Автоматизированное рабочее место сотрудника органа власти

Заказчик
Департамент информатизации Тюменской области
Руководитель проекта со стороны заказчика
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
2020
Масштаб проекта
4500 человеко-часов
Цели
Цель проекта – повышение качества и скорости оказания государственных услуг населению. Проект позволил создать систему, которая в разы ускоряет работу сотрудников органов власти при обработке заявлений граждан. Решение можно масштабировать, используя его технологические компоненты и свойства архитектуры «на полную мощь» – в направлении Big Data. Система позволяет накапливать и агрегировать большой объем данных, и эти данные в дальнейшем могут быть использованы для анализа и оптимизации процессов оказания государственных услуг населению, начиная от самой формы заявления (какие поля в ней нужны, как они должны быть расположены для максимально комфортной работы гражданина) – заканчивая оптимизацией административного регламента оказания услуги.
Задачи и ключевые функции системы:
• Оптимизация процессов оказания государственных и муниципальных услуг и повышение удобства работы;
• Исключение (минимизация) участия сотрудника в процессе оказания государственных и муниципальных услуг;
• Гибкость настройки и масштабирования системы;
• Реестровая модель предоставления услуг;
• Проактивность предоставления услуг.

Уникальность проекта

Интерфейс, в основе которого лежит Quasar Framework (на базе фронтенд фреймворка Vue.js), и архитектура, стратегически продуманы для дальнейшего движения в сторону Big Data, машинного обучения и искусственного интеллекта. Реализация решения в микросервисной архитектуре обеспечивает беспрерывный контроль работоспособности каждого компонента (микросервиса) по нескольким параметрам, динамическое горизонтальное масштабирование в зависимости от нагрузки в текущий момент времени, простота и удобство в обновлении и развитии решения.
В решении создана уникальная интеллектуальная система взаимодействия с сотрудником органа власти при оказании услуг, осуществляющая процесс поддержки принятия решений. Система значительно ускоряет процесс работу сотрудников органа власти: время на работу с заявлением сокращается от 50% до 100%.
Использованное ПО
Интерфейс АРМ использует фреймворки Vue.js и Quasar, возможность подключения к решению сторонних сервисов и систем. Новый АРМ развивается как фреймворк, построенный на принципе инверсии управления (Inversion of Control, IoC), что позволяет для внесения изменений загружать обновленный конфигурационный файл, сформированный согласно документации. Это позволяет фокусировать внимание на предметных задачах, а не на низкоуровневом программировании.
Сложность реализации
Проект относится к технически сложным, поскольку реализуется в масштабах региона РФ. 
Описание проекта
Руководитель проекта от Департамента информатизации Тюменской области – Кошелева Елена Артуровна, начальник отдела информационных систем и проектов Департамента информатизации Тюменской области.

Проект стартовал в 2020, решение разработано в сжатые сроки. Интерфейс АРМ реализован, как SPA (Single Page Application) приложение: Страницы АРМа не перезагружаются, запрашиваются только нужные данные. Все переходы пользователя по разделам хранятся в истории навигации. При обрыве связи, случайном закрытии окна, и др. повторное открытие восстанавливает состояние всех форм.
Основные задачи реализуются с помощью пошаговых UX визардов, пользователи могут персонализировать свой рабочий стол: настроить подсистему уведомлений, изменить цветовую схему, настроить рабочий стол. Система поддерживает концепцию проактивности государства в оказания услуг населению.
В проекте реализована поддержка реестровой модели предоставления услуг: обеспечено взаимодействие ведомственных ИС и системы для передачи и добавления данных в реестры по разработанному универсальному API. Поддержка реестровой модели предоставления услуг внедряется в Администрации города Тюмени и поддерживается рабочей группой Департамента информатизации Тюменской области, ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» и Администрации города Тюмень.


Инфографика_Систематика Консалтинг
География проекта
Тюменская область
Коментарии: 12
  • Дмитрий Сальников
    Рейтинг: 15
    ГУП Государственное автономное учреждение Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления гос
    Заместитель директора
    28.12.2020 07:09

    Скажите, какие услуги уже удалось перевести в режим "без чиновников"? Возможна ли интеграция с АИС МФЦ таким образом, чтобы человек сразу, непосредственно после приема документов, получал ответ о предоставлении или отказе в предоставлении услуги?

    • Игорь Барышников Дмитрий
      Рейтинг: 5
      ООО Систематика Консалтинг
      Директор проектов
      08.01.2021 15:52

      Добрый день!

      Немного дополню ответ Александра Николаевича. Добавление/изменение услуг в АРМ осуществляется через модуль "Конструктор услуг". Он позволяет осуществить настройку регламента оказания услуги: бизнес-процесса обработки, добавления условий отправки/автозаполнения межведомственных запросов, автоматических проверок, сценариев завершения обработки и выноса резолюции (решения) и др. После добавления услуги в АРМ для нее автоматически создается веб-сервис для интеграции с внешними информационными системами. При создании (получении посредством веб-сервиса) заявления в АРМ информация о его обработке становится доступна в личном кабинете заявителя на региональном Портале услуг и ЕПГУ (в случае наличии подписки у заявителя).

  • Александр Егоров
    Рейтинг: 262
    ООО "Газпромнефть - Заполярье"
    Руководитель направления по управлению данными
    28.12.2020 14:44

    Добрый день! Спасибо за вопрос.

    На этапе запуска на АРМ переведены 4 популярные услуги администрации г. Тюмени:

    1. «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма».

    2. «Приватизация муниципального жилищного фонда» в части подуслуги «Приватизация жилого помещения».

    3. «Согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» в части подуслуги «Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме».

    4. «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций».

    Эксплуатация показала, что для реализации 100% режима «без чиновников» требуется глубокая переработка административных регламентов, изменение форм заявлений, модификация связанных межведомственных запросов. Так, есть межведомственные запросы, информация по которым приходит в виде файла, который не подлежит парсингу, некоторые запросы являются асинхронными. В форме заявления присутствуют поля, которые невозможно использовать для дальнейшего направления межведомственного запроса. Несмотря на это, нам удалось добиться существенных результатов, которые экономят время сотрудников г. Тюмени: автонаправление межведомственных запросов, автоматическая обработка межведомственных запросов (там, где это возможно), результат оказания формируется в реестровую модель.


    Отвечая на вторую часть вопроса, могу сказать, что в перспективе это можно будет сделать, но необходимо будет выполнить 2 ключевых условия:

    1. Услуга должна быть переведена в 100% автоматический режим (АРМ на основе заложенной логики сам принимает решение);

    2. АИС МФЦ должна быть интегрирована с сервисом приема заявления услуги по форматам, аналогичным тем, по которым поступает заявление с Портала услуг Тюменской области.

  • Леонид Акуленко
    Рейтинг: 5
    Комитет по информатизации г.Тюмени
    Директор
    04.01.2021 12:41

    Каковы дальнейшие планы по развитию и внедрению в мунипалитетах? Также интересен набор данных и возможность реализации аналитических кейсов муниципальной направленности на их основе?

    • Александр Егоров Леонид
      Рейтинг: 262
      ООО "Газпромнефть - Заполярье"
      Руководитель направления по управлению данными
      08.01.2021 14:37

      Добрый день! Спасибо за вопрос.

      План на 2021 год определен - тиражируем решение на 230+ услуг, переводим их на АРМ и делаем максимум автоматизации там, где позволяет это сделать административный регламент. Параллельно с этим совместно с разработчиком решения оттачиваем функциональность, такую как:

      1. развитие дашбордов (виджетов) для сотрудников и руководителей для отображения аналитических/статистических данных в соответствии с их полномочиями.

      2. Внедрение аналитической системы "Мониторинга качества услуг", для визуализированного отображения информации.

      Что же касаемо самих показателей, то нужно исходить из требований муниципалитетов. По идее в АРМ содержится много информации и мы можем ее агрегировать. Базовые показатели - это время обработки на различных этапах (статусах) заявления, анализ результатов обработки, эффективность работы сотрудников, обрабатывающих заявления, качество оказания услуг и др. Технически возможно осуществлять аналитику, как по общим показателям, например, способ подачи заявления, так и по уникальным параметрам в рамках одной услуги (специфичными только для этой услуги).

  • Владислав Росс
    Рейтинг: 5
    ООО Мэйл.Ру
    программист
    08.01.2021 13:34

    Добрый день! Мне понравилось ваше решение в части обработки заявлений. Подскажите, пожалуйста, каким образом происходит принятие решения по заявлению в АРМ?

    • Александр Егоров Владислав
      Рейтинг: 262
      ООО "Газпромнефть - Заполярье"
      Руководитель направления по управлению данными
      08.01.2021 14:10

      Благодаря новым технологиям, которые были использованы при создании АРМ, при обработке заявления используется гибко настраиваемая система принятия решений, позволяющая проводить обработку заявлений как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме.

      Система позволяет не только автоматически отклонять заявления, не прошедшие проверку, не только избавить оператора от часто повторяемых рутинных действий (таких как проверка данных заявления, заполнение и отправка межведомственных запросов и т.п.), не только выдавать исполнителю рекомендации по принятию того или иного решения, но и проводить полностью автоматическую обработку заявления с выдачей результата без участия оператора. Система анализирует параметры входящего заявления, данные, которые были указаны заявителем, результаты межведомственных запросов, и на их основании есть возможность принять решение автоматически.

      Таким образом, АРМ имеет все возможности для внедрения пилотов суперсервисов на региональном уровне.

  • Павел Трунов
    Рейтинг: 5
    АО цнирти
    ведущий инженер
    08.01.2021 13:49

    Готова ли Ваша система к резкому росту нагрузки (допустим, если количество сотрудников, работающих в системе или количество услуг (или что там у вас) увеличится в 2-3 и более раз)?

    • Александр Егоров Павел
      Рейтинг: 262
      ООО "Газпромнефть - Заполярье"
      Руководитель направления по управлению данными
      08.01.2021 14:30

      да, за счет использования современных технологий, таких как микросервисная архитектура, мы можем увеличить производительность именно тех частей Системы, где это необходимо для решения поставленной задачи. Причем обеспечить масштабирование возможно в автоматическом режиме в зависимости от нагрузки в текущий момент времени.

  • Артем Соколов
    Рейтинг: 5
    ООО First-line software
    Руководитель проектов
    08.01.2021 14:19

    Добрый день!
    Очень интересное решение. у меня появился только вопрос: насколько Ваше решение способно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру. Допустим, будет необходимо добавить какой-нибудь новый, не очевидный функционал?

    • Александр Егоров Артем
      Рейтинг: 262
      ООО "Газпромнефть - Заполярье"
      Руководитель направления по управлению данными
      08.01.2021 14:37

      Микросервисная архитектура предполагает, что система состояит из множества небольших компонент (микросервисов), каждый из которых выполняет свою специфическую функцию. При необходимости, для добавления новых возможностей достаточно добавить отдельные компоненты (микросервисы), реализующие их, при этом не потребуется (или потребуется в минимальной степени) модификация уже существующих компонент.

  • Анастасия Кирюшина
    Рейтинг: 5
    НКО НИУ Высшая школа экономики
    Доцент базовой кафедры информационно-аналитических систем ЗАО «ЕС-лизинг» НИУ ВШЭ
    26.07.2021 12:31

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где возможно ознакомиться с информацией о стоимости данной разработки, включая планы на 2021 год про тиражирование на 231+ услуг?
    Полагаю данный проект связан с финансированием согласно нац программе Цифровая экономика.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление