Прогноз по облакам: погода стабильная

25 ноября 2013
11

Буквально за несколько последних лет в мире сформировался рынок облачных услуг. Увидев в cloud computing новые точки для роста бизнеса, в перспективное направление вложились все: вендоры железа, вендоры софта, интернет-холдинги и системные интеграторы. Кто в лидерах и как развивается рынок в России?

Крупнейшие IT-корпорации мира уже прошли этап разделения рынка и сейчас предпринимают попытки договориться между собой для последующей консолидации рынка. К примеру, минувшим летом компании Google, IBM, Mellanox, NVIDIA и Tyan объявили о планах формирования Open POWER Consortium. Его участники открыто говорят, что задачей объединения является «создание передовых серверных, сетевых, накопительных и процессорных технологий с целью предоставления большей свободы выбора разработчикам широкомасштабных и "облачных" ЦОД нового поколения», тем самым подтверждая тезис о том, что лучший способ управления рыночной средой — это ее проактивное совместное формирование.

А что происходит в России? Несмотря на то, что мода на облака в нашу страну пришла с некоторым опозданием, уже сейчас можно говорить о первых промежуточных итогах. По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2013-2017 Forecastand 2012 Competitive Analysis, по итогам прошлого года абсолютным лидером на рынке совокупных облачных услуг стала компания IBM, существенно опередившая своих конкурентов. Другие участники рынка также стремятся закрепиться в своих нишах. Компания Salesforce стала первой по предоставлению сервисов SaaS в публичном облаке, Microsoft завоевал первенство в сегменте PaaS в публичном облаке, а Amazon — в категории IaaS в публичном облаке. Лучшей в оказании услуг IaaS на базе виртуальных частных облаков стала компания HP. Доминирование зарубежных компаний во многом можно объяснить более высоким уровнем инвестиций в развитие инфраструктуры в масштабах всего мира: проще говоря, у мировых гигантов — больше денег, шире возможности, глубже технологический задел. К примеру, в конце сентября компания IBM объявила о строительстве очередного, 26-го по счету, облачного ЦОДа в Барселоне с бюджетом в $8 млн.

Российские интеграторы стараются не отставать от своих западных коллег, активно выводя на рынок собственными силами cloud-сервисы. Согласно исследованию IDC, среди российских компаний-интеграторов в категории «Оказание проектных услуг для построения частного облака у заказчика» первое место принадлежит компании Астерос. Среди других заметных игроков — КРОК, Softline, «Ай-Теко». В частности, гибридное решение «Ай-Теко» (созданное на базе двух облачных сервисов — I-Teco Enterprise Cloud и Make Cloud — и предоставляемое на базе корпоративного дата-центра ТрастИнфо) получило в октябре 2013 года награду АП КИТ в номинации «Лучший продукт для построения облака». «Ай-Теко» же занимает первое место в России по выручке от IaaS (по данным J’son & Partners Consulting). Следом за ней идет компания КРОК (в 2011 году компания КРОК являлась лидером по выручке). Третье и четвертое место занимают Active Cloud и Parking.ru соответственно.

Еще одним индикатором развития рынка облаков можно назвать развитие нишевых игроков: например, сервис «Мое Дело» активно развивает направление SaaS-бухгалтерии.

Если говорить о клиентах, то в прошлом году в России крупнейшими потребителями cloud—решений, по данным IDC, выступили представители розничной и оптовой торговли, в котором велика доля малых и средних предприятий. На втором месте оказался сектор телекоммуникаций и средств массовой информации. Третьим по объему потребления «облаков» стал сектор профессиональных услуг, включающий в себя ИТ-компании. Любопытно, что восприимчивость к cloud-инновациям характерна не только отечественным ритейлерам. По данным другого отчета IDC, треть западноевропейских розничных компаний планирует увеличить расходы на облачные сервисы более, чем на 25% в течение этого года.

В целом, эксперты смотрят на развития рынка облачных вычислений с оптимизмом: согласно прогнозам IDC, среднегодовой рост рынка облачных услуг в России в период с 2013 по 2017 гг. превысит 40%. Orange Business Services считает, что доля облачных сервисов и связанных с ними сопутствующих услуг к 2016 году достигнет 13% от всего рынка ИТ-услуг России, причем наиболее востребованными будут сервисы по построению инфраструктуры (IaaS). Недавно появились и другие, не менее оптимистичные исследования.

А вы разделяете оптимизм аналитиков?

4400
Поделиться
Коментарии: 11

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 298
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    03.12.2013 20:38

    Разделяем. Честно говоря, последнее время как-то перекормили облаками что-ли ))).Очень много обсуждали тему, пресытились,имхо.

  • Константин Козлов
    Рейтинг: 20
    Лабинвест
    Директор по ИТ
    05.12.2013 00:24

    Так же разделяю. Мне кажется странная шапка дискуссии в которой не фигурируют такие производители, как VMware и Citrix.

    • Виктор Федько Константин
      Рейтинг: 298
      АО МПО им.И.Румянцева
      Зам. начальника управления информационных технологий
      05.12.2013 07:53

      Так ли важны названия производителей в данном случае, коллега? )))). Уж в дополнительной рекламе они точно не нуждаются.

      • Константин Козлов Виктор
        Рейтинг: 20
        Лабинвест
        Директор по ИТ
        05.12.2013 13:17

        Ну если есть названия производителей, да и еще с указанием занимаемых ими на рынке первых мест, то странно, что имена пионеров и лидеров отсутствуют. Конечно это мое субъективное мнение.

  • Георгий Иремадзе
    Рейтинг: 10
    Платан
    Руководитель информационно-технического отдела
    05.12.2013 09:21

    Разделяю конечно. И что самое интересное, по моему мнению, сам процесс развития только сейчас и начинается. По крайней мере уже малый и средний бизнес начинает активно исследовать возможности использования различных моделей.

  • Сергей Таран
    Рейтинг: 10
    ОНЛАНТА
    Генеральный директор
    06.12.2013 11:55

    Похоже, действительно прав коллега — перекормили облаками. Точнее — «винегретом» из облаков.
    "В целом, эксперты смотрят на развития рынка облачных вычислений с оптимизмом..."
    ...
    "А вы разделяете оптимизм аналитиков?"
    Разделяем. Но давайте попробуем, все-таки, разделить — что мы относим к российскому рынку облачных услуг, а что относится к инфраструктурным задачам. Что вообще относится к российскому рынку, а что - нет. Поскольку во вводной статье к дискуссии все это перемешано как в винегрете.
    "Российские интеграторы стараются не отставать от своих западных коллег, активно выводя на рынок собственными силами cloud-сервисы. Согласно исследованию IDC, среди российских компаний-интеграторов в категории «Оказание проектных услуг для построения частного облака у заказчика»...
    Оказание проектных услуг для построения частного облака — это интеграторская задача и она не относится к облачным сервисам.
    «А что происходит в России? … По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2013-2017 Forecastand 2012 Competitive Analysis, ... абсолютным лидером на рынке совокупных облачных услуг стала компания IBM... Компания Salesforce стала первой … в публичном облаке, Microsoft завоевал первенство в сегменте PaaS в публичном облаке, а Amazon — в категории IaaS в публичном облаке. Лучшей в оказании услуг IaaS на базе виртуальных частных облаков стала компания HP.... в конце сентября компания IBM объявила о строительстве очередного, 26-го по счету, облачного ЦОДа...»
    Здесь перечислены ряд уважаемых зарубежных компаний. Относится ли это к российскому рынку облачных сервисов? Думаю, что нет. А некоторые из перечисленных «позиций» опять-таки не относятся к облачным сервисам как таковым.
    При этом выдавая все эти оптимистичные цифры никто из уважаемых аналитиков не попытался разобраться, что же происходит с рынком именно облачных сервисов в России, к которым в первую очередь относятся услуги, получаемые заказчиками из «публичного» облака.
    Никто не попытался проанализировать и структурировать рынок публичных облаков: кто из российских облачных провайдеров ориентирован на работу с малым и средним бизнесом, кто — с корпоративным сектором, кто решает задачи размещения в облаке масштабных высококритичных приложений.
    Никто не попытался проанализировать — какие технологии закладывают провайдеры при построении своих публичных облаков. Чем они отличаются от публичных облаков указанных западных провайдеров. Какие технологии для каких применений нужны. Нет анализа стоимостных параметров облачных услуг.
    В общем, никто не попытался дать практические рекомендации бизнесу — как и по каким критериям выбрать облачного провайдера.
    В результате все эти замечательные цифр роста облаков только «озадачивают» и потребителей, и игроков рынка.
    Словом, вообще пишут об облаках много, а с точки зрения практики — почти ничего.

    • Виктор Федько Сергей
      Рейтинг: 298
      АО МПО им.И.Румянцева
      Зам. начальника управления информационных технологий
      06.12.2013 13:20

      Точно и верно !

      Настроило на лирику :

      Что происходит в России? -А просто бардак.
      -Просто бардак, полагаете вы? -Полагаю.
      Я ведь и сам, как умею, ему помогаю -
      Жить, как обычно, уже не выходит никак…

      -Что же за всем этим будет? -А будет п…ц.
      -Будет п…ц, вы считаете? -Да, я считаю.
      Я ведь с утра Интернет и газеты читаю,
      Ящик смотрю, да и чувствую сам, наконец...

      -Чем же все это окончится? -Будет дефолт.
      -Будет дефолт, вы уверены? -Да, я уверен.
      Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
      Будто забит на народ опупительный болт

      -Что же из этого следует? –Да не вопрос!
      И не такое – вы вспомните - переживали.
      -Вы полагаете, надо стреляться?-Едва ли.
      Я полагаю, что надо забить на психоз.

      Сколько бы нас ни учили, как следует жить,
      Мы все равно наступаем на старые грабли.
      Так разрешите же средь непоняток и траблов
      Водочки граммов четыреста вам предложить?

      Что вам до кризиса - тишь с благодатью внутри,
      И начинает вращаться реальность по кругу:
      Так россияне всегда помогают друг другу…
      И раз-два-три,
      раз-два-три,
      раз-два-три,
      раз-два-три…

    • Ольга Мельник Сергей
      Рейтинг: 40
      Независимый эксперт
      06.12.2013 15:05

      Сергей Владимирович, а вы готовы принять участие в анализе стоимости облачных услуг? В прямом сопоставлении с вашими конкурентами?
      Насчет того, что практики почти нет по этой сфере и почти нет рекомендаций по выбору - это вы совершенно правы. Но к сожалению это настолько закрытый сегмент, как и весь интеграторский бизнес, что я вполне аналитиков понимаю - они анализируют то, что видно, то, что можно считать, и получается некая иллюзорная картинка.
      Вы полагаете, облачные провайдеры сейчас в России готовы серьезно конкурировать на уровне "моя архитектура адекватней для ваших решений, чем другие"? , а не на уровне "мы круче всех, не загнемся, и поэтому все к нам"?
      Насколько я помню, совершенно такая же проблема была в свое время с ИТ-аутсорсингом вообще: шуму много, практики мало, кейсов нет и главное нет всеми однозначно понимаемого набора услуг, чтобы вообще можно было сравнивать. И все усилия сервис-провайдеров были как раз на то и направлены, чтобы как можно сильней затуманить картинку, и уж ни в коем случае ничего прямо не сравнивать.
      Судя по тому, что говорят те, кто пытается найти для себя облачный сервис, сейчас дело обстоит так же: просто сравнивать нельзя, надо в каждом конкретном случае дознаваться с визитом на площадку, что же это тут называется "облаком".
      Возможно, что в этот раз ситуация будет развиваться разумней. Во всяком случае к нам постоянно обращаются облачные провайдеры с просьбой дать им слово для рассказа о своем подходе, о своих находках. Если вы или ваши коллеги готовы помочь разобраться с тем, "какие технологии для каких применений нужны", и по каким критериям нужно выбирать корпоративные облачные сервисы, милости просим.

      • Сергей Таран Ольга
        Рейтинг: 10
        ОНЛАНТА
        Генеральный директор
        06.12.2013 15:32

        Ольга Владимировна, мы готовы.
        И в анализе стоимости и в анализе технологий. И в сопоставлении с конкурентами.
        Как мы с Вами хорошо знаем, чем выше квалификация заказчика, тем лучше себя чувствует рынок, тем лучше всем на нем работать.
        Мы в этом заинтересованы. Поэтому готовы делиться знаниями, рассказывать о технологиях, о конкретных бизнес-кейсах.

  • Ольга Мельник
    Рейтинг: 40
    Независимый эксперт
    06.12.2013 14:18

    Виктор Александрович, давайте лучше заведем специальный раздел - флейм. И будем туда постить такие жизненные, но не имеющие прямого отношения к делу вещи.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 298
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    06.12.2013 14:23

    Как скажете. Прошу прощения, больше не буду.

Предметная область
Отрасль
Управление