивая эту тему: как вы считаете, насколько управление данными помогает компании (в частности, крупному банку) сохранить устойчивость в периоды турбулентности?

    • Дмитрий Алексеев Максим
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:12

      Максим, добрый день.
      Когда уже создан фундамент по управлению данными как с процессной, так и с технологической точки зрения проекты по управлению данным становятся более бизнес-ориентированные. При этом на одно из первых мест выходит способность быстро меняться и в этом очень хорошо помогает управление данным.

  • Бауржан Касенов
    Рейтинг: 314
    АО НК "КазМунайГаз"
    Директор департамента
    08.01.2023 15:44

    Возникновение непредсказуемых багов и ошибок на критической инфраструктуре
    Потери данных
    Отладка процесса на всех этапах

    • Бауржан Касенов Бауржан
      Рейтинг: 314
      АО НК "КазМунайГаз"
      Директор департамента
      08.01.2023 15:46

      Прошу прощения. Выше я цитирую вас же, Дмитрий, когда вы перечисляли основные риски. Пришлось ли на практике столкнуться с какими-то из них в ходе реализации проекта? Если да, то как решали эту проблему?

      • Дмитрий Алексеев Бауржан
        Рейтинг: 3900
        Банк ВТБ (ПАО)
        Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
        08.01.2023 21:12

        Да, вы правы – мы столкнулись с одним из них по ходу реализации проекта. При пилотировании новых библиотек и фреймворков одна их технологий, которая на первый взгляд по заявленным характеристикам была приоритетной, но в результате пилотирования на реальных стендах показала баги и ошибки вместо результатов.

    • Дмитрий Алексеев Бауржан
      Рейтинг: 3900
      Банк ВТБ (ПАО)
      Заместитель руководителя Департамента Технологического Развития Общебанковских Систем
      08.01.2023 21:12

      Бауржан, добрый день.
      Действительно, три сложности реализации, которые Вы перечислили - были ключевыми, но понимая, что в проектах с инновациями надо идти на риск, но важно им управлять. Одним из способов минимизации влияния риска – это было пилотирование новых библиотек. Это позволило нам избежать потерь данных, а также реализовать надежную архитектуру.

  • Таиса Дасаева
    Рейтинг: 284
    ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
    ИТ директор
    08.01.2023 23:44

    Дмитрий, сразу хочу признаться: я из тех людей, кто не верит во внутренний пиар. Но многие мои коллеги со мной не согласны. В связи с этим такой вопрос: каким образом и делаете ли вы внутреннюю рекламу проекта по управлению данными?

  • Таиса Дасаева
    Рейтинг: 284
    ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
    ИТ директор
    08.01.2023 23:45

    Хотелось бы вернуться к теме развития проекта силами внутренних специалистов. Для этого нужна сильная, обученная команда. В связи с этим хотелось бы узнать, выстроена ли в банке программа обучения специалистов по управлению данными?

  • Максим Клевицкий
    Рейтинг: 95
    ПАО СДМ-Банк
    Директор департамента банковских технологий
    08.01.2023 23:45

    3. Возможно, такой вопрос уже задавали, в таком случае прошу прощения, что повторяюсь. Как вы оценивали свою зрелость по управлению данными до начала проекта? И на какую шкалу ориентировались при оценке?

  • Таиса Дасаева
    Рейтинг: 284
    ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
    ИТ директор
    08.01.2023 23:46

    И еще, в продолжение темы внутреннего пиара: насколько позитивно сотрудники встретили новый проект? Пришлось ли им привыкать к новым форматам работы, переучиваться, ломать какие-то привычные паттерны? И если пришлось, не вызвало ли это негатива и не отразилось ли на проекте?

  • Таиса Дасаева
    Рейтинг: 284
    ООО КРАСНОГОРСКИЙ МПК
    ИТ директор
    08.01.2023 23:48

    Дмитрий, не так давно все узнали о том, что было подписано соглашение о слиянии ВТБ и банка «Открытие». Это как-то повлияет на ваш проект и работу с данными в целом? В конце концов, вам же придётся как-то ассимилировать целый новый банк, вероятно, это потребует времени?

    • Максим Клевицкий Таиса
      Рейтинг: 95
      ПАО СДМ-Банк
      Директор департамента банковских технологий
      08.01.2023 23:53

      Кстати, чоень хороший вопрос, не только в связи со слиянием. Понятно, что проект нацелен на повышение эффективности всех процессов банка. Но, на мой взгляд, для повышения эффективности не все процессы можно сохранить в изначальном виде, некоторые приходится менять, подчас весьма радикально. Какие бизнес-процессы пришлось поменять именно вам?

  • Максим Клевицкий
    Рейтинг: 95
    ПАО СДМ-Банк
    Директор департамента банковских технологий
    08.01.2023 23:52

    Как работа над проектом повлияла на уровень качества данных в компании? Как можете оценить качество данных до запуска проекта и как – после? Что именно, на ваш взгляд, повлияло на уровень качества сильнее всего?

    Ну а если переходить от общих вопросов к более практическим аспектам. Опишите, пожалуйста, как именно происходит выбор владельца данных? Насколько это сложная / длительная процедура? Чем руководствуетесь при выборе?

    И ещё один весьма животрепещущий вопрос. А что можно сказать по поводу защиты данных? Например, как именно у вас строится взаимодействие со службой информационной безопасности? Какие возникали вопросы, сложности, может быть, проблемы при взаимодействии со службой ИБ?

    Хорошо, а вот понятия «культура работы с данными» и «цифровая зрелость компании» - вы их разделяете или нет? Как они взаимосвязаны? Как вы оценивали цифровую зрелость своей компании до начала проекта и после завершения?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.