Work-life balance: свободная рассадка, зона чилаута и сплав на байдарках

31 августа 2020
Work-life balance: свободная рассадка, зона чилаута и сплав на байдарках

В начале сентября резко возрастает деловая активность – все возвращаются из отпусков и с удвоенной энергией принимаются за реализацию планов и идей. Вот только сохранить этот запал надолго удается немногим. Всему виной – нарушение принципа work-life balance, считает Сергей Ложкин, управляющий партнер компании NFP. Он разработал несколько правил для сохранения высокого уровня энергии и мотивации в своей команде.

Есть ли жизнь после офиса?

Термин work-life balance получил широкое распространение в конце 70-х годов прошлого века. В основном его использовали для исследований поведения и стресса сотрудников, и обстановки на рабочем месте в США и Великобритании. Проводимые опросы подтверждали, что тревожность и даже апатию у людей вызывает работа и связанные с ней временные и физические затраты, а также отсутствие альтернатив.

Однако новое поколение хочет жить по новым правилам и стремится к свободе в плане самовыражения, мышления и профессиональных занятий. Удаленка для многих уже стала привычным режимом, позволяющим работать из любой точки мира. И для многих молодых людей характерен запрос на выстраивание баланса личной и профессиональной жизни.

Чтобы эта система заработала, нужно трансформировать корпоративную культуру в направлении «работаем в удовольствие, а не впахиваем до бессилия». Идеологом и хорошим примером должен стать руководитель компании или лидер команды. Посыл на балансировку должен идти всегда сверху. Если управленец вечно что-то не успевает, засиживается допоздна, год не был в отпуске – это даже не звоночек, а колокольный звон. Такая ситуация негативно отражается на ментальном состоянии коллектива в целом.

Трансформация пространства

После периода самоизоляции мы сохранили режим удаленки для тех сотрудников, кому он оптимально подошел. Однако посещение офиса в определенные дни я считаю обязательным. Всё-таки командный дух по интернету передается не с той силой, как при личных коммуникациях.

У нас свой подход к организации офисного пространства. Мы занимаемся сложными задачами: цифровизацией бизнес-процессов, внедрением ПО и роботов RPA. Это накладывает отпечаток на загруженность мозга программами, шрифтами, кодами. Нужно дать сотрудникам возможность «переключаться». Например, я пропагандирую свободу прихода-ухода (без строгого контроля минута-в-минуту). В офисе действует свободная рассадка (hoteling), чтобы сотрудники могли при желании легко перемещаться, менять обстановку.

С ростом компании мы расширили пространство офиса: помимо одного этажа с кабинетами, опенспейсом и кухней, арендовали помещения этажом ниже. Там есть переговорные комнаты и небольшой чилаут – место для отдыха. Поставили диванчики с подушками и перегородками, на случай, если кому-то захочется расслабиться ненадолго и послушать в наушниках музыку.

Подчеркну, что каждый сотрудник может в течение дня менять локацию: с ноутбуком работать за любым столом, на диване в опенспейсе, в переговорной (если она свободна).

Для приема пищи мы оборудовали небольшую, но очень уютную (почти домашнюю) кухню с холодильником, кофеваркой, набором посуды, посудомоечной машиной и прочими принадлежностями. Завтракать, обедать и ужинать, а также просто отдохнуть за чашечкой кофе можно именно здесь. Если сотрудник захочет пройтись до ближайшего магазина или кафе, никто не будет контролировать время его отсутствия вне офиса. Самое главное, чтобы от этого не страдал результат работы и план выполнения KPI.

Фишки тайм-менеджмента

Чтобы добиться баланса между работой и отдыхом, нужно практиковать технологию тайм-менеджмента. Я провожу адаптационные встречи с новичками и регулярные беседы с лидерами команд, пытаюсь донести до них важность рационального расходования бесценного ресурса – времени. Успевать все дела невозможно, но качественно выполнить наиболее важные из них – достижимо. Вести учет времени и проделанных задач каждому сотруднику полезно прежде всего для себя. Если расписать каждый день по часам и честно отметить, чем именно был заполнен каждый промежуток времени, могут стать очевидными поглотители времени. Например, социальные сети или несрочные переписки по почте или мессенджеру, частые отвлечения на коллег, которым хочется что-то обсудить или поболтать.

Я советую найти свои эффективные часы, период в рабочем дне, когда происходит максимальная выработка. Кто-то утром более эффективен, кто-то вечером.  Для кого-то самым идеальным вариантом будет взять ноутбук и отправиться домой, потому что именно там может прийти вдохновение.

40 часов работы плюс приятные бонусы

Я всегда говорю своим сотрудникам: «Старайтесь внести в пятидневку что-то большее, чем 40 часов работы за компьютером. Не ждите выходных, чтобы отдохнуть. Устраивайте поводы сами!». Наверняка в компании есть активисты или специалисты по развитию культуры, которые могут инициировать что-то интересное, организовывать мероприятия.

В нашей компании есть общая группа Live в рабочем чате и еще в одном популярном мессенджере, где сотрудники в неформальном общении могут предлагать варианты послерабочего досуга, планов на вечер пятницы или выходные. Это позволяет сплотить коллектив, открыть для себя новые увлечения. Кроме того, для тех, у кого нет пары или семьи, а также для приезжих, это отличный вариант для проведения времени вне работы.

Вначале я уже писал, что очень многое зависит от руководителя. Например, лично мне важно слышать людей, не только их проблемы, но и идеи, и предложения. Важно интересоваться жизнью сотрудников и настраивать уровень баланса индивидуально. Отгулы за ненормированный график, коллективные мероприятия, обучающие мастер-классы, расширенная медицинская страховка и прочие нематериальные стимулы часто ценнее премий и выплат. Иногда даже коллективный поход в кафе на обед хотя бы раз в неделю позволит настроиться на новую волну. А уж поход с палатками или сплав на байдарках - эмоциональная и физическая встряска на все времена (проверено летом этого года).

Коллеги, стремитесь ли вы настроить свою команду на work-life balance? Действительно ли руководитель должен этим заниматься или пусть персонал справляется сам? Какие «фишки» работают у вас?


1312
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление