Система продуктовой аналитики «Газпром нефти»

Заказчик
ПАО "Газпром нефть"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ООО "Недра"
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Ноябрь, 2020 - Ноябрь, 2021
Масштаб проекта
17160 человеко-часов
Цели

В 2020 году дирекцией по цифровой трансформации «Газпром нефти» был запущен проект по разработке собственной системы продуктовой аналитики. Потребность в запуске была обусловлена стремительным ростом количества цифровых решений, создаваемых во внутреннем контуре компании, необходимостью сбора и анализа продуктовых метрик, а также наличием корпоративной политики защиты данных, в соответствии с которой действует запрет на использование облачных решений. 

Изначально ключевыми целями проекта было улучшение показателя Time to market и оптимизация расходов на разработку.


Уникальность проекта

Система продуктовой аналитики – это корпоративный инструмент для сбора, визуализации и анализа продуктовых метрик IT-продуктов и мобильных приложений.

Уникальность системы в том, что она сочетает подходы к анализу и визуализации данных рыночных облачных решений (Amplitude, Mixpanel, Google Analytics и др.). Собранные данные о поведении пользователей не передаются во внешние облачные хранилища.

Особенности решения:
  • низкий порог входа, систему могут использовать не только продуктовые аналитики, но и менеджерам продуктов;
  • представление данных с мобильной и веб-версии продукта в одном интерфейсе, сквозное определение уникального пользователя между платформами;
  • возможность проведения опросов CSI и NPS в продукте, к которому подключена система, сбор общей оценки удовлетворенности и оценка пользователем конкретных сценариев в продукте;
  • система может использоваться как для построения продуктовой аналитики, так и для сквозного анализа бизнес-процессов, между продуктами и платформами.
Использованное ПО

Базы данных PostgreSQL, Arenadata DB, дизайн-система Consta. Часть элементов системы написаны на JavaScipt, React, Python.

Сложность реализации

Система продуктовой аналитики разрабатывалась в Центре дизайна и развития продуктов командой молодых разработчиков из IT. 

В работе над решением активно применялась методология гибкой разработки и продуктовый подход, которые являются стандартом индустрии. Однако, ввиду отраслевой специфики большинство регламентов и процедур компании построены в соответствии с классическим каскадным методом управления. Это требовало интенсивной и непрерывной работы с департаментами, ответственными за согласования документации, и выравнивания сроков поставки ценности продукта с его сопровождением.

Описание проекта

Система продуктовой аналитики – это корпоративный инструмент для сбора, визуализации и анализа продуктовых метрик с идентификацией уникального пользователя в веб и мобильных продуктах и построением сквозной аналитики внутри и между продуктами.

Функциональность системы позволяет:

  • анализировать пользовательский опыт и поведение пользователей внутри продукта

  • производить оценку Time To Market и снижать затраты на разработку

  • строить сквозную аналитику идентификации пользователей в веб и мобильных версиях продукта

  • замерять NPS и CSI прямо в интерфейсе продукта

  • строить дашборды в несколько кликов

  • проводить мониторинг достижения эффектов

География проекта
Регионы присутствия ПАО «Газпром нефть»
Коментарии: 6
  • Михаил Петров
    Рейтинг: 756
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    15.11.2021 18:53

    скажите, пожалуйста, для каких продуктов и для какого рынка предназначено решение?
    и можно чуть подробнее про Consta? это ваш продукт? почему приняли решение делать свое а не брать готовое? какой функционал продакт-менеджеров он поддерживает?

    • Андрей Белевцев Михаил
      Рейтинг: 753
      Газпром нефть, ПАО
      Директор дирекции по цифровой трансформации
      22.11.2021 18:42

      Михаил, спасибо за интерес к нашей системе и вопрос!

      К моменту разработки Системы продуктовой аналитики в Газпром нефти насчитывалось около 500 внутренних цифровых продуктов, командам которых был необходим быстрый доступ к аналитике для принятия решений. Принимая во внимание высокие требования безопасности к защите данных и специфические корпоративные требования, стандартные облачные решения не учитывали наши потребности. Именно эти факторы привели нас к созданию собственного импортонезависимого решения.

      В настоящий момент Система продуктовой аналитики - это корпоративный инструмент для сбора, визуализации и анализа продуктовых метрик как для внутренних портфелей продуктов, так и для внешних решений. Уникальной особенностью является сквозная аналитика пользователей, интеграция с корпоративными коробками и низкий порог входа для аналитиков, менеджеров продукта и заказчиков.

      После успешного пилота мы начали задумываться о выходе на рынок, и нашим первым шагом стало проведение CustDev с коллегами из других компаний. Поговорив с представителями из ритейла, телекома и производственного сектора, мы осознали необходимость расширения функциональности. Таким образом, в наш бэклог добавился мобильный SDK и модуль замера обратной связи от пользователей (NPS и CSI).

      Система разработана с использованием элементов собственной Дизайн-системы Газпром нефти Consta. Это библиотека компонентов в дизайне и коде и понятные правила их взаимодействия, помогающие быстро прототипировать и собирать реальные интерфейсы (подробнее - https://consta.gazprom-neft.ru). Именно интеграция с Consta дала быстрый старт Системе продуктовой аналитики что позволило выпустить 12 релизов менее чем за один год.

      Если удобно, можем предложить провести отдельное демо наших решений для вас и вашей команды в удобное для вас время. Почта для связи - spa@gazprom-neft.ru

      • Михаил Петров Андрей
        Рейтинг: 756
        Счетная палата Российской Федерации
        Директор департамента цифровой трансформации
        22.11.2021 18:48

        спасибо большое!!!! напишу на почту

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 2234
    Центр цифровой экономики МГУ
    Ведущий специалист
    22.12.2021 19:21

    Добрый день! данная система анализирует поведение пользователей при использовании продуктов? Если это так, то как именно производится такой анализ? или это только система сбора оценок пользователей по продуктам?

  • Виктор Булгаков
    Рейтинг: 175
    ООО Gridfore
    Директор по развитию бизнеса
    27.12.2021 15:54

    Поздравляю с реализацией проекта!
    С молодой командой энтузиастов «запилить» проект такого объема – подвиг! В этой связи хочу уточнить:
    1. Когда делали графики на DashBoards сделали средствами React, сделали свою рисовалку или какую-то библиотеку использовали, почему?
    2. Какая у вас получилась задержка от момента совершения действия пользователем до момента отражения в аналитике?

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 1020
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    08.01.2022 18:00

    Андрей, добрый день. Очень интересный проект, особенно актуален для компаний, где используются десятки систем. Ваше новое решение, которое вы позиционируете как импортонезависимое планируете ли вносить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных чтобы его можно отнести как отечественное решение и все затраты по методологии на поддержку относить к российским решениям? И планируете ли вы ее продавать на внешнем рынке?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление