Корпоративная аналитическая система на базе Microsoft SQL Server для Maxxium Russia

Заказчик
Денвью Лимитед (Maxxium)
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Navicon
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Январь, 2020 - Июнь, 2021
Масштаб проекта
3600 человеко-часов
Цели
  • Поддержка роста компании за счет получения и анализа оперативной информации по всем каналам сбыта.
  • Построение управленческого P&L на стороне аналитической системы для оперативного отслеживания результата деятельности компании.
  • Сокращение времени на сбор и подготовку данных. Предоставление возможности сотрудникам собирать собственные аналитические отчеты на базе подготовленной и выверенной информации.
  • Переход с предыдущей системы на базе Microsoft SQL Server 2012 на новое аналитическое решение с возможностью гибкого модульного развития.

Уникальность проекта

  • Специалисты по финансам и продажам могут ежедневно отслеживать и анализировать информацию о доходах и расходах, в том числе в виде P&L-отчетов.
  • Более 250 сотрудников по всей стране от финансового директора до торговых представителей получили доступ к единому пулу непротиворечивых данных. Вся компания по всей вертикали использует одни и те же цифры при принятии управленческих решений.
  • Проект реализован на гибридной инфраструктуре: часть системы располагается в локальном контуре компании, а часть в облаке.
  • Используя простые инструменты и отчетные формы новой аналитической системы, сотрудники могут самостоятельно генерировать отчеты, в том числе мобильные.
  • В аналитическую систему интегрированы данные из большого количества внутренних и внешних источников, в том числе из систем контрагентов (по API) и внешних маркетинговых агентств (таких как Nielsen).
Использованное ПО

  • Microsoft SQL Server (использованы компоненты СУБД, ETL-процедуры и оркестратор в SSIS, аналитическая модель SSAS Tabular и служба управления мастер-данными MDS)
  • Microsoft Power BI

Сложность реализации

  • Большое количество источников данных
  • Большое количество разнообразных показателей от продаж и P&L до логистики и маркетинга
  • Большое количество пользователей отчетов и заинтересованных лиц
  • Удаленная работа во время ковид-ограничений и локдаунов
  • Необходимость в гибкости при выборе приоритетных блоков для реализации
  • Использование гибридной архитектуры решения: часть решения размещается в локальном контуре, а часть в облачной инфраструктуре

Описание проекта
Компания Maxxium Russia – российское подразделение международного альянса двух компаний-производителей крепкого алкоголя – Beam Suntory Inc. и The Edrington.

Ранее сотрудники Maxxium использовали аналитическую систему, разработанную на базе Microsoft SQL Server 2012. Однако со временем она перестала отвечать запросам специалистов финансового отдела и сотрудников отдела продаж и маркетинга.

Новое аналитическое решение должно было быстро обрабатывать данные и передавать их пользователям, должно было иметь возможность быстро масштабироваться и поддерживать подключение новых источников, отчетов и пользователей.

Проект реализовала команда компании Navicon. Новая аналитическая система основана на современной версии Microsoft SQL Server и включает в себя два основных блока – по финансам и продажам – и ряд дополнительных. Сейчас специалисты этих отделов могут отслеживать и анализировать информацию о доходах и расходах, данные о первичных продажах и другие финансовые показатели, данные по логистике, данные по конкурентам и рынку. Решение стало базисом для дальнейшего развития data-культуры в компании.

Одной из особенностей проекта стало то, что в аналитическую систему попадают данные не только из внутренних источников, но и от контрагентов и внешних агентств. Такие данные обычно сложно сопоставляются с внутренними из-за отличий в используемых региональных делениях, продуктовых иерархиях и т.д. Для приведения всех блоков к единому знаменателю был разработан мощный модуль управления мастер-данными на базе компонента SQL Server MDS. С его помощью специалисты Maxxium Russia могут гибко управлять сопоставлениями и приводить все данные к эталонным структурам и иерархиям.

Интересной задачей было подключение к системе данных о рынке и конкурентах от компании Nielsen. Сформированная система справочников и настроечных таблиц позволяет гибко настраивать товарные категории и автоматически отбирать продукты-конкуренты (эти категории могут отличаться от деления маркетинговых агентств). Кроме того, специалисты Maxxium получают уведомления при попадании новых продуктов в конкурентное окружение. Это позволяет отделу маркетинга быстро реагировать на меняющиеся условия на рынке и обеспечивать лидерство своей компании.
В ходе проекта было настроено большое количество правил проверки входящей информации с точки зрения бизнес смысла и технических параметров. Теперь, если из системы-источника поступает неверная информация, она просто не попадет в корпоративную аналитическую систему и не повлияет на исследуемые показатели.

Важным компонентом решения стала система визуальной и self-аналитики на базе аналитической модели SSAS Tabular и Power BI. Такое разделение между двумя компонентами обеспечивает значительную гибкость при работе с данными. Сотрудники Maxxium могут использовать одни и те же готовые показатели и срезы напрямую в Excel, в визуальных отчетах Power BI и в любых других инструментах, поддерживающих подключение к модели. Это значит, что можно использовать именно тот инструмент, который лучше подходит для решения задачи, не беспокоясь о подготовке и качестве данных или сходимости с другими отчетами.

География проекта
Россия
Коментарии: 8
  • Михаил Петров
    Рейтинг: 756
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    15.11.2021 18:56

    "за счет получения и анализа оперативной информации по всем каналам сбыта" - какой именно информации?
    "для дальнейшего развития data-культуры в компании" - а как вообще меняли культуру работы с данными?

  • Максим Озеров
    Рейтинг: 15
    Navicon
    Директор проектов по аналитике
    24.11.2021 11:35

    Добрый день! Пока Юлия в отпуске, отвечу за нее.

    Информация по каналам сбыта - это все данные, которые доступны по дистрибьюторской цепочке (отгрузки напрямую и через дистрибьюторов, данные от сетей, данные по конкурентам из Nielsen и т.д.).

    Над культурой работали начиная с топ-менеджмента: основным источником информации для обсуждения текущей ситуации в компании на регулярных встречах стали BI-отчеты, которые получают данные из единого источника (хранилища). Это повлекло за собой то, что все поставщики данных и аналитики, отвечающие за их обогащение, уже не могут "подкрутить" данные в Эксель-отчете. Чтобы данные правильно отобразились в BI, их нужно правильно доставить из источника, и при этом не забыть про контроль справочников.

    Так что тут был подход "если этого нет в BI, то этого нет нигде".

    Плюс массированное обучение не только аналитиков работе с визуальными отчетами и Power BI (в т.ч. в плане создания новых отчетов).

    • Михаил Петров Максим
      Рейтинг: 756
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      24.11.2021 11:36

      понял. спасибо!

      • Юлия Донченко Михаил
        Рейтинг: 66
        Денвью Лимитед (Maxxium)
        IT-директор
        10.12.2021 17:15

        Михаил, добрый день! Добавлю немного деталей к вопросу: "как вообще меняли культуру работы с данными". Мы в нашей компании собрали полный список всех отчетов. Проанализировали, кто и какими отчетами пользуется, какие решения принимаются на основе этих отчетов, сколько времени занимает формирование отчетов. Исключили все отчеты, которые могли дублировать часть информации. Проранжировали отчеты по важности. Начали с вамых важных. Убрали все возможности получить данные, только из BI. Так же очень хорошо себя показала практика, когда сгруппировали данные по регулярным встречам компании. И каждый участник знает, что есть один ресурс, где есть все данные для подготовки к встречам.

  • Александр Маркин
    Рейтинг: 815
    ГБУ «Безопасный регион»
    Начальник отдела программного сопровождения Ситуационного центра Губернатора Пензенской области
    25.11.2021 10:22

    По результатам внедрения какой эффект в рублях планируете получить? И какой получили в рублях?

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 2234
    Центр цифровой экономики МГУ
    Ведущий специалист
    22.12.2021 19:11

    Добрый день! Одной из наиболее важных характеристик BigData является их разнородность. Как в рамках этого проекта Вы работали с этой особенностью?

  • Виктор Булгаков
    Рейтинг: 175
    ООО Gridfore
    Директор по развитию бизнеса
    27.12.2021 23:17

    Поздравляю с реализацией проекта!
    Единая отчетность для ключевых функций – отличный кейс для повышения качества управления и усиления конкурентных преимуществ.
    Несколько вопросов для понимания:
    1. “..Если из системы-источника поступает неверная информация, она просто не попадет в корпоративную аналитическую систему”. За счет чего и каким образом обеспечивается согласованность и качество данных? Сколько систем-источников поставляет данные?
    2. Сколько показателей и отчетов предоставлено в распоряжение пользователей?
    3. Пришлось ли производить организационные изменения про результатам внедрения «единого пула непротиворечивых данных», если Да, то какие?

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 1020
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    08.01.2022 17:45

    Добрый день. Интересный проект, в описании указано много источников данных, для таких проектов важен регламент сбора и согласования данных, как это реализовано, предусмотрено ли участие человека? Также интересен вопрос в части качества данных по взаимодействию систем при передаче данных, реализован ли данный функционал, каким образом сделали? Также можно ли привести измеримые показатели эффективности если рассчитывали?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление