Сервис создания автоматизированной системы расчета стоимости ИТ доработок

Заказчик
Itella
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
App&Dev Itella
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Май, 2021 - Сентябрь, 2021
Масштаб проекта
128 человеко-часов
Цели
Целью создания данного сервиса было:
  • Предоставить нашим клиентам быструю, прозрачную оценку стоимости и сроков ИТ разработки
  • Упростить работу ИТ специалистов, которые занимались оценкой, т.к. количество запросов на разработку постоянно растет, а наши ИТ специалисты одновременно были нужны как в оценке, так и в проектной работе.
  • Ускорить оценку в среднем в 5-7 раз, по сравнению с иными способами расчета
  • Автоматизировать процесс оценки и использовать опыт ранее проведенных оценок.

Уникальность проекта

Синергия между инициативой со стороны ИТ Ителла и потребностью наших Клиентов в получении быстрой оценки сроков и стоимости запрашиваемых доработок смогла сформировать новый клиентский сервис.

Сервис изначально проектировался как неотъемлемая часть цифровой экосистемы Ителла.

Архитектура решения предусматривает глубокую интеграцию между различными ИС Ителла.

Гибридная схема разработки Scrum + Каскадный метод. Методы использовались в зависимости от вида задачи, выбирался наиболее эффективный способ.
  • Этап по сбору и формализации требований проходил по Scrum - формировались epics & user stories
  • Разработка MVP велась спринтами
Интеграция сервиса в ЛК Клиента
Использованное ПО
Разработка велась на Phyton.
Используется СУБД на базе MS SQL
Вспомогательные системы:
  • Sonic ESB - интеграционная шина данных
  • ServiceNow - платформа управления инцидентами
  • Celoxis - сервис для управления проектами
  • Jira & Confluence
Сложность реализации
Заказчиками проекта выступали несколько подразделений компании:
  • ИТ Департамент и Департамент развития бизнеса
Вся разработка велась собственной командой разработчиков.
Потребовались доработки в iCRM и разработка большого количества интеграционных интерфейсов между ServicNow, Celoxis, Jira.
Архитектура решения потребовала более длительной проработки, чем планировалось изначально, согласование концепции было завершено на месяц позже плана.
Решение изначально спроектирована как часть общей экосистемы и имеет значительный потенциал для развития, не ограничиваясь только ИТ работами.
В случае добавления в матрицу дополнительных форматов работ, оценочной длительности и ставок специалистов, можно будет давать оценку различным видам и типам работ.

Описание проекта
Основными бизнес-требованиями были:
  • Сократить время расчета и согласования оценки сроков и стоимости ИТ разработки
  • Автоматизировать процесс оценки и использовать опыт ранее проведенных оценок.
  • Создать прозрачный механизм проверки расчетов
  • Упростить работу ИТ специалистов, которые занимались оценкой и высвободить ресурсы аналитиков
Ключевой идеей проекта было создание архитектуры решения вписанный в экосистему Ителла, где интегрированны ключевые информационные системы Ителла, системы ключевых подрядчиков и клиентов.
Важным этапом реализации было дать возможность клиентам, в ЛК нашей iCRM сисемы видеть предварительные оценки и BRD
Финальной же стадией проекта предполагается предоставление клиентам возможности самостоятельно делать такие оценки. пригодные для принятия решения о целесообразности заказа и внедрения тех или иных разработок.

География проекта
Затронуты Ителла Россия и все наши клиенты, имеющие географию присутствия по всему миру
Дополнительные презентации:
Сервис создания автоматизированной системы расчета стоимости ИТ доработок.pdf
Коментарии: 13
  • Михаил Петров
    Рейтинг: 596
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    15.11.2021 19:15

    какая база нормативов используется для оценки трудоемкости? какие параметры оценки? можно посмотреть на методику?

  • Николай Галкин
    Рейтинг: 919
    Itella
    ИТ Директор
    17.11.2021 10:41

    Михаил, спасибо за интерес к нашей разработке и вопросы. Постараюсь рассказать по подробнее.
    ИТ Ителла выполняет изменения в рамках различных сервисов. Обычно сервис связан с одной или несколькими системами.

    Каждое изменение в рамках сервиса декомпозируется на набор из примерно 15 задач, каждую задачу выполняет сотрудник определенной роли (Бизнес аналитик, Системный аналитик, Разработчик, Тестировщик и т.д.)

    Статистический анализ фактов выявил зависимость между длительностью и трудоемкостью задач.

    Для каждого сервиса выделена основная задача, на основании оценки которой определяются трудоемкости других задач

    Для определения трудоемкости основной задачи используются 2 стандартные оценки - просто, сложно, и возможность указать произвольную оценку, она проверяется.

    Длительность определяется аналогично.

    Так же, имеется возможность указать дополнительные параметры, например наличие тестовых данных, необходимость консультирования заказчика и т.д., которые влияют на расчеты.

    Итог накладывается на доступные ресурсы, ставки и формируется план и стоимость.

  • Михаил Петров
    Рейтинг: 596
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    17.11.2021 13:13

    а есть методика? база нормативов? например, "вот так, по таким-то признакам мы определяем что задача сложная, а на сложную задачу положено N человеко-часов аналитика, M человеко-часов разработчика и т.п."? без методики и нормативов все в итоге сводится к экспертным оценкам, а это как обычно - "два эксперта - три мнения, а потом еще умножь на повышающий коэффициент 3 и тогда, может быть (!), попадешь хотя бы в себестоимость"

  • Анатолий Портнов
    Рейтинг: 6
    Itella
    Руководитель отдела развития приложений и систем
    17.11.2021 17:53

    Михаил, для каждого типа задач есть набор признаков, определяющих трудоемкость. Трудоемкость определяется не только по часам аналитика, разработчика, но глубже, например: проведение интервью, подготовка технического задания, деплой и т.д. Чтобы упростить процесс определения трудоемкости установлены зависимости между трудоемкостями этапов работ.

    • Михаил Петров Анатолий
      Рейтинг: 596
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      17.11.2021 18:03

      вот очень хотелось бы на это все в деталях посмотреть... ну если секретно - то секретно, ок

      • Николай Галкин Михаил
        Рейтинг: 919
        Itella
        ИТ Директор
        17.11.2021 18:35

        Можем отдельно встретиться и обсудить.

        • Андрей Семёнов Николай
          Рейтинг: 10
          Клуб ИТ директоров Тюменской области
          Председатель правления клуба
          18.11.2021 18:40

          Ответ, который звучит как угроза Михаилу :-)

          • Михаил Петров Андрей
            Рейтинг: 596
            Счетная палата Российской Федерации
            Директор департамента цифровой трансформации
            18.11.2021 18:46

            )))))))

          • Николай Галкин Андрей
            Рейтинг: 919
            Itella
            ИТ Директор
            19.11.2021 13:44

            Мы мирные люди :)))

            Просто это довольно интересная и объёмная тема, ее прощу обсудить на очной встрече, чем писать в комментариях

            • Михаил Петров Николай
              Рейтинг: 596
              Счетная палата Российской Федерации
              Директор департамента цифровой трансформации
              19.11.2021 13:49

              на самом деле проще выслать методику, если это, конечно не секрет - и все сразу станет понятно ))

  • Андрей Семёнов
    Рейтинг: 10
    Клуб ИТ директоров Тюменской области
    Председатель правления клуба
    18.11.2021 18:41

    Кто у вас отвечает за бюджет ИТ разработок, каким образом он планируется и исполняется?

    • Николай Галкин Андрей
      Рейтинг: 919
      Itella
      ИТ Директор
      19.11.2021 13:47

      ИТ Директор, как владелец всего бюджет ИТ и Руководитель отдела разработки. Расходы закладываются на стадии бюджетного планирования

Год
Предметная область
Отрасль
Управление