Мобильная экосистема системы планирования и оперативного управления производством

Заказчик
АО "АЭМ-технологии"
Руководитель проекта со стороны заказчика
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Август, 2019 - Октябрь, 2020
Масштаб проекта
5 мобильных приложений, 30 мобильных устройств абонентов
Цели
Организация цифрового взаимодействия производственного персонала с системой производственного учета на территории производственных участков с помощью мобильных приложений, минимизация коммуникации вне системы. Основная задача «вернуть» производственный персонал (мастер, начальник участка, диспетчер, кладовщик, лаборант) из-за компьютера непосредственно на производственный участок.

Уникальность проекта

Мобильные приложения адаптированы под особенности подетального и пооперационного учета производственных операций изготовления изделий с длинным циклом изготовления.
Разработан комплекс мобильных приложений для большого числа служб предприятия. Операции мобильного контура не дублируют или заменяют операции основной учетной системы, а органично дополняют ранее внедренные учетные бизнес-процессы.
При разработке мобильных приложений использовалось импортонезависимое программное обеспечение
Использованное ПО

Мобильные приложения реализованы на мобильной платформе 1С. Обмены с основной базой реализованы через https сервисы.

Система производственного учета построена на базе 1С:УПП, база данных на MSSQL

Сложность реализации

o Необходимость уместить сложные экранные формы стационарных приложений на экране мобильного устройства.

o Оптимизация процессов предприятия для работы с мобильными решениями, встраивание в существующую цепочки создания ценности.

o Проблемы с покрытием связью на всей рабочей территории производственных цехов, решены в рамках проекта.

o Развернутая система хранения истории выполняемых операций, как на мобильном приложении, так и на основном приложении, а также протоколов обмена.

o Информационная безопасность. Реализованы ограничения по использованию внешних сервисов (например, для получения PUSH уведомлений)

Описание проекта

С 2012 г в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г.Петрозаводск внедрена система Планирования и оперативного управления производством (ПОУП). Система ПОУП АЭМт предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия.

Отличительной особенностью ПОУП АЭМт является пооперационный учет производственных операций изготовления изделий с длинным циклом изготовления. Это возможно благодаря полному разузлованию в дерево изготовления производственного заказа всей конструкторской и технологической документации, а также их оперативных изменений. При этом далее в системе выполняется планирование, контроль и прослеживаемость в изготовлении каждой конкретной детали с её порядковым номером, а также более крупными партиями.

В ходе проекта для различных служб производства разработано 5 мобильных приложений. Приложения разработаны по принципу одна роль в производственном процессе – одно мобильное приложение.

Рабочее место мастера производственного участка

Мобильное место позволяет выдать сменно-суточные задания, как из короткого списка плановых операций ближайших дней, так и из полного долгосрочного плана производства. Также доступна выдача ручных операций на не технологические или дополнительные работы.

В мобильном приложении на отдельной форме выводится список запланированных рабочих станков в графике за определенный период с показателями по ним для балансировки мощностей. При нажатии на станок открывается форма, на которой выводится список операций, которые запланированы в сменных заданиях. При нажатии на операцию открывается форма, которая содержит подробную информацию по операции и дает возможность отметить выполнение операций. По факту отметки выполнения операции с деталью доступно оформление Заявки на её перевозку в один клик. В отдельном меню реализована возможность просматривать список актуальных заявок на перемещение от мастеров текущего участка; просматривать и редактировать заявки по своему участку, в том числе устанавливать приоритеты выполнения заявок; оформлять претензии к исполнителю по оформленным пользователем заявкам. Отдельно в приложении представлена контрольная форма, для оценки полноты закрытия всех выданных сменных заданий.

Рабочее место начальника смены планово-диспетчерского управления

Мобильное приложение позволяет анализировать пул заявок на перемещения, определять и фиксировать перечень заявок «на выполнение» с указанием планового времени выполнения заявки, плановой длительности, приоритета и порядка перевозки в графике, назначать бригаду перевозки из крановщиков и стропальщиков.

На основании полученных заявок имеется возможность выдавать задания на перемещение грузов сотрудникам, в том числе в бумажном виде. Отмечать фактическое выполнение заявки. Если груз не готов к перемещению – фиксируется факт нарушения. При выдаче задания на перевозку указывается схема строповки грузов из технологического процесса, в привязке к конкретному изделию.

В системе возможно отследить статус той или иной заявки и плановое время исполнения заявки с помощью отчетов о перемещениях и о фактах нарушений.

Рабочее место лаборанта ЦЗЛ

Приложение позволяет замкнуть цепочку бизнес-процесса проведения заводских испытаний материалов или промежуточных образцов непосредственно в полях, по месту их проведения. В мобильном приложении на отдельной форме выводится список запланированных испытаний за определенный период с показателями по ним. При нажатии на испытание открывается форма, на которой выводится список замеров, которые необходимо сделать в испытании. При нажатии на замер открывается форма, которая содержит подробную информацию по замеру и дает возможность отметить выполнение замера.

Для фиксации одного замера по конкретному образцу в пределах конкретного испытания в мобильном приложении необходимо нажать кнопку «Готово». Это событие является минимальным объемом фактической информации, которая передается из мобильного приложения в 1С:УПП. В 1С:УПП для каждого замера формируется отдельный документ «Замер контроля качества».

Таким образом замеры на разных образцах в пределах разных испытаний могут делаться разными лаборантами в пределах одной группы.

Когда все замеры заполнены, на их основании закладка с обобщенными показателями испытаний в документе «Испытание контроля качества» заполняется вручную. Правило агрегирования обобщенных показателей ответственный за заполнение выбирает самостоятельно.

Мобильное приложение работника склада

Как часть подсистемы учета материалов на складе, разработано мобильное приложения работника склада. Приложение базируется на аппаратной платформе со встроенным сканером штрихкодов (ТСД). В рамках процесса «Управление складом с применением штрихкодирования и ТСД» при помощи ТСД по ранее сформированным распоряжениям осуществляется приемка материалов в ячейки склада. При этом указывается фактически принятое количество, № плавки и дополнительная информация, которая будет идентифицировать принимаемую партию материалов. После завершения операции «Приемка» на ТСД в системе автоматически генерируется документ «Отбор/размещение товаров», с помощью которого печатаются этикетки партий материалов. На этикетках выводится информация, помогающая идентифицировать физически уникальную партию материала и в результате завершения приемки материалов на складе формируются остатки в разрезе ячеек и партий материалов. Реализован учет перемещений физически неделимого остатка материалов. Для регистрации факта передачи сканируется штрихкод этикетки соответствующей партии материалов. Если запрашиваемое в задании количество меньше, чем хранится на остатках, то на ТСД можно указать то количество штук и вес, который будет передаваться фактически, чтобы соблюсти условия задания и неделимого остатка материала одновременно. Кроме оприходования материалов на склад с помощью ТСД возможно оформлять операции «Передача в производство», «Возврат из производства» и «Перемещение материалов между ячейками».

Учет в инструментальной кладовой

Реализована подсистема управления инструментальной кладовой с использованием технологии штрихкодирования. Подсистема предназначена для организации учета хранения, выдачи и возврата инструментов.

Разработано мобильное приложения для эффективного управления процессами на аппаратной платформе со встроенным сканером штрихкодов. Штрихкодирование охватывает ячейки хранения инструмента, сотрудников, получающих инструмент, что позволяет повысить скорость выполнения операций и своевременное отражение их в учетной системе.

Подсистема включает в себя документы Выдача инструмента, Возврат инструмента, Ввод остатков в ячейках и эксплуатации для отражения поступления инструментов. Созданы отчеты Инструменты в ячейках, Инструменты у сотрудников, Инструменты, которые показывают наличие инструментов на складе, в эксплуатации, наличие в ячейках кладовой, как в бухгалтерском, так и в оперативном учете.

Два приложения уже прошли регистрацию программ в росреестре.

Рабочее место мастера производственного участка, №2020619465

Рабочее место начальника смены планово-диспетчерского управления, №2020619464

Для каждой мобильной конфигурации ограничен состав хранимых и передаваемых из основного приложения данных, как с помощью ограничения состава передаваемых справочников и документов, так и за счет исключения из состава данных объектов не используемых в мобильном приложении реквизитов и табличных частей из основного приложения.

Работа с приложениями ведётся «в поле», собранные сведения передаются через внутреннюю сеть Wi-Fi в центральную базу.

География проекта

Проект реализован на производственной площадке в г. Петрозаводске, рассматривается вопрос о тиражировании решений на предприятия АО «АЭМ-технологии».

Коментарии: 5
  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    27.11.2020 17:32

    Цели проекта благие. Решение очень понравилось, много имел дело с подобными решениями. И все-таки, не проще ли было оставить классическую схему с компьютером? Далеко не каждый на "ты" со смартфоном. Гаджет очень мал, вместить туда экраны формы и пользоваться ими уже мука. Есть и другие способы вернуть от ПК на участок людей.
    Проводили ли какие то сравнительные замеры? В чем это решение сильно лучше классического?

    • Александр Никольский Виктор
      Рейтинг: 230
      АЭМ-технологии, АО
      Директор по ИТ Петрозаводского филиала
      28.11.2020 11:40

      Виктор, вы верно заметили, что экран гаджетов меньше, по сравнению с настольным ПК. Это была одна из задач проекта, как отсечь все лишнее, и сделать максимально удобный интерфейс.
      Классическую схему никто не исключал, по крайней мере пока ) У людей есть выбор, и все чаще он склоняется в сторону мобильного приложения.
      За последние годы смартфон проник во все сферы жизни, даже пенсионеры начинают постить фотографии и общаться в социальных сетях и мессенджерах именно на телефонах.
      Что касается замеров времени, то тут нужно учитывать время, которое мастер, контролер ОТК или кладовщик потратит на подход к своему рабочему месту, а цеха у нас большие )
      Здесь явный выигрыш за мобильностью сотрудников.

      • Виктор Федько Александр
        Рейтинг: 367
        Независимый эксперт
        Эксперт
        30.11.2020 12:24

        Понятно, спасибо. Собственно, как я понял, это дань времени - использовать смартфон ( или планшет, он пошире). Цеха большие,это,конечно,проблема. Видел я цеха, где передвигались на внутреннем транспорте))).

  • Инна Сенчугова
    Рейтинг: 172
    РЭП Холдинг
    Директор ИТ
    17.12.2020 14:35

    Александр, добрый день! у меня 3 вопроса : 1) Каким образом отмечаются и в дальнейшем учитываются при перепланировании операции длительного цикла(более одного дня). 2) Как часто производите перепланирование?(сколько времени занимает и какие ограничения учитываются при расчете) 3) Выполненные операции закрываются рабочим по плановой трудоемкости ? Если нет, то кто акцептует ? Есть ли данная функциональность в приложении ?

  • Александр Никольский
    Рейтинг: 230
    АЭМ-технологии, АО
    Директор по ИТ Петрозаводского филиала
    18.12.2020 09:17

    Инна, добрый день!
    С удовольствием отвечу на ваши вопросы)

    1. Учет операций длинного цикла реализован в системе ПОУП. На конкретную смену выдается часть нормо часов из длительной операции, которые планируется сделать за смену. Отчетом мастера подтверждается фактически потраченные нормо-часы. В план графике остаточная трудоемкость на деталь уменьшается на это количество.

    2. Оперативные изменения в план графике происходят в реальном времени, при этом даты операций рассчитываются на стороне 1С достаточно условно. Перепланирование через Ортемс, с полным расчетом дат, в зависимости от балансировки оборудования производится раз в неделю. Занимает весь процесс 6-8 часов

    3. Операции закрываются по фактической трудоемкости, но не больше плановой, как правило они равны. Операции принимаются службой ОТК. Мобильное приложение для ОТК в планах на следующий год.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление