API и изменения бизнес-моделей

7 февраля 2014
19

Вряд ли кто-то не знает, что такое API (application programming interface),  интерфейс программирования приложений.  Но роль этих  интерфейсов  в бизнесе меняется, и весьма серьезно. Ранее чисто техническая концепция становится значимой для изменения бизнес-моделей.

Мы давно привыкли к  техническому применению это подхода, поскольку  API, начиная с 90-х годов, позволяли разрабатывать приложения для операционных систем.   Сейчас  количество устройств, подключенных к интернету, увеличивается в геометрической прогрессии. Компьютеры, планшеты, смартфоны соединяются через API. Вскоре  мы увидим стремительный рост подключения к интернету различных  бытовых  приборов,  дизайнерских вещей, предметов интерьера и т.п.  Это тенденция известна под названием интернет вещей,  и большое количество  стартапов уже создано для работы на этих  рынках. По консервативным прогнозам компании Ericsson число подключенных к  интернету приборов вырастет с одного миллиарда в 2013  до 50 миллиардов к 2020 году, и эта цифра будет удваиваться  каждые 5 лет.

Открытые интерфейсы создают  мощнейший сетевой эффект, и технологический бизнес  активно использует эти инструменты для построения успешных бизнес моделей.  Например, 30% сообщений Твиттера генерируются через подключение третьих сторон к официальному API компании, платформа потокового видео Netflix обрабатывает 14 миллиардов запросов ежедневно тоже через API, а облачная инфраструктура Амазона AWS  зарабатывает 3,8 миллиардов долларов не в последнюю очередь потому, что имеет открытые интерфейсы.

Давайте рассмотрим пару кейсов японских компаний, которые  фундаментально  обновили свои бизнес-модели с применением API технологий. Например,  компания “7-Eleven” – оператор небольших супермаркетов, испытывала   серьезные финансовые  трудности.  Компанию  выкупил холдинг «Seven & I» , который создал на ее базе  сеть супермаркетов с интегрированной и эластичной  облачной инфраструктурой.  Это позволяет  компании получать и анализировать  информацию о клиентах  от 15 тысяч кассовых аппаратов, подключенных  к интернету.  Ассортимент на полках  магазина может меняться до 3-х раз день, базируясь на аналитике больших данных и прогнозе поведения клиентов.  В настоящее время холдинг имеет капитализацию в 29 млрд. долларов, а выручка за 2013 год составила около 65 млрд. долларов  и  продолжает уверенно расти.

Компания Omron специализировалась на  производстве  медицинских устройств   для частных клиентов. С 2012 года  компания приходит на рынок «электронного здоровья» совместно с оператором связи, начиная с визуализации информации для пользователей и заканчивая  продажей данных внешним разработчикам. В набор услуг для внешних клиентов входит продажа данных для мобильных разработчиков, визуализация информации, прогнозирование эпидемий, наблюдение за пациентами для клиник. К платформе уже подключено более 1500 медицинских учреждений.  Здесь сама бизнес-модель основана на открытости технологической платформы.. Рост оборота компании за счет предоставления услуг в B2B  сегменте составил 30% за 2013 год, Оmron ставит целью достичь размера этого бизнеса в 130 миллионов долларов к 2015 году.

Есть и другие примеры: Honda  соединяет через API  парк автомобилей для предоставления услуг по  навигации,  Cookpad, вебсайт рецептов, созданных пользователями, продает аналитические данные о  предпочтениях  клиентов компаниям  пищевой индустрии. Google Glass – еще один пример открытой платформы, стремительно набирающей популярность.

Более консервативные  корпоративные игроки такие,  как банки и телеком,  уже начинают разрабатывать прототипы собственных платформ для  получения новых конкурентных преимуществ.

API технологии позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Здесь можно ознакомиться с исследованием на данную тему.

Какую роль играют открытые интерфейсы в бизнесе вашей компании? Возможно, ваш собственный новый бизнес может быть основан на их применении? Какой могла бы быть бизнес-модель? Какие изменения должны произойти в компании, чтобы интегрировать новые модели? А нужно ли обучить менеджеров по продуктам новым компетенциям?

 

 

 

3758
Поделиться
Коментарии: 19

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 10
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    10.02.2014 20:25

    На данном этапе роль крайне незначительная. Только обмен информацией с внешними контрагентами.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 303
    Свободен
    Свободная
    10.02.2014 20:48

    Совсем не наша тема. По крайней мере, в настоящее время.

  • Ольга Мельник
    Рейтинг: 40
    Независимый эксперт
    12.02.2014 11:12

    Мне тоже сначала казалось, что к нам то какое все это отношение может иметь? Однако к таким API, которые могут серьезно менять бизнес, относятся, например, интерфейсы трехмерной печати. Пистолет, кроме пружин, уже напечатали, и он стреляет как положено. Уже летают истребители с напечатанными деталями - пока простыми, как кожухи приборов. Новости по этой теме постоянно появляются. Так прям и хочется написать, что мир-то на краю революции очередной технологической, и даже она уже идет себе полным ходом, а мы тут что-то не очень ее пока заметили...

    • Виктор Федько Ольга
      Рейтинг: 303
      Свободен
      Свободная
      12.02.2014 12:17

      Да уже не только истребители - не самые простые детали уже составляют немалую часть Боингов.

    • Марк Шварцблат Ольга
      Рейтинг: 10
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      12.02.2014 12:18

      Как-то принтеры, все же, из другой оперы....

      • Виктор Федько Марк
        Рейтинг: 303
        Свободен
        Свободная
        12.02.2014 13:24

        Назовем принтеры - Hard application interface ( HAI) - и все встанет на свои места :)

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 10
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    12.02.2014 14:17

    Посыл статьи был про "Открытые интерфейсы создают мощнейший сетевой эффект, и технологический бизнес активно использует эти инструменты для построения успешных бизнес моделей." При чем тут принтеры вообще и 3D в частности? Если через открытый API собирать какую-то информацию - тогда да. У нас так работают автоматы по печати фотографий. А сама по себе печать?

    • Ольга Мельник Марк
      Рейтинг: 40
      Независимый эксперт
      17.02.2014 17:46

      В отдаленном светлом будущем не нужны будут розничные сети. А можно будет купить он лайн право и чертежик на воспроизведение объекта, скажем гаджета. Ну и исходное сырье - три тюбика разных паст-катдиржей - заказать. И все. Принтер 3д все напечатает, и софт подгрузит, тоже из сети. Вот и нету ни магазинов, ни софтверных дистрибьюторов. Вот и сетевой эффект.

      • Марк Шварцблат Ольга
        Рейтинг: 10
        КТ "Акведук"
        ИТ-директор
        17.02.2014 20:34

        Это дело даже не завтрашнего дня. :) Вот сервер, через стандартизованные открытые API, предоставляющий доступ к чертежам (что частично было пробелано в США на чертежи оружия для 3D-печати) - это близко к теме.

  • Евгений Алешин
    Рейтинг: 10
    МОНТ
    Директор службы ИТ
    12.02.2014 19:40

    API создадут мощнейший сетевой эффект, если технологическая цепочка компаний высокотехнологична в плане внутренней автоматизации и готовности работы с внешними контрагентами. Российская ИТ отрасль не готова сейчас к использованию API.

    • Марк Шварцблат Евгений
      Рейтинг: 10
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      12.02.2014 20:55

      Почему не готова? Обоснуй, если не трудно.

      • Евгений Алешин Марк
        Рейтинг: 10
        МОНТ
        Директор службы ИТ
        12.02.2014 21:12

        Это просто констатация факта. Даже интернет магазины (казалось бы!) закупать ПО у дистрибутора для перепродажи конечным пользователям предпочитают в ручном режиме, к работе через API не готовы. Кстати, многие западные производители программного обеспечения также не имеют API для работы со своими системами размещения заказов.

        • Марк Шварцблат Евгений
          Рейтинг: 10
          КТ "Акведук"
          ИТ-директор
          13.02.2014 10:48

          Ну я знаю и много обратных ситуаций. Все же чем более прозрачный и конкурентный рынок - тем больше сквозных цепочек поставок. Нам очень многие поставщики и производители всю плешь проели интеграцией. Не совсем, конечно, открытые API, но все же.

          • Евгений Алешин Марк
            Рейтинг: 10
            МОНТ
            Директор службы ИТ
            13.02.2014 11:54

            "Нам очень многие поставщики и производители всю плешь проели интеграцией." Успешно проели или зубы стёрли? Сильно это проедание помогло им продвинуть API? А если не сильно, то почему?

            • Марк Шварцблат Евгений
              Рейтинг: 10
              КТ "Акведук"
              ИТ-директор
              13.02.2014 11:59

              Успешно. В некоторых случаях мы вынуждены выполнять требования, если хотим продавать и ремонтировать определенную продукцию. В некоторых случаях (прямой доступ к остаткам) - это просто очень удобно. Некоторые вещи (прямой заказа из своей системы с удаленных точек) не смогли реализовать из-за ограничений нашей системы и требований финансистов. Но всё это укладывается в "обмен информацией" о чем я сразу и писал.

  • Евгений Алешин
    Рейтинг: 10
    МОНТ
    Директор службы ИТ
    12.02.2014 21:12

    Это просто констатация факта. Даже интернет магазины (казалось бы!) закупать ПО у дистрибутора для перепродажи конечным пользователям предпочитают в ручном режиме, к работе через API не готовы. Кстати, многие западные производители программного обеспечения также не имеют API для работы со своими системами размещения заказов.

  • Ольга Мельник
    Рейтинг: 40
    Независимый эксперт
    17.02.2014 17:47

    Осмелюсь предположить, что все зависит от конкурентности среды. У кого есть конкуренция в его сегменте, тем и API нужны. А у кого нет - им и в ручную хорошо документы формировать. Им просто не нужно пока.

    • Владимир Соловьев Ольга
      Рейтинг: 310
      Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
      руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
      25.04.2014 12:33

      Осмелюсь предположить, что все зависит от конкурентности среды. У кого есть конкуренция в его сегменте, тем и API нужны. А у кого нет - им и в ручную хорошо документы формировать. Им просто не нужно пока.
      Мне кажется, наоборот, API помогает монополизировать рынок (для начала стандартизировав его).

  • Владимир Соловьев
    Рейтинг: 310
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
    руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
    25.04.2014 12:33

    В образовании открытые API крайне важны и широко используются. Например, учебные курсы как правило, готовятся в стандарте SCORM, и их довольно легко переводить из одной системы в другую.
    Удобен API и с той точки зрения, что все участники понимают, как с ним работать.

Предметная область
Отрасль
Управление