Как пандемия повлияла на автоматизацию бизнеса: исследование

7 октября 2020
Как пандемия повлияла на автоматизацию бизнеса: исследование

Российские компании с оборотом от 3 млрд руб. до 100 млрд руб. во время пандемии активно использовали специальное программное обеспечение для перестройки бизнес-процессов. Это следует из исследования маркетингового агентства «РБК Исследования рынков» в партнерстве с SAP CIS. Наиболее активно этот процесс шел в сфере промышленного производства (62%), среди фармацевтических компаний (61%) и организаций, занимающихся логистикой и перевозкой грузов (59%).

Исследование проводилось в августе 2020 года. В нем участвовали более 150 представителей высшего руководства крупнейших компаний с годовым оборотом от ₽3 до ₽100 млрд из разных сегментов рынка: ретейл; производство и дистрибуция товаров народного потребления; промышленное производство; фармацевтика (производство, дистрибуция, ретейл); логистика и перевозка грузов.

Прошедший год стал непростым для многих компаний. Интересно, что среди участников опроса были такие компании, для которых пандемия нового заболевания стала окном дополнительных возможностей. Наибольшая доля выигравших от эпидемии наблюдается в таких секторах российской экономики, как производство товаров народного потребления (в первую очередь, продуктов питания), фармацевтика, а также логистика. В выигрыше оказались те компании, которые смогли удовлетворить ажиотажный спрос населения на продукты питания и товары первой необходимости в период карантина, а также те, кто смог переориентировать производство на выпуск средств защиты, которые до сих пор остаются дефицитным товаром в некоторых регионах страны.

Хуже всего пришлось классическим производственным компаниям, среди которых практически не наблюдалось тех, кто смог извлечь положительные моменты для бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Это было связано с введением всеобщего карантина, падением объемов внешнеторговых операций, а также с сокращением внутреннего спроса в таких условиях.

Переход в онлайн

Введение карантинных мер и перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим потребовали существенных изменений в подходах к управлению. Согласно результатам экспертного опроса, в большинстве рассматриваемых компаний с начала пандемии COVID-19 произошли значительные изменения в таких бизнес-процессах, как управление персоналом, маркетинг, планирование и онлайн-продажи.

При этом меньше всего изменений наблюдалось в промышленных компаниях, которые по объективным причинам не могут перенести все бизнес-процессы в онлайнпространство. С другой стороны, более динамичными выглядели компании, занятые в розничных продажах, фармацевтике, а также в производстве товаров народного потребления. Присутствие в данном списке последней группы компаний вызывает удивление, поскольку основные структуры деятельности таких организаций представляют собой физические производства, которые невозможно перенести в онлайн-пространство. Тем не менее, полученные результаты опроса означают, что компании, занятые в производстве товаров повседневного спроса, в отличие от классических предприятий промышленности, смогли успешно перенести в онлайн все остальные бизнес-процессы.

2020-10-12 (10).png

Программные решения для автоматизации во время пандемии

Большинство опрошенных компаний использовали специальное программное обеспечение для перестройки бизнес-процессов во время пандемии. Самая высокая доля выбравших вариант ответа «Нет» была отмечена среди ретейлеров и производителей товаров народного потребления. В случае с ретейлерами это может объясняться высокой долей компаний, которые были вынуждены полностью закрыть свой бизнес на время карантина и не были в состоянии начать быстрое развитие онлайн-продаж, а в случае с производителями товаров народного потребления – с существующим технологическим отставанием в области цифровизации бизнеса.

2020-10-12 (7).png

Наибольшая доля компаний, которые использовали программное обеспечение собственной разработки, наблюдается среди логистов и ретейлеров. Однако в случае с ретейлерами может иметь место искаженная информация, поскольку зачастую представители данного сегмента экономики используют существенно доработанные решения от крупнейших компаний в области специализированного программного обеспечения.

2020-10-12 (6).png

Что дальше?

2020 год запустил процесс глобальных изменений в мировой экономике, производственных процессах, маркетинге и продажах. Согласно результатам опроса, компании не ожидают возврата к прежней модели ведения бизнеса.

Прежде всего, большинство принявших участие в опросе представителей ТОП-менеджмента российских компаний склоняются к сохранению схемы удаленной работы части сотрудников, чьи обязанности напрямую не связаны с постоянным пребыванием в офисе / в точке продаж / на производстве и т.д. Кроме того, компании постараются и далее акцентироваться на развитии онлайн-бизнеса, включая, прежде всего, продажи. Причем это относится не только к компаниям из сектора B2C, но и к B2B-компаниям в равной степени. Эти два ключевых изменения в будущем могут привести к существенному изменению облика всей экономики в целом.

Коллеги, а вы согласны с мнением о существенном изменении всех экономических процессов? Или изменения будут касаться лишь нескольких направлений - развитие онлайн-каналов продаж, удаленной работы и т.д.? 

397
Поделиться

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление