Производственный фреймворк - цифровой инструмент управления процессом разработки вместо регламентов
- Заказчик:
- X5 Group
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- X5 Group
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2021 - Сентябрь, 2022
- Масштаб проекта
- 1500 автоматизированных рабочих мест
- Цели
Создание и внедрение цифровой модели процесса разработки IT решений, обеспечивающей баланс между стабильностью поставляемых сервисов и гибкостью в работе более 200 IT-команд.
Уникальность проекта
В 2020 году X5 объединила несколько своих ИТ-подразделений в единую ИТ-компанию X5 Технологии, куда вошли 200+ команд внутренней разработки, с большим разнообразием технологических стеков, инструментов и процессов разработки. Перед нами стояла задача с одной стороны задать для этих команд единые правила и стандарты разработки, обеспечив прозрачность эффективности их работы для организации, с другой стороны сохранить для команд гибкость принятия решений, которая позволяет максимально быстро поставлять ценность. Классический подход в виде регламентов задающих правила и стандарты работы, в компании, где работает 3500+ ИТ-шников не работает. Для разработчиков/аналитиков/тестировщиков это набор малопонятных внутренних нормативных документов, которые им сложно увязать со своей повседневной деятельностью. Решая эту задачу, мы пошли уникальным путем и сделали цифровую платформу “Производственный фреймворк X5 Технологии”.
Платформа позволяет различным подразделениям публиковать правила и лучшие практики, которым должны следовать команды разработки, в формате понятном исполнителям, получать обратную связь от команд и корректировать правила на ее основании, мониторить соблюдение правил через систему дашбордов, которые собирают цифровой след команд из инструментов разработки (трекер, репозиторий кода и др). Команды разработки видят где они находятся относительно правил производственного фреймворка, понимают какие действия им нужно предпринять для того чтобы соответствовать этим правилам и какую пользу им принесет их выполнение. По сути разработанная нами платформа стала инструментом достижения договорённостей и отслеживания их исполнения между организацией, командами разработки и сотрудниками.
- Использованное ПО
Data Management Platform, Собственная разработки ПО, BI-инструменты
- Сложность реализации
Качество данных
Перед проектом стояла задача добиться объективной оценки состояния каждого шага производственного процесса, что бы ее выполнить потребовалось собрать и проанализировать цифровой след из множества инструментов разработки (11 систем).
Консолидация экспертизы
Не простой задачей для нас было объединить знания и опыт наших экспертов из разных IT- подразделений (архитектура, разработка, тестирование, управление и т.д.) к единому видению методологии (производственному процессу) разработки IT-продукта и наладить процесс постоянного изменения.
Автоматизация аудита процессов
На этапе внедрения проекта мы
кардинально изменили подход к определению отклонений от принятой методологии -
перешли от разового сбора данных в пользу инструмента регулярного мониторинга
отклонений. Это потребовало от сотни команд изменений в их ежедневной
деятельности и отказа от привычных ритуалов и инструментов.- Описание проекта
Шаг 1: Совместно с внутренними подразделениями собрали и актуализировали информацию по всем существующим регламентам и не только. (часть информации хранилась на различных страницах корпоративной базы знаний)
Шаг 2: Полученные данные структурировали и выложили на отдельном Web-портале. Провели коммуникацию по всем сотрудникам о том, что теперь портал является источником знаний об ИТ и существующих договоренностях.
Информация на портале дополняется/корректируется в зависимости от необходимости (это реально "живой" процесс), без рутинной процедуры, за несколько дней: от обсуждения изменений до внесения на портал и информирования.
Шаг 3: Разработали цифровую модель на базе ключевых правил/рекомендованных практик.
В ее основу положили:
-корп. инструменты, где должны оставаться результаты работы ИТ-команд,
-артефакты или результат работы в инструменте (пример: описанный User Story согласно шаблона, код в Git, связанный с задачей в таск - трекере, набор тестов, запускаемый в пайплайне и т.д.)
-описание взаимосвязи инструментов и артефактов.
В качестве источника используем витрины данных из корп. инструментов: таск - трекер, базы знаний, система управления тестированием, сервис хранения кода, система проверки качества кода, система мониторинга и т.д.
Шаг 4: Разработали панели мониторинга, где для каждой команды, на регулярной основе, обновляется статус соответствия заданным в модели, рекомендациям. На сегодня это 19 правил, в зависимости от изменений на портале правила корректируются.
Помимо статуса, ключевой фичей инструмента является возможность оставить комментарий по каждому правилу. Таким образом мы наладили цикл обратной связи. Комментарии, а также отклонения от рекомендаций попадают в соответствующее подразделение. Они доступны специалистам в отдельном рабочем месте портала. В дальнейшем, полученный комментарий может трансформироваться в дополнение к существующему описанию на портале, так как мы видим успешный опыт их применения или служит предпосылкой для корректировки действий команды
Также были разработаны операционные и управленческие дашборды для менеджеров разного уровня.
В качестве результата проделанной работы можно отметить:
Для ИТ - команд
1. следовать общекорпоративным рекомендациям сохраняя гибкость;
2. минимизировать время в поисках "лучшего" пути;
3. экономить ресурсы при запуске новой команды и миграции участников между командами;
4. использовать единый язык и термины для быстрой коммуникации.
Для организации:
1. выстроить прозрачный процесс создания IT-решений на основе цифрового следа;
2. снизить стоимости ошибок в ходе разработки (SDLC);
3. управлять рисками;
4. применять внутреннюю экспертизу для внедрения изменений.
5. быстро получать обратную связь об эффективности используемых договоренностей.
- География проекта
- Все региона присутствия X5