Каждый третий представитель МСП использует искусственный интеллект в работе
Предприниматели чаще всего используют ИИ для повышения эффективности ежедневных процессов: почти две трети предпринимателей и сотрудников малого бизнеса экономят время благодаря искусственному интеллекту. 37% опрошенных убеждены, что ИИ позволяет решать ранее недоступные задачи, а 54% – используют нейросети в маркетинге и рекламе. Такие данные получили исследователи НАФИ в ходе опроса представителей МСП.
Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, почти половина представителей малого и среднего бизнеса в России (46%) считают полезными инструменты на базе искусственного интеллекта и нейросетей. Среди индивидуальных предпринимателей (ИП) такого мнения придерживаются 56% опрошенных, а среди IT-директоров МСП – 75%.
В каждом третьем предприятии МСП (30%) руководители использовали инструменты на базе искусственного интеллекта. При этом 70% пользователей ИИ оценивают свой опыт использования таких инструментов как положительный.
Какие плюсы в ИИ видят представители бизнеса
63% представителей малого и среднего бизнеса считают, что главная ценность инструментов на базе ИИ и нейросетей для бизнеса – это экономия рабочего времени. 49% придерживаются мнения, что ИИ высвобождает свободное время у сотрудников, позволяя им выполнять больше задач. Более половины представителей МСП, согласных с тем, что ИИ экономит время, отметили, что с помощью ИИ-инструментов экономят от 3 до 10 часов в неделю.
Более трети представителей МСП (37%) подтвердили, что использование ИИ и нейросетей помогает оптимизировать бюджет компании, и что искусственный интеллект позволяет решать ранее недоступные задачи.
Какие задачи помогает решать ИИ
Как показал опрос, бизнес использует инструменты на базе ИИ и нейросетей в разных нишах и для разных целей.

Интересно, что более чем в половине случаев малый бизнес применяет ИИ для решения маркетинговых и рекламных задач. При этом большинство представителей МСП для решения таких задач предпочитают инструменты российских разработчиков – так, 72% респондентов используют решения от «Яндекса», 43% – от VK, 35% – от «Сбера», 34% – от Google.
Лейсан Баймуратова, директор направления исследований общественного мнения Аналитического центра НАФИ: «Подавляющее большинство предпринимателей отмечают реальную пользу от использования технологий искусственного интеллекта и нейросетей. Мы видим, что объем внедрения ИИ-инструментов в бизнес-процессы российских компаний быстро растет. Это особенно актуально для МСП, что вполне объяснимо. Как правило, в малом бизнесе много ресурсов забирают рутинные процессы, которые помогает оптимизировать использование ИИ. Освободившееся время предприниматели направляют на решение управленческих и стратегических задач».
Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2024 г. Опрошены 400 представителей МСП по основной выборке (а также 100 человек по дополнительной выборке с целью включения в исследование более наполненной группы пользователей ИИ для отдельных задач: сотрудники, работающие в компаниях, которые использовали ИИ в своей работе). Основная выборка построена на данных официальной статистики и репрезентирует малый и средний бизнес РФ по географии, размеру бизнеса и отрасли. Статистическая погрешность данных не превышает 4,9%.
Таблица 1. «Для каких целей вы использовали ИИ-инструменты?», в % от тех, кто имеет опыт использования таких инструментов*
| % | |
| Для маркетинга и рекламы | 54 |
| Во взаимодействии с клиентами | 33 |
| В самообразовании и обучении | 25 |
| В IT-разработке | 18 |
| В анализе данных и прогнозировании | 17 |
| Для управления финансами компании | 16 |
| Для производства | 16 |
| Для управления персоналом | 12 |
| В сфере транспорта и логистики | 6 |
| Другое | 5 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 2. «Какие задачи в рекламе и маркетинге вы решали с помощью ИИ-инструментов?», в % от тех, кто имеет опыт использования таких инструментов для рекламных и маркетинговых целей*
| % | |
| Создание картинок для рекламных кампаний | 43 |
| Написание текстов рекламы | 41 |
| Создание рекламных макетов | 36 |
| Коммуникация с клиентами (в том числе в чатах) | 27 |
| Поиск ЦА и таргетирование рекламы | 27 |
| CEO-оптимизация сайтов | 25 |
| Разработка концепции рекламного продукта | 24 |
| Создание контент-плана | 23 |
| Выбор каналов продвижения | 20 |
| Создание стратегических документов | 15 |
| Верстка сайтов | 15 |
| Другое | 23 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.