Повышение выручки и прибыли торговой сети с помощью искусственного интеллекта в процессе оптимизации ценообразования

Заказчик
ТД «ВИМОС»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
КОРУС Консалтинг
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2019 - Август, 2021
Масштаб проекта
4893 человеко-часа
Цели

DIY-ритейлер ТД «ВИМОС» работает на рынке DIY Северо-Западного округа с 1992 года. Объединяет 41 магазин, а также имеет в своей структуре завод по производству железобетонных изделий, собственные производства кованых изделий, автоматическую линию производства кладочной сетки и тротуарной плитки, 3 распределительных центра, автотранспортное предприятие и земельные участки. В ассортименте представлены товары направлений hard-DIY, soft-DIY, household и garden, порядка 50 тыс. наименований.

В рамках стратегии оптимизации ценообразования перед ТД «ВИМОС» стояли следующие цели:

  • Максимизация прибыли и выручки без оттока трафика в кратко- и долгосрочной перспективе.
  • Сохранение прибыли в период сезонного «затишья».
  • Предоставление комплексного решения для управления тактикой и стратегией ценообразования, работающего на предиктивных принципах.
  • Ускорение процесса переоценки благодаря централизованному инструменту по управлению ценообразованием.

Уникальность проекта

ТД «ВИМОС» стал первым DIY-ритейлером России, использующим искусственный интеллект для оптимизации цен. По итогам первого этапа проекта (пилотный запуск) результаты тестовой группы составили:
  • +12,3% выручки
  • +8,45% валовой прибыли
  • + 6,31% продаж (шт.)
  • +1% рост трафика.
Переоценка теперь занимает всего 2 часа один раз в неделю.

После пилотного запуска «ВИМОС» принял решение о полном развертывании решения по ценообразованию на все 43 магазина сети, пересмотре методологии и подходов к ценообразованию.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО

Competera Pricing Platform

Сложность реализации

На покупательский спрос влияет очень много факторов, самые очевидные для товаров DIY – промозависимость и сезонность. Здесь происходят резкие спады и скачки спроса. Кроме сезона действует много других факторов, например, переток спроса, погода, курсы валют и прочее.

В сети «ВИМОС» за ценообразование отвечают руководители товарного направления, но помимо этого у них много других задач, в частности, закупка товаров, переговоры с поставщиками. При такой загруженности времени на глубокую аналитическую работу не хватает. Поэтому при ценообразовании менеджеры обращали внимание только на опыт прошлых продаж и самые очевидные факторы. В среднем, руководитель товарного направления способен брать в расчет только 6 факторов – 3 ценовых и 3 неценовых.

В результате использования автоматизированной системы ценообразования было выявлено, что на спрос и цену влияют порядка 60 факторов, в том числе более «тонкие настройки», такие как восприятие бренда, расположение на полке, похожие товары, каннибализация категорий и товаров, рекламные каналы, мотивация продавцов, тренды рынка, поведение покупателей, бонусы карт лояльности и многое другое.

Описание проекта

ТД «ВИМОС» требовалось оптимизировать ценообразование с помощью инструмента, который бы обеспечил быстрый измеримый результат и был бы гибким в плане интеграции и настройки под процессы клиента.

«КОРУС Консалтинг» предложил решение на базе платформы Competera, которая одновременно удовлетворяла и главные требования розничной сети, и позволяла провести пилотный запуск на ограниченном количестве магазинов для подтверждения своей эффективности.

Система на основе искусственного интеллекта высчитывала эластичность спроса для каждого продукта на основе внутренних (исторических) и внешних данных, анализировала их и выдавала ценовые рекомендации для товаров в каждой точке сети.

Комплексное управление ценами вместе с гибкой настройкой ценовых кампаний позволило тестовой группе эффективно пройти как сезонный скачок продаж (в период летних отпусков в DIY-отрасли традиционно наблюдается рост), так и войти в период пандемии и конец сезона с падением продаж.

Решение проекта основано на одном из продуктов Competera – Price Optimization – ценообразовании на эластичности спроса, анализе продуктовых кросс-зависимостей и более 20 ценовых и неценовых факторов.

Условно реализацию этого проекта можно разделить на несколько этапов.

Интеграция

Бесшовная интеграция таких решений как Competera в структуру компании напрямую зависит от качества данных клиента. Их массив должен быть полным, непротиворечивым и регулярно обновляемым. Чтобы обеспечить эти критерии, на старте пилотного запуска команда структурировала и вычистила исторические данные ТД «ВИМОС». Основой для будущей оптимизации стали данные по товарам, ценам, точкам продаж, остаткам, транзакциям, промо-календарю, конкурентам и их ценам, информация по активности на сайте.

Так как ритейлер использует ERP собственной разработки, вторым этапом интеграции стала отладка интеграции платформы ценообразования в учетную систему сети. Вместе с командой клиента был настроен процесс обмена данными, включая их ежедневную автоматическую валидацию.

Знакомство с платформой

После проведения интеграции с функциональностью платформы познакомились основные участники процесса переоценки. Ими стали 7 руководителей товарных направлений компании. В это же время проектная команда начала обучение нейросетей на данных клиента.

Пилотный запуск

Чтобы измерить эффективность Competera, пилотный запуск решения проходил на сформированной тестовой группе:

  • Тестовая группа: 5 гипермаркетов сети или 10% от географии ритейлера.

  • Контрольная группа: 5 гипермаркетов сети со стандартным процессом переоценки.

  • Переоценка проводилась для всего ассортимента в каждой точке продаж (25 тысяч SKU).

  • KVI и товары в промо были исключены для переоценки с помощью Competera.

Методология выбора групп: в выборку вошли магазины, которые, с одной стороны, являются репрезентативными для сети, а с другой, имеют максимально сопоставимую структуру спроса (по среднему чеку, выручке, количеству товаров) и динамику изменения показателей. Длительность пилота составляла один квартал, после чего результаты двух групп были сравнены.

География проекта
Офис – Всеволожск, магазины – Ленинградская область
Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 4767
    РАНХиГС
    Директор Проектов проектного офиса ректора
    24.12.2021 14:15

    Добрый день! Казалось бы, что задача оптимизации цен - это задача линейного программирования. Что именно для оптимизации цен делает искусственный интеллект и в чем его преимущество перед линейным программированием в решении этой задачи?

    • Юлия Городенская Максим
      Рейтинг: 15
      ГК «КОРУС Консалтинг»
      Маркетолог
      24.01.2022 18:05

      Максим, здравствуйте, спасибо за вопрос!

      Искусственный интеллект помогает формировать группы товаров, которые связаны между собой по принципу товаров-заменителей и товаров-дополнителей, чтобы при оптимизации искать локальный максимум целевого показателя не только как функции от собственной цены, но и от цен соответствующих заменителей и дополнителей. Т.е. учет так называемых «каннибализации продаж» и «гало-эффекта». Также ИИ помогает восстанавливать нелинейные функции продаж по цене, искать пороговые значения цен, решать «проблему холодного старта» (предположение об эластичности товаров, по которым еще не было продаж) и т.д.

      Линейное программирование позволяет решать только саму задачу оптимизации, т.е. поиска оптимума цены при условии заданных целевого показателя («таргета»), коэффициента или функции эластичности, и поэлементных ограничений.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.