Проектирование и развертывание Системы управления данными Счетной палаты Российской Федерации

Заказчик
Счетная палата Российской Федерации
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ГК «Айтеко», ФКУ «ЦЭАИТ СП»
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Май, 2021 - Ноябрь, 2021
Масштаб проекта
17576 человеко-часов
Цели
  • Создание единой точки входа в ландшафт данных, с которыми работает Счетная палата Российской Федерации;
  • Ускорение процесса подготовки необходимых данных для контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (КМ и ЭАМ);
  • Прозрачная инвентаризация источников данных, наборов данных, витрин данных и терминов, их каталогизация, учет ресурсов на управление ими при проведении КМ и ЭАМ;
  • Возможность формирования отраслевых комплексных карт данных;
  • Автоматизация проведения проверок качества данных и их масштабирование под различные атрибуты данных;
  • Обеспечение непрерывного контроля качества данных;
  • Нормализация наборов данных и выявление дополнительных возможностей по обогащению наборов данных;
  • Построение верифицированных витрин данных;
  • Повышение качества государственных данных с помощью регулярной отправки автоматического сводного протокола проверки качества владельцам данных.

Уникальность проекта

1. Проект имеет важное государственное значение. Статус высшего органа государственного аудита обязывает Счетную палату решать следующие уникальные ресурсоемкие задачи, от которых зависит оперативная оценка качества государственного управления и его эффективности на местах.
2. Задачей проекта является, в том числе, обеспечение инспекторам Счетной палаты оперативного доступа к информации обо всей отраслевой группе данных (источники данных и наборы данных по направлениям), включая метаданные.
3. Создан собственный центр компетенций в виде Службы управления данными (СУД) и института специалистов по описанию данных (дата-стюардов).
4. Сформирован продукт «СУД как сервис» и разработана новая продуктовая модель управления.
5. Продукт внедрен одновременно для всех департаментов аудита.
6. Продукт представляет собой полностью российское решение.
7. Проект реализован в очень короткие сроки.
Использованное ПО

Платформа Юнидата (модули: Руководство данными и Управление качеством данных)

Сложность реализации

  1. Адаптация платформенного бизнес-решения под специфику аудита государственного управления.
  2. Разработка логической модели данных, удовлетворяющей требованиям операционной и стратегической моделей деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
  3. Интеграция большого количества потоков данных с Системой управления данными.
  4. Разработка адаптивных бизнес-процессов, позволяющих плавно перейти на промышленную эксплуатацию СУД (13 бизнес-процессов).
  5. Проработка стандартизированных форм загрузки при переходе от ручного формата ведения реестров (наполнение СУД операционными данными) к автоматическому.
  6. Унификация требований к проверкам различных атрибутов в наборах данных, в т .ч. масштабирование правил качества.

Описание проекта

Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы определяет приоритетные направления развития для реализации новых задач с учетом цифровизации информационного обеспечения деятельности Счетной палаты по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) на новом качественном уровне, где особо выделена задача создания цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности.


В основе Системы управления данными лежат два модуля: Руководство данными (РД) и Управление качеством данных (УКД).

Система управления данными позволяет сократить трудоемкость проведения КМ и ЭАМ и повысить их качество за счет прозрачности управления инфраструктурой данных.


Являясь центральным звеном формирования и адаптирования ИТ-инфраструктуры по сбору и обработки больших объемов данных, СУД позволяет целенаправленно запускать дальнейшие трансформационные цепочки на базе накопленных знаний по механике данных.


Одной из основных отправных точек по работе с СУД является процесс инициирования разработки карты данных на основе Плана работы Счетной палаты РФ на отчетный год. В рамках этого процесса формируется запрос на конфигурацию и функциональность карты данных. Другой, не менее важный этап заключается в разработке карты данных с процессом подключения к источнику данных. В момент формирования перечня необходимых источников происходит верификация доступных к использованию информационных ресурсов и статуса доступа к ним (ручная выгрузка или интеграция). Для предотвращения простоя при обнаружении проблем с подключением к требуемому источнику данных автоматически запускается этап проработки Соглашения об информационном взаимодействии с Источником (обладателем) данных и Регламента взаимодействия (технический аспект).


Загрузка набора данных происходит в несколько итераций:

  • первоначально исходный набор данных загружается в файловое хранилище (для сохранения первоначальной версии перед дальнейшей обработкой данных);
  • после прохождения каталогизации внутренними сервисам Счетной палаты РФ происходит перенос набора данных в Озеро данных с привязкой к соответствующей схеме хранения;
  • при больших объемах данных производится расширение возможностей хранения за счет подключения мощностей кластера Hadoop.

После проведения каталогизации набора данных происходит обмен следующими метаданными с СУД:

  • описание базы хранения;
  • полный путь хранения;
  • структура набора данных;
  • сопутствующие технические метаданные.

На основе полученной структуры по набору данных СУД реализует возможность разработки и прикрепления правил к конкретным атрибутам.

Процесс управления результатами проверок качества наборов данных представляет собой дерево решений, как инструмент поддержки принятия решений.

География проекта

Потенциальные пользователи СУД — все сотрудники департаментов направлений аудита Счетной палаты Российской Федерации, выполняющие свои обязанности в процессе проведения КМ и ЭАМ. Поскольку Счетная палата — федеральное ведомство, и работает со всеми субъектами Российской Федерации, данный проект охватывает всю страну. Витрины данных и аналитические инструменты Системы управления данными Счетной палаты могут быть оперативно развернуты в любом субъекте Российской Федерации, в котором сотрудники Счетной палаты проводят контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

Дополнительные презентации:
Проект_СП_РФ_v4.pdf
Коментарии: 4
  • Юлия Зоренко
    Рейтинг: 232
    ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»
    Business Demand Manager
    16.11.2021 09:42

    Добрый день,
    С каким сложностями столкнулись при внедрении продукта одновременно для всех департаментов аудита. Были ли таковые?

  • Михаил Петров
    Рейтинг: 756
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    17.11.2021 13:21

    добрый день!
    трудностей вообще было огромное количество )))
    начиная от того что надо людям объяснять зачем это все надо и почему им надо выделять ресурс на работу с этой системой. тут помогает только массированная "просветительская" программа, обучение, пропаганда конкретных кейсов...
    +, конечно же были определенные моменты с встраиванием этого решения в существующую. архитектуру программных средств, необходимо было выполнить ряд доработок, чтобы решение стало не чужеродным элементов, а органической частью "конвейера" обработки данных

  • Вадим Королев
    Рейтинг: 344
    ПАО Банк «ФК Открытие»
    Руководитель проектов Управления автоматизации внутрибанковских процессов
    20.12.2021 18:10

    Михаил, вы работаете у условиях ограничений 44-ФЗ, что существенно усложняет выбор решения и платформы для него. Были ли реальные альтернативы выбранной платформы и если да, то какие?

    • Михаил Петров Вадим
      Рейтинг: 756
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      24.12.2021 15:39

      сначала, наверное, стоит уточнить а что такое "реальные" )))
      по функционалу, конечно, альтернативы были. но по стоимости, исходя из нашего реального не очень большого бюджета - в общем-то нет, потому что все остальное заметно дороже и не вписывалось в бюджет

Год
Предметная область
Отрасль
Управление