Развитие роботизации: все больше все более гибких инструментов
- Заказчик:
- ПАО Банк ВТБ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Группа Т1, Т1 Интеграция
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Июль, 2021 - Июнь, 2022
- Масштаб проекта
- 98560 человеко-часов
- Цели
- Снижение операционных затрат (высвобождения ресурсов “живых” сотрудников для выполнения менее рутинных задач, требующих более творческого подхода и качественно иного подхода к принятию решений): при плановом показателе в 160 был достигнут эффект в 198 “высвобожденных” трудовых единиц
- Получение прямого финансового эффекта от роботизации процессов — за счет более качественного управления финансовыми ресурсами, плановый эффект в 200 млн рублей “перевыполнен” и составил 347 млн рублей.
- Стратегическая цель — выбрать отечественное решение RPA — проведена экспертная оценка платформ RPA из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ЕРРП), выбрана и интегрирована платформа роботизации Primo.
Уникальность проекта
В ВТБ сегодня реализуется один из крупнейших проектов роботизации на российском рынке:1. с самыми сложными и комплексными решениями (в том числе, в интересах финансового и юридических департаментов банка, департамента рисков и др.), которым на новом этапе зрелости доверили критичные для операционной деятельности банка проекты
2. с “допуском” к выполнению критичных задач: например, роботы в банке ежедневно пересчитывают резервы банка, обрабатывают кредитные заявки и др.
Активное применения RPA-решений позволило банку, в том числе, выполнить предписания Министерства цифрового развития по цифровизации процессов вспомогательных функций банка в 2022 году. Кроме того, команда RPA выбрала и полностью перенесла процессы роботизации в банке на импортонезависимую платформу.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
- платформа RPA UiPath, платформа RPA Primo
- Сложность реализации
- Роботизация процессов выполнялась параллельно с трансформацией ландшафта банка. Это потребовало от команды проекта четкого планирования разработки роботов в период миграции и замены ИС банка. Трансформация затронула также и инфраструктуру: роботизация была реализована с учетом “переезда” в новые центры обработки данных (ЦОДы) информационных систем, затронутых роботизацией. Банк первым на рынке перешел на российскую платформу роботизации (Primo), развернув ее в 4-м квартале 2021 года и уже с 1-го квартала 2022 выстраивали процессы запуска новых роботов — уже на новой платформе. Это дало команде банка значительное преимущество в условиях, когда переход на импортозамещающие решения стал для игроков вынужденной необходимостью.
Сегодня в банке роботизацией “охвачено” 21 управление 10 департаментов, включая операционную функцию банка. Роботизировано и передано в продуктив 80 процессов, над задачами трудится 250 “цифровых сотрудников” и их число постоянно растет. Параллельно развиваются две модели разработки и внедрения:- Роботы создаются сотрудниками центра компетенций RPA, а сотрудники подразделений банка становятся владельцами процессов. * Эта заявка полностью посвящена работе команды RPA.
- Модель фабрики роботов — сотрудники подразделений сами роботизируют процессы — при архитектурной и технологической поддержке команды центра компетенций.
- Описание проекта
- За время реализации текущего этапа проекта роботизации автоматизировано 56 процессов, высвобождено для менее рутинных и более ответственных задач, требующих человеческого присутствия, 198 “трудовых” единиц. Экономический эффект от реализации RPA-решений оценивается в 347 млн рублей. Были реализованы роботы для: управления рисками (5), юридического (2) и финансового (4) департаментов, департамента клиентского обслуживания (7), валютного контроля (5), кредитных операций для физлиц (14) и юрлиц (4), управления транзакциями физлиц (9) и юрлиц (5), электронного документооборота (8) и др. Чтобы сделать инструменты роботизации доступными максимальному количеству подразделений банка, команда RPA столкнулась с необходимостью:
- Разработать и внедрить универсальный и гибкий производственный процесс и сопровождающую его методологию. Новый процесс позволил команде активного развивать не только серверную роботизацию, ставшую уже “привычной” и достигшую высокого уровня зрелости в банке, но и направление персональных роботов-помощников (attended-роботов).
- Найти импортонезависимую альтернативу использовавшейся ранее платформе роботизации, обеспечить непрерывность процессов функционирования существующих и создания “новых” роботов.
- Программное обеспечение: чтобы обеспечить максимально бесшовный “переезд” роботов в контексте трансформации ИТ-ландшафта банка, все роботы (как и “живые” сотрудники) мигрировали на новые информационные системы без потери эффективности работы
- “Железо”: чтобы обеспечить надежность и непрерывность процессов, платформа роботизации была переведена в один из новых центров обработки данных (ЦОДов) банка.
- необходимо предоставить решение “переходного периода” — на время поиска и выбора целевого процесса, таким образом помогая подразделениям банка не снижать скорость работы
- доработка системы невозможна для прямой интеграции, а робот может автоматизировать процесс, используя удобный пользовательский интерфейс
- необходимо обеспечить уровень информационной безопасности, соответствующий стандартам банка для сложных процессов — роботы одной цепочки работают как внутри контура банка, так и со внешними системами, обмениваясь информацией по защищенному каналу.
- География проекта
- весь банк