Разработка платформы личных финансов «Финуслуги» - это маркетплейс, на котором клиенты могут приобретать продукты и услуги компаний финансового сектора

Заказчик
Московская Биржа
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
EPAM
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Август, 2018 - Октябрь, 2020
Масштаб проекта
268394 человеко-часов
Цели

В рамках проекта были поставлены цели:

  1. Разработать непосредственно платформу
  2. Разработать интеграционный слой с механизмами взаимодействия с внешними организациями (банки, страховые компании, курьерские службы и т.д.)
  3. Разработать личный кабинет – пространство конечного пользователя для управления финансами.


Уникальность проекта

Впервые на российском рынке с нуля разработана и запущена платформа, на которой клиент может пройти весь путь – от выбора финансового продукта до его оформления – в одном личном кабинете, без визита в офис организации или перехода на ее сайт.

При этом клиенту достаточно лишь один раз зарегистрироваться на платформе и пройти идентификацию, чтобы затем приобретать продукты и услуги самых разных банков и компаний из различных регионов.

Запуск платформы создает дополнительный канал продаж для финансовых организаций, повышает конкуренцию между участниками рынка за потребителя и убирает ценовую дискриминацию граждан, ранее имевших ограниченный выбор стандартных финансовых продуктов из-за географических и технологических факторов.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО

  • Разработка: Java, Vue.js

  • Микросервисная архитектура и оркестрация: Kubernetes, Nginx, RedHat

  • Бизнес-логика и управление бизнес процессами: Camunda, Spring, Kafka

  • Данные: Postgres SQL, SQL Server

  • Автоматизация: Docker, GitLab, Jenkins, SonarQube

Сложность реализации

В определенный момент увеличение количества продуктов привело к серьезным затратам ресурсов на синхронизацию взаимодействия между командами разработки, невозможности параллельной работы над новыми продуктами и снижению T2M. Для решения проблемы был осуществлен переход на продуктовый подход, когда каждая команда независимо работает над своим продуктом «от» и «до». Дополнительно были выделены специальные команды для поддержки и развития общей функциональности системы (например, авторизация, обработка платежей). Количество синхронизаций сократилось до минимума на уровне общего API и общего дизайна.

Описание проекта

Проект стартовал в начале 2018 года, с августа 2018 года в нем участвует EPAM. Платформа Финуслуги стала первой финансовой платформой, запущенной в рамках проекта «Маркетплейс» Банка России. На Финуслугах россияне могут выбирать выгодные предложения по вкладам, потребительским и ипотечным кредитам, автокредитам, автострахованию и приобретать их в режиме 24/7. Клиентский путь спроектирован и выстроен таким образом, чтобы на каждом этапе пользоваться платформой было удобно и интуитивно понятно. 

Все сервисы Финуслуг доступны в Личном кабинете. Получить доступ к нему можно зарегистрировавшись, привязав учетную запись с сайта Госуслуг и один раз пройдя идентификацию в личном присутствии. Для поддержки регистрации платформа напрямую интегрирована с порталом Госуслуг и сервисом ЕСИА, а также с Регистратором финансовых транзакций (РФТ), созданным на базе Национального расчетного депозитария (НРД), который входит в группу Московской биржи. Запись в РФТ подтверждает юридическую силу сделок, совершенных через Финуслуги. Продукты поставщиков добавляются в каталог платформы через API-интеграцию. Для проведения платежей реализована интеграция с платежным хабом. 

Финуслуги разработаны в микросервисной архитектуре, что позволяет оперативно добавлять новые сервисы и компании, работать с высокой нагрузкой. Развитие платформы ведется с использованием методик Scrum, применением продуктового подхода и выделением продуктовых команд (более 10). Это позволило в разы сократить Time-to-Market и своевременно реагировать на изменения в потребностях бизнес-заказчиков и пользователей платформы. Продукты развертываются в контейнерах с оркестрацией на основе Kubernetes, при этом CI/CD был автоматизирован на всех этапах развертывания. Для повышения качества разработки используются методики code review и статического анализа. Совместно разработанная система метрик обеспечивает полную прозрачность всех производственных процессов для руководителей проекта и бизнес-заказчиков.

География проекта

Платформа используется в федеральном масштабе. Прохождение идентификации для клиентов доступно в 28 регионах страны.

Коментарии: 1
  • 11.01.2022 11:16

    Добрый день.

    Какие перспективы развития платформы вы видите на ближайший год?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление