Внедрение Системы управления архитектурой предприятия для АО «Открытие Брокер»

Заказчик
АО «Открытие Брокер»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
«Рексофт»
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2019 - Апрель, 2020
Масштаб проекта
1128 человеко-часов
Цели
Внедрить систему управления архитектурой предприятия iServer со следующими возможностями:
  • Вести ИТ-ландшафт компании в нескольких состояниях.
  • Централизовать знания и данные по информационным системам, бизнес-процессам и интеграциям.
  • Определить объекты и потоки данных, которые описывают взаимодействие между информационными системами внутри и за пределами компании.
  • Создать единый глоссарий по объектам архитектуры.
  • Предоставлять стандартизированные выгрузки данных.
  • Определить зависимости и разработать планы развертывания информационных систем, автоматизировать подготовку проектной документации

Уникальность проекта

Компания постоянно разрабатывает и запускает новые финтех-продукты и сервисы. Это требует использования широкого комплекса разнородных технологических приложений и сервисов, а также содержания большого штата ИТ-специалистов.

Компании требовалось повысить скорость оценки и качество анализа новых бизнес-инициатив, сократить Time-to-Market новых проектов. В целом, систематизировать управление ИТ-архитектурой, объединить в единое информационное пространство разнородный ИТ-ландшафт, повысить эффективность решения бизнес-задач и запустить процесс постоянной цифровых изменений для бизнеса. Для этого была внедрена система управления архитектурой предприятий iServer от Orbus Software.

Проект является одним из первых в России, выполненных на базе платформы iServer. В его рамках создана система управления корпоративной архитектурой, охватывающая все архитектурные домены: Бизнес-Данные-Приложения-Технологии.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО
iServer (EA Tool).


Сложность реализации
Главная сложность — первый (начальный) уровень зрелости управления архитектурой предприятия в «Открытие Брокер». В результате ряд задач требовалось фактически решать с нуля. Так, были определены метамодель и набор артефактов для текущих потребностей архитектурной практики предприятия, подготовлено Соглашение о моделировании, устанавливающее правила этого процесса в компании. На основе этого был сконфигурирован архитектурный репозиторий для наполнения данными по различным компонентам архитектуры и систематизированы элементы архитектуры предприятия для первичной загрузки.
Описание проекта
1. Задокументирована практика управления архитектурой.
2. Развернута и сконфигурирована система управления архитектурой предприятия на платформе iServer.
3. Обучены и сертифицированы 20 специалистов компании.
4. Сформирована компетенция по управлению архитектурой (на уровне решений, инициатив), а именно:
  • Анализ влияния и зависимостей любых зарегистрированных компонентов: от стратегических до технологических.
  • Формирование представлений и моделей для принятия управленческих решений.
5. Определен уровень зрелости текущей архитектурной практики, выявлены сильные и слабые стороны, намечены планы по дальнейшему развитию.


География проекта
Москва
Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Дмитрий Капинос
    Рейтинг: 291
    МГУ, Экономический факультет
    Предприниматель, консультант в области управления и ИТ, к.э.н., преподаватель МГУ
    10.12.2020 12:07

    Здравствуйте!
    Интересный проект. А можно где-то почитать подробности?
    В частности, почему выбрали именно такой инструмент, а не ARIS или alfabet, напр.? С какими трудностями в процессе реализации проекта сталкивались? Удалось ли выполнить все заявленные цели? Если речь о повышении эффективности, то что конкретно получили по итогу в количественном выражении? Как оцениваете исполнителя (если привлекали внешнего)?
    Ну, вот это вот всё интересно было бы почитать, если публиковалось в виде статьи или пресс-релиза.
    С уважением,
    Дмитрий Капинос

    • Михаил Хлавна Дмитрий
      Рейтинг: 232
      МКБ Инвестиции
      ИТ-директор
      21.12.2020 15:02

      Здравствуйте, Дмитрий! Большое спасибо за вопросы, постараюсь ответить подробнее.

      На старте проекта предполагалось, что с инструментом будут работать 25-30 аналитиков. Нам требовался инструмент, который был бы удобен для исполнителей, иначе им бы просто не стали пользоваться. К тому же у нас были достаточно жесткие сроки, поэтому мы в качестве одного из критериев выбора определили показатель быстрой адаптации пользователей к инструменту. И надо признать, что мы этого достигли.

      В частности, аналитики привыкли использовать продукт Microsoft Visio. Соответственно, нам было нужно, чтобы сотрудники могли продолжать работу с привычным инструментом, а также имели возможность загружать в репозиторий информацию из текущих моделей и распознавать ее, в том числе в виде объектов репозитория. iServer все эти возможности предоставляет.

      При реализации проекта мы создали более целостную систему взаимосвязанных объектов: от Бизнес-процессов и составляющих сущностей (документ, роль, задача и т.д.) до объектов технологической архитектуры, на которых работают информационные системы. Также мы объединили артефакты, создаваемые Бизнес аналитиками, с артефактами, созданными архитекторами, инженерами и разработчиками. В результате получилась единая система связанных объектов с привязкой к документам.



      Почему не ARIS

      В ARIS на момент принятия решения отсутствовали важные функциональные возможности: ведение контента (объекты, атрибуты, связи, диаграммы, шаблоны) вне системы с последующей загрузкой в репозиторий системы; хранение в репозитории документации в виде вложения файлов различных типов и связывания их с объектами репозитория; модификация настроенной метамодели без использования инструментов разработки и написания скриптов, а также ряд других важных для нас возможностей.



      Почему не alfabet

      В данной системе на момент принятия решения также отсутствовали важные функциональные возможности: наличие единого репозитория как для объектов бизнес-архитектуры (например, процессов и взаимосвязанных элементов) так и для объектов архитектуры приложений и технологической архитектуры; возможность разработки моделей описания процессов с детализацией на различных уровнях вложенности.



      С какими трудностями в процессе реализации проекта сталкивались?

      Каких-либо трудностей не зафиксировано. Все необходимое сделали в срок.



      Удалось ли выполнить все заявленные цели

      Главная задача - полностью наполнить репозиторий и сделать систему по-настоящему полезной. Сейчас, после настройки системы с помощью интегратора, разработки методологических документов, мы уже самостоятельно реализуем процесс наполнения репозитория. Часть информации актуализировали и загрузили сразу в рамках проекта. Часть реализуем в течение года.



      Если речь о повышении эффективности, то что конкретно получили по итогу в количественном выражении?

      Повышена эффективность анализа новых инициатив, на 20-30% сокращено время проведения аналитических работ.

      Раньше весь контент хранился в Confluence. Чтобы разработать схему, аналитику приходилось сначала восстановить процесс AS IS и только затем приступать к описанию TO BE.

      При анализе изменений, до реализации проекта специалист собирал встречу с экспертами, которые совместно обсуждали проблематику. Полностью от таких встреч уйти не удалось, но теперь мы имеем актуальное состояние архитектуры в репозитории для обсуждения. Следовательно, встречи становятся более эффективными, а также снижается вероятность недооценить влияние на какой-либо компонент, к примеру, потому что нужного эксперта не было на встрече.



      Как оцениваете исполнителя (если привлекали внешнего)?

      Мы привлекали компанию «Рексофт» и высоко оцениваем ее работу. Коллеги из «Рексофт» сделали даже больше, чем ожидалось. Они мгновенно, без формализма, реагировали на запросы, не требовали четких постановок задач, а предлагали решения на выбор.

  • Дмитрий Долгих
    Рейтинг: 34
    ООО КАРГОБАР
    Директор по продукту
    15.12.2020 14:01

    Михаил, здравствуйте! Есть вопрос. Когда вы выбирали для проекта по построению архитектуры предприятия платформу, какими критериями вы руководствовались? Почему выбрали iServer? И с какими другими альтернативными решениями сравнивали iServer?

    • Михаил Хлавна Дмитрий
      Рейтинг: 232
      МКБ Инвестиции
      ИТ-директор
      21.12.2020 15:09

      Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за интерес к проекту!
      Выбирали из множества отечественных и зарубежных решений: Citeck EcoS СПО, ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент, Archi, ABACUS, Alfabet, MEGA HOPEX, ARIS. Ранее мы в своей работе использовали Business Studio.
      Руководствовались соотношением цена/наличие необходимого функционала и технических характеристик. Главный критерий – простота использования для конечных специалистов (аналитиков), возможность использования привычного инструментария, стандартных методологий проектирования и анализа.
      В частности, аналитики привыкли использовать продукт Microsoft Visio. Соответственно, нам было нужно, чтобы сотрудники могли продолжать работу с привычным инструментом, а также имели возможность загружать в репозиторий информацию из текущих моделей и распознавать ее как объекты. Все эти возможности предоставлял iServer.
      При реализации проекта мы создали более целостную систему взаимосвязанных объектов: от Бизнес-процессов и составляющих сущностей (документ, роль, задача и тд) до объектов технологической архитектуры, на которых работают информационные системы. Также мы объединили артефакты, создаваемые Бизнес аналитиками, с артефактами, созданными архитекторами, инженерами и разработчиками. В результате получилась единая система связанных объектов с привязкой к документам.

  • Роман Елиава
    Рейтинг: 15
    Телеком Центр
    Генеральный директор
    15.12.2020 17:11

    Михаил, очень достойный проект! По прошествии полугода с момента реализации проекта вы ощущаете реальную ценность от управления архитектурой с помощью профессионального инструмента? Насколько с Вашей точки зрения соотносится цена проекта и получаемая ценность в организации?

    • Михаил Хлавна Роман
      Рейтинг: 232
      МКБ Инвестиции
      ИТ-директор
      21.12.2020 15:13

      Роман, здравствуйте! Благодарим вас за интерес к нашему проекту.
      Да, ощущаем реальную ценность. В рамках проекта мы собрали многие объекты архитектуры в единые списки, обновляемые на регулярное основе. У нас появился единый источник информации о системах, их компонентах и связях.
      Возможность переиспользования контента повысила эффективность проведения аналитических работ в проекте. Раньше весь контент хранился в Confluence. Чтобы разработать схему или аналитику приходилось сначала восстановить процесс AS IS и только затем приступить к описанию TO BE.
      Также повысилась эффективность анализа изменений, снизился риск пропустить какую-то важную деталь. До реализации проекта, в качестве инструмента для анализа изменений использовали встречи-обсуждения экспертов. Если важные эксперты отсутствовали на встрече или не полностью погрузились в контекст, существовал риск пропустить важные влияния, которые приводят к изменениям скоупа и сроков проекта. Теперь подобные встречи стали на порядок эффективнее, поскольку есть материал для обсуждения и снижается вероятность не оценить влияние на какой-нибудь компонент.

  • Илья Касатонов
    Рейтинг: 24
    ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет"
    начальник управления информатизации
    22.12.2020 11:30

    Михаил, приветствую! Присматриваемся к теме. Поделитесь, пожалуйста, с какими основными сложностями вы столкнулись в ходе проекта? На что стоит обратить внимание заранее тем, кто еще только планирует заняться вопросами построения практики по управлению корпоративной архитектурой?

    • Михаил Хлавна Илья
      Рейтинг: 232
      МКБ Инвестиции
      ИТ-директор
      24.12.2020 18:57

      Илья, добрый день!
      — С какими сложностями столкнулись?
      — Каких-либо серьезных трудностей не было, успешно завершили проект в установленные сроки.

      — На что стоит обратить внимание заранее, тем кто планирует строить практику управления корпоративной архитектурой?
      — Необходимо заранее подготовить данные для загрузки в систему и продумать процессы по обновлению этих данных как вручную, так и автоматизировано. Подумать над тем, кто будет работать в системе и какие схемы и модели будет использовать. Вовлечь не только IT, но и бизнес пользователей в процесс разработки контента.
      Кроме того, обратите внимание на то, что не все платформы в области управления архитектурой могут гибко подстроиться под методологию, которую вы разработаете внутри организации. iServer может это сделать.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.