Масштабирование технологии RPA в Банке “Открытие”

Заказчик
Банк Открытие
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
UiPath
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Январь, 2021 - Декабрь, 2021
Масштаб проекта
360 000 человеко-часов
Цели

  1. Популяризация технологии RPA и формирование центров роботизации в подразделениях Банка
  2. Освобождение сотрудников от “рутинных” операций за счет снижения нагрузки на 30 тысяч человеко-часов ежемесячно в 2021 году
  3. Формирование новых компетенций у сотрудников и вовлечение их в поиск, анализ, разработку и поддержку роботизированных процессов
  4. Улучшение качества и скорости бизнес-процессов Банка


Уникальность проекта

Один из крупнейших проектов по масштабированию технологии RPA в компании по гибридному сценарию в России.

Менее чем за 1 год:

  • Сформирован Центр Компетенций RPA, отвечающий за методологию роботизации и разработку наиболее сложных и критичных роботизированных процессов.
  • Обучено роботизации более 100 сотрудников без технического бэкграунда для формирования Центров роботизации непосредственно в подразделениях.
  • Сформированы 10 центров роботизации в подразделениях для разработки роботов в своих бизнес-процессах.
  • Разработано и введено в эксплуатацию более 300 роботов, которые позволяют снизить нагрузку на 30 тысяч человеко-часов ежемесячно (360 000 человеко-часов ежегодно).
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО

Решения созданы на базе инструментов платформы UiPath и реализованы сообществом роботизаторов Банка

Сложность реализации
Ключевыми сложностями реализации явились сжатые сроки проекта, параллельное формирование Центра Компетенций RPA и наполнение его ресурсами с одновременным масштабированием технологии на весь Банк, дефицит кадров на рынке труда, отсутствие опыта и технического бэкграунда у сотрудников Центров роботизации.
Описание проекта
С сентября 2019 года по июнь 2020 года в Операционном Блоке и Блоке Малого и среднего бизнеса Банка “Открытие” пилотировалась технология RPA на платформе UiPath. Роботизированы 7 процессов и снижена нагрузка до 10 000 человеко-часов в месяц в периоды пиковых нагрузок.
По итогам пилота сформирован Центр Компетенций RPA и запущен проект по масштабированию технологии RPA в Банке.
В 3-4 кварталах 2020 года совместно с UiPath обучено более 100 сотрудников Банка основам роботизации, из которых сформировался костяк Центров Роботизации в своих подразделениях.
За период 4Q2020 – 4Q2021 года в промышленную эксплуатацию ввели более 300 роботов. На данный момент в Банке на постоянной основе действуют 10 Центров роботизации, в которых задействовано 50 сотрудников.
Важно отметить, что Центры роботизации не являются отдельной структурной единицей. Сотрудники, которые в них входят, продолжают выполнять свои прямые рабочие обязанности, занимаясь роботизацией по мере необходимости. Каждый сотрудник Центра Роботизации обучался роботизации с нуля в Академии UiPath и на открытых курсах, разработанных Центром Компетенций.

География проекта
Все подразделения Банка “Открытие”
Дополнительные презентации:
Open_RPA_Global CIO_VN_v21.pdf
Коментарии: 5
  • Михаил Петров
    Рейтинг: 806
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    15.11.2021 19:10

    как вы определяете - что автоматизировать в RPA, а что в транзакционных и других существующих системах?

  • Оксана Апейкина
    Рейтинг: 278
    Банк Открытие
    Старший Вице-Президент, Заместитель руководителя операционного блока
    16.11.2021 16:57

    Михаил, решение по использованию RPA принимается на основе следующих критериев:

    1. Величина эффекта – если эффект с точки зрения высвобождения трудозатрат недостаточно значительный для автоматизации (например 2-3 FTE), то подобный процесс с высокой долей вероятности будет роботизирован

    2. Срочность разработки – некоторые процессы требуют срочную разработку, где максимизация эффекта напрямую зависит от скорости разработки, в таких случаях роботизация более предпочтительна

    3. Доступность ресурсов/сложность задачи – гибридная модель масштабирования RPA дает возможность использовать ресурсы в образованных Центрах роботизации (локальных центрах знаний об RPA в подразделениях). Таким образом, если позволяет сложность задачи процесс роботизируется на местах в Центре Роботизации, в случае более сложной задачи в Центре Компетенций.

    4. Используемые системы – для систем, которые уже не поддерживаются/выводятся из эксплуатации, требуют внешние ресурсы для их доработки или систем, находящихся вне контура банка (например. веб-ресурсы), целесообразнее роботизировать, нежели автоматизировать

    5. Кол-во систем, участвующих в процессе – если систем достаточно большое количество в процессе (5-7), то такой процесс гораздо проще роботизировать, нежели автоматизировать.

    6. Продолжительность жизни процесса – существуют временные процессы (3-6 мес.), например миграция, для которых роботизация является приоритетом.

    Таким образом, при принятии решения о роботизации процессов мы принимаем во внимание вышеуказанные критерии и при сравнительном анализе, где мерилом является экономический эффект от автоматизации/роботизации, устанавливаем применимость автоматизации или роботизации.

    • Михаил Петров Оксана
      Рейтинг: 806
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      16.11.2021 18:10

      спасибо, исчерпывающе, хоть методику пиши ))

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 2235
    Центр цифровой экономики МГУ
    Ведущий специалист
    24.12.2021 12:21

    Добрый день, в описании проекта указано - трудозатраты 360 тыс человекочасов (довольно квалифицированных сотрудников) и это позволяет освободить около 30 тыс человекочасов в год.. То есть в 12 раз меньше.. Срок окупаемости проекта будет составлять тоже 12 лет или он сократится за счет других величин?

    • Феликс Скворцов Максим
      Рейтинг: 29
      ПАО Банк Открытие
      Директор центра цифровизации процессов
      30.12.2021 14:29

      Максим, добрый день!
      На момент подачи заявки разработанные нами роботы давали возможность высвободить более 30 тыс человеко часов в месяц. Помимо этого, в проекте также есть качественные эффекты, которые позволяют делать наши бизнес-процессы лучше, минимизировать число ошибок, связанных с человеческим фактором, улучшать клиентский опыт и т.д.. Также обращаем ваше внимание, что наш проект не стоит на месте поэтому качественные и количественные эффекты постоянно растут.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление