Единая отраслевая система управления качеством Госкорпорации «Росатом» (ЕОС – Качество)

Заказчик
Госкорпорация «Росатом»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
АО «Гринатом»
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Июнь, 2019 - Апрель, 2021
Масштаб проекта
16500 автоматизированных рабочих мест
Цели
  • Немедленный доступ к достоверной информации о качестве.
  • Сокращение трудозатрат и сроков протекания автоматизируемых процессов управления качеством не менее чем в 2 раза.
  • Обеспечение оперативного информирования заинтересованных сторон о проблемах с качеством.
  • Сокращение количества повторяющихся несоответствий не менее, чем на 10%.
  • Переход на безбумажный юридически значимый документооборот с использованием электронной подписи (УНЭП, УКЭП, ПЭП).
Ключевые бизнес-выгоды:
• Сокращение трудоемкости и сроков протекания процессов управления качеством с целью снижения затрат на некачественную продукцию и сокращение себестоимости производимой продукции и услуг.

• Предвосхищение требований иностранных заказчиков, и, как следствие, преимущество при принятии решения по реализации новых проектов силами Росатома.

• Повышение уровня компетенции и вовлеченности работников машиностроительной, строительной, электротехнической и других отраслей отечественной промышленности.


Уникальность проекта

ЕОС-Качество – это импортонезависимая информационная система, позволяющая участникам процессов управления качеством взаимодействовать в одном информационном поле на межорганизационном уровне. В системе работают организации атомной отрасли и их контрагенты в РФ и за рубежом. Всего 16 тысяч человек из 1200 организаций.

Внедрив систему мы сократили сроки процессов, связанных с контролем и обеспечением качества, от 3 до 9 раз в зависимости от сложности продукции.
Снизили трудоемкость процессов за счет перехода на безбумажный документооборот. Например, для подпроцесса входного контроля оборудования только на одном проекте сооружения АЭС экономия составляет 12 млн. рублей в год.

 В ЕОС-Качество реализованы все определенные федеральным законом №63-ФЗ виды электронной подписи (простая ЭП, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная ЭП). Это обеспечило беспрерывное протекание процессов в организациях в условиях дистанционной работы в период пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах.
Использованное ПО
ЕОС-Качество - полностью импортонезависимая система, используется исключительно отечественное ПО.
При выборе ПО для создания ЕОС-Качество учитывались следующие факторы:
1. Гибкие возможности настройки бизнес-логики решения для сокращения времени реализации продукта.
2. Удобство пользователя при работе с Системой.
Для реализации Системы по результатам анализа существующих продуктов использована платформа 1С:Предприятие 8.3 (1C:Document Management 8), в которой уже реализованы базовые механизмы организации командной работы при выполнении задач по процессам. Для реализации интуитивно понятного пользовательского интерфейса реализован веб портал на базе платформы 1С-Битрикс: Управление сайтом, который позволил преодолеть ограничения платформы 1С:Предприятие 8.3 по созданию пользовательских интерфейсов. При проектировании веб-интерфейса проектная команда, включая представителей бизнес-направления, отталкивалась от привычных для пользователей приложений интернет-банкинга и социальных сетей.
Для обеспечения подписания документов электронной подписью используется разработанная в АО «Гринатом» платформа доверенных сервисов, предоставляющая возможности подписания электронных документов облачной ЭП.
Серверное оборудование и ПО развернуто исходя требований непрерывной доступности Системы 24х7.
ЕОС-Качество имеет свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021614466.

Сложность реализации
• Жесткие требования к защите обрабатываемых данных.
• Масштабность внедрения – более 1200 предприятий.
• Подключение сторонних и иностранных организаций.
• Необходимость стандартизации процессов для всех подключаемых организаций.
• Синхронизация моделей данных автоматизируемых процессов.
• Интеграция с 30 отраслевыми системами.
• Короткие сроки реализации проекта.
• Ограничения со стороны нормативных и законодательных актов (требования в области использования атомной энергии).

Широкая география проекта определила сложность реализации проекта, поскольку Росатом осуществляет деятельность не только в РФ, но и на зарубежных рынках ядерных технологий.

Сложность реализация также связана с особенностями внедрения механизма электронной подписи за рубежом. Несмотря на то, что электронная подпись используется давно, до нынешнего момента ни одна информационная система в этой части не выходила за пределы отраслевых предприятий.
Описание проекта
Основные этапы создания ЕОС-Качество:
• проведение необходимого реинжиниринга бизнес-процессов процессов управления качеством на предприятиях Госкорпорации «Росатом» для достижения их унификации;
• проектирование и создание ИТ-решения;
• опытная эксплуатация системы;
• перевод системы в постоянную промышленную эксплуатацию.

Перед началом проекта наша команда изучила опыт ранее проводившихся работ по автоматизации процессов в Госкорпорации «Росатом» и создания различных ИТ-систем. Для этого мы:
• провели обследование процессов управления качеством на предприятиях Госкорпорации «Росатом»;
• разработали функционально-технические требования и техническое задание, утвердили бюджет и сроки проекта;
• исследовали рынок разработчиков ПО;
• проанализировали риски проекта;
• сформировали группы экспертов по направлениям информационной безопасности, архитектуре ИТ-систем, их интеграции, управлению ИТ-проектами и, главное, по самим процессам.
Ключевым фактором успешности проекта стало своевременное и полное описание моделей данных. Именно разработка единых моделей данных позволила интегрировать ЕОС-Качество с более чем 30 информационными системами Росатома (включая ИС по ведению претензионной работы, ИС по проектированию, ИС по учету опыта эксплуатации и другие), конфигурировать и создавать новые печатные формы документов с учетом особенностей проектов, определять правила ввода информации в систему.
В период 6 месяцев опытной эксплуатации пользователи выявили более 400 ошибок и инициатив для улучшения работы системы. Все ошибки были классифицированы и устранены до ввода системы в постоянную эксплуатацию.
Перед переводом системы в постоянную эксплуатацию мы запустили очные и дистанционные обучающие курсы по работе в системе. Уже обучилось 9000 человек.
Для узаконивания работы в ЕОС-Качество организациями отрасли заключено 7000 договоров с 800 отечественными и зарубежными поставщиками и подрядчиками, обеспечивающих единый подход в области управления качеством поставляемой продукции и выполняемых работ.
Помимо автоматизации процессов управления качеством, в системе реализован аналитический модуль, который позволяет оперативно и быстро обрабатывать статистическую информацию о качестве продукции и процессов. Трудозатратная деятельность по сбору статистики и подготовке аналитических отчетов превратилась в мастерство настройки отчетных форм в системе.

География проекта
Российская Федерация, Турецкая Республика, Республика Беларусь, Финляндия, Венгрия и другие страны, в которых Росатом ведет бизнес.

Дополнительные презентации:
Приложение 2.pdf
Приложение 1.pdf
Коментарии: 7
  • Евгений Чиж
    Рейтинг: 5
    АО Гринатом
    Старший специалист
    16.11.2021 10:57

    Лучшее решение для управления, предотвращения несоответствий при производстве и поставке оборудования на АЭС. Удобный интерфейс пользователя, простота работы с системой. Данная система не только выявляет несоответствия и их регистрирует, но и накапливает большую базу данных для дальнейшего предотвращения появления множества типов несоответствий.

    • Леонид Летчфорд Евгений
      Рейтинг: 71
      Госкорпорация «Росатом»
      Начальник Управления качеством
      30.11.2021 11:40

      Евгений, здравствуйте! Спасибо за отзыв и высокую оценку нашей системы!

      Система реализована на базе комплексного решения «1С: Документооборот» + веб-интерфейс («Битрикс: Управление сайтом»). Для того чтобы не вынуждать пользователей изучать объемные инструкции по работе в системе, разработчики постарались реализовать интуитивно понятный интерфейс, схожий по структуре с социальной сетью
      В режиме реального времени все участники процесса могут делиться своими соображениями и предлагать сценарии решения того или иного вопроса. Для этого был разработан чат команды 8D с возможностью обмена быстрыми сообщениями. Также в случае подключения субпоставщиков к системе у пользователей
      есть возможность перенаправить уведомления о несоответствии адресно — ниже по цепочке
      поставок. В «ЕОС-Качество» некоторые пользователи могут самостоятельно настраивать очереди согласования и подписания документов, а также разрабатывать печатные формы,
      используя поля модели данных по принципу
      настраиваемых отчетов Microsoft Access. С этой
      целью каждое предприятие может назначить
      сотрудника с ролью локального администратора, который может настроить собственные уникальные последовательности и шаблоны
      согласования документов и собственно печатные их формы в случае их необходимости для ведения дел.
      Интерфейс «ЕОС-Качество» отображается
      на двух языках (русский и английский), что позволяет организовывать работу с зарубежными партнерами и заказчиками. Материалы, необходимые для подключения пользователей
      к системе, также переведены на английский язык. Они находятся в свободном доступе на сайте «Росатома» в разделе «Поставщикам».

  • Александр Кузнецов
    Рейтинг: 5
    АО Гринатом
    Функциональный архитектор
    16.11.2021 15:14

    В Системе реализованы удобные и логичные процессы контрольных операций (аудиты, входной контроль, строительный и прочие), связанные с процессом управления несоответствиями, в случае отрицательных результатов контролей. Сам процесс управления несоответствиями соответствует всем регламентам Росатом, которые позволяют стандартизировать, и, как следствие, упростить и обеспечить понятные для всех участников процесса действия по управлению несоответствиями.

    Также в Системе реализована наглядная и гибкая система отчетности по данным Системы, позволяющая оперативно и визуально доступно получить нужную информацию по процессам Системы.

    Для иностранных пользователей Системы реализован полноценный англоязычный интерфейс с возможностью вывода на печать полностью англоязычных документов, а также двуязычных документов.

    Шаблоны печатных форм могут быть добавлены локальными администраторами организаций, в зависимости от проектов, для которых применяется ЕОС-Качество.

  • Максим Капралов
    Рейтинг: 15
    Abbott
    Руководитель клиентского сервиса
    19.11.2021 18:28

    Очень интересный проект, видно, что приложены огромные финансовые, человеческие и временные ресурсы. Интересно каким образом организована система управления изменениями?

    • Леонид Летчфорд Максим
      Рейтинг: 71
      Госкорпорация «Росатом»
      Начальник Управления качеством
      30.11.2021 10:23

      Максим, здравствуйте! Спасибо за интерес, проявленный к нашему проекту!

      Командой проекта уделялось большое внимание управлению изменениями, мы рассматривали данное направление как один из ключевых факторов успешного внедрения системы.

      Мы делали систему, ориентированную на пользователя, поэтому ЕОС-Качество предусматривает адаптацию и развитие под изменяющиеся требования пользователей с учетом изменения производственных процессов и нормативных требований.

      Мы организовали методологическую и техническую поддержку пользователей в рамках которой мы управляем изменениями системы. Любой пользователь может направить предложение по расширению функционала либо сообщить об ошибке системы в созданную по принципу «единого окна» службу технической поддержки. Обращениям, относящимся к развитию и расширению функционала, присваивается статус «Запрос на изменение». Такие запросы согласовываются с владельцем системы, приоритезируются и попадают в очередь реализации. Изменения, реализованные при выполнении Запросов на изменение, переносятся в продуктивный контур системы при очередном релизе системы – обычно 1 раз в 2 недели.

      Помимо технических и системных изменений в самой системе, мы также управляем изменениями на уровне методологии. Анализируя работу в системе мы также вносим изменения в процедуры и регламенты, устанавливающие требования к автоматизированным в системе процессам управления качеством.

      Для распространения изменяемых требований на контрагентов организаций отрасли предусмотрено изменение договорных требований по использованию ЕОС-Качество путем организации деятельности по внесению изменений в заключаемые и заключенные договоры.

      • Максим Капралов Леонид
        Рейтинг: 15
        Abbott
        Руководитель клиентского сервиса
        30.11.2021 14:37

        Спасибо за столь развернутый ответ!
        Любопытно узнать, используется ли для поддержки пользователей внутренний call-центр?
        Или же коммуникация с пользователем происходит в письменном виде для достижения режима работы системы 24/7?
        Какие метрики используются для отслеживания эффективности работы службы поддержки?

        • Михаил Шалимов Максим
          Рейтинг: 10
          АО Гринатом
          Начальник отдела
          30.11.2021 16:17

          Максим, добрый день!
          Внутренний call-центр имеется, но используется для регистрации обращения от пользователя. Специалисты поддержки ЕОС-Качество работают по обращениям во внутренней сервис-деск.
          Наш опыт показывает, что стандартных SLA на решение обращений достаточно в 99,9% обращения, для оставшегося 0,01% у пользователей есть инструменты повышения приоритета по обращению для оперативного решения вопросов. Так же, специалисты поддержки работают из разных филиалов АО "Гринатом" для организации дежурства все 24 часа.
          Основная метрика эффективности поддержки - обратная связь от пользователей. У пользователь есть возможность возврата обращения на доработку при некачественном решении, но по отношению к ЕОС-Качество возвратов крайне мало.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление