Цифровой офис сопровождения поставок металлолома на ПАО «ММК»

Заказчик
ПАО "ММК"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ООО "Центр технологий роботизации "Некст"
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Январь, 2020 - Октябрь, 2021
Масштаб проекта
20000 человеко-часов
Цели

  • Создание цифрового офиса, на 100% состоящего из программных роботов RPA.
  • Цифровизация процесса – исключение бумажных носителей, создание централизованного хранилища данных о транзакциях, формирование цифрового следа всех операций, исключение ошибок, вызванных человеческим фактором.
  • Исключение рисков невозврата авансовых платежей за недопоставку металлолома.
  • Исключение переплаты за несоответствующий вид и вес металлолома, потерь от некорректного ценообразования на лом.
  • Обеспечение бесшовности процесса при взаимодействии с банками (оплата, валютный контроль) и РЖД (логистика из Этран).
  • Минимизация изменения существующих IT систем, сокращение сроков и стоимости автоматизации.

  • Уникальность проекта

    • Цели проекта были достигнуты с помощью технологии RPA, существующая ERP и сопутствующие системы не модернизировались и не перевнедрялись
    • Кросс-функциональный процесс, критичный к остановке, выполняется в автономном режиме без участия человека. Сотрудники подключаются, только когда требуются нестандартные решения
    • Роботы формируют рейтинг надежности поставщиков, могут самостоятельно блокировать платежи
    • Проект позволил изменить стратегию закупок металлолома, повысить уровень сырьевой безопасности, существенно расширить пул действующих поставщиков
    • Реализован высокий потенциал проекта: сопровождение поставок от резидентов на старте проекта тиражировано на поставки от нерезидентов
    • Весь объем поставляемого металлолома обрабатывается программными роботами RPA
    • Скорость обработки операций (32 тыс./мес.) и документов (30 тыс./мес.) выросла в 5 раз, ошибки отсутствуют, осуществляется контроль поставок в реальном времени, 100% прозрачность действий.
    Использованное ПО
    • Uipath Enterprise Platform
    • OEBS Oracle R12 ERP
    • Web - клиент Банка
    • Oracle Apex
    • БД Oracle
    • БД MS SQL Server
    • ЭТРАН
    • Электронные ключи (токен)
    • Серверное оборудование
    Сложность реализации
    Сложно было описать и систематизировать под автоматизацию данный процесс, так как его выполняли 9 функциональных подразделений внутри Группы ПАО "ММК", были задействованы 32 сотрудника.

    Взаимодействие между сотрудниками осуществлялось как в последовательном, так и в параллельном режимах. Кроме того, данный процесс является непрерывным, критичным к остановке, сбой в бизнес-процессе может привести к простоям производства.

    Применение технологии RPA позволило плавно автоматизировать бизнес-процесс без его остановки и жесткого вмешательства. На следующем этапе возникли вопросы информационной безопасности RPA.

    Основную часть своей работы роботы производили во внутренних учетных системах, ERP на базе Oracle, BI, банк-клиентах и так далее. Необходимо было продумать детали интеграции роботов в корпоративную ERP-систему и способы администрирования его прав.

    Сложность заключалась во множестве различных ролей и сущностей в ERP - для каждой нужно было прописать сценарии взаимодействия с роботом. В операциях, совершаемых роботом в банк-клиенте, по согласованию с банком запретили роботу выполнять действия, требующие одобрения на оплату сделок. Он может создать только шаблон платежа, но не может согласовать какие-либо действия. В бизнес-процессе использовался большой объем бумажных документов, от которых необходимо было избавиться. Входящие документы были плохого качества и не пригодны к машинному распознаванию, в дальнейшем они проходили сложную схему визирования и согласования. Отсутствовало централизованное хранение подтверждающих документов.

    Проблема доверия к роботам: ПАО "ММК" ежегодно закупает около 3 миллионов тонн металлолома в год, на сумму примерно 80 млрд рублей. Суперсложной задачей было убедить менеджмент доверить эти деньги роботам.
    Описание проекта
    ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Объем производства составляет около 12 миллионов тонн стали в год. Процесс обеспечения металлоломом является стратегическим для ПАО ММК. Объем поставки лома составляет около 3 миллионов тонн в год, а это 150 грузовых вагонов в сутки - масштаб документооборота и количество операций по оформлению, учету, контролю и оплате данного объема лома требовали огромного количества трудозатрат. В бизнес-процессе участвовали: логисты, коммерческая служба, финансисты, управление производством, юристы, бухгалтеры, программисты, экономисты, ответственные по договорам. 32 сотрудника обрабатывали около 30 000 документов в месяц. На базе существующей в компании ERP-системы интегрировано RPA - решение и органично встроено в процессы взаимодействия с большим количеством поставщиков. Нашим специалистам удалось быстро наладить связку со всеми контрагентами, в том числе и банками. "Офис" из 25 роботов в рамках бизнес-процесса выполняет следующий функционал:
    • получение данных об отгрузке от поставщиков (сканированные ж/д квитанции, инвойс);
    • проверка действия договора с поставщиком;
    • проверка взаиморасчетов (задолженности) с поставщиком;
    • проверка отправки вагона через систему РЖД;
    • расчет стоимости отправленных вагонов;
    • определение нормативного срока вагонов в пути;
    • расчет авансового платежа исходя из стоимости вагонов;
    • проверка наличия лимитов бюджета;
    • подготовка документов для оплаты в ERP;
    • подготовка документов валютного контроля;
    • отправка платежных документов в клиент-банк;
    • осуществление предоплаты;
    • расчет стоимости прибывшего вагона (с фактическим видом и весом лома);
    • расчет окончательного платежа исходя из фактической стоимости вагона;
    • осуществление окончательной оплаты;
    • отправка документов поставщику (приемо-сдаточный акт, акт сверки);
    • формирование бухгалтерских проводок в ERP по поставленному лому;
    • ведение базы данных всех транзакций;
    • формирование рейтинга надежности поставщиков;
    • пополнение централизованного хранилища подтверждающими документами.
    В итоге роботы помогли расширить возможности закупки сырья. До внедрения у процесса было много участников, его масштабирование привело бы к необходимости нанимать новых работников. С помощью RPA теперь мы можем обрабатывать на порядок больше операций без расширения штата, управляя рисками его невозврата.
    География проекта
    Проект реализован на территории ПАО "ММК" в городе Магнитогорск, Челябинской области.
    Коментарии: 2
    • Максим Часовиков
      Рейтинг: 2234
      Центр цифровой экономики МГУ
      Ведущий специалист
      24.12.2021 12:14

      Добрый день!
      "Роботы формируют рейтинг надежности поставщиков, могут самостоятельно блокировать платежи"
      Они формируют рейтинг надежности на основании четкого алгоритма? Этот алгоритм уже бы до начала реализации проекта или появился в процессе реализации?

    • Вадим Феоктистов
      Рейтинг: 267
      ПАО "ММК"
      Главный специалист по информационным технологиям
      06.01.2022 08:33

      Добрый день!
      Оценка поставщиков формируется по алгоритму и зависит от ряда факторов. Робот анализирует соблюдение сроков поставки, своевременность закрытия авансов, качество поставляемого лома, своевременность предоставления закрывающих документов и прочие параметры процесса.
      Алгоритмы анализа поставщиков были известны заранее, но по большей части контроль оставался за человеком, что занимало много времени, а также не исключало риск ошибки. За счет применения роботов значительно сократилось время принятия решений по блокировке/разблокировке платежей поставщикам, нарушающим требования договора. Таким образом, если поставщик нарушает условия договоров платежи незамедлительно блокируются, а при устранении этих нарушений платежи так же быстро возобновляются.

    Год
    Предметная область
    Отрасль
    Управление