Разработчик, сколько ты стоишь?

19 июня 2015

Как разработчики решений видеоконференцсвязи, мы сталкиваемся с такой проблемой: заказчик не может адекватно оценить реальную себестоимость работы квалифицированных программистов. Зачастую он ориентируется на прайсы специалистов другой квалификации, например, фрилансеров, что не может соответствовать уровню выставляемых им требований.

Ради любопытства мы неоднократно проводили следующий эксперимент. Когда клиент говорил, что цены на разработку завышены, мы давали ему распечатку полного списка работ – проектирование, документация, разработка, тестирование, внедрение и так далее – и предлагали вычеркивать все, что он пожелает. И это повлияло бы на конечную стоимость разработки.

Знаете, сколько человек вычеркнули хотя бы одну строчку за четыре года?

Ни одного.

Более того, в итоге клиенты были готовы предложить нам дополнительные деньги, чтобы мы сопровождали нашу разработку как можно дольше. Из этого мы сделали вывод: заказчик склонен платить за ответственность разработчика и не против того, чтобы потратить на продукт деньги, которых тот стоит. Главное для заказчика – понимать, из чего складываются затраты на разработку.

Мы попытались найти в открытых источниках понятную методологию расчета себестоимости часа разработки ПО, но потерпели неудачу, так как никто таких подсчетов не делал. Поэтому наши эксперты сами провели полномасштабное исследование.

Универсальная формула подсчета себестоимости часа работы разработчика выглядит как

Час = ЗП/36,

где ЗП – это средняя заработная плата группы разработчиков (включая руководителя), а число 36 – высчитанное отношение себестоимости часа разработки к зарплате специалиста.

В каждой отдельно взятой компании себестоимость разработки, разумеется, своя – именно потому, что зарплаты разработчиков различаются. Соответственно, как бы мы ни хотели привести точную сумму, которая устроит всех, сделать это не получится. Поэтому, чтобы составить примерное представление о затратах на час разработки, выраженные в рублях, в качестве примера можно обратиться к данным портала Superjob.ru, получить там данные о том, что программист Java в Москве получает в месяц в среднем 120 тысяч рублей, и, применив приведенную выше формулу, понять, что час разработки специалиста такого уровня обходится в среднем в 3 342 рубля, включая НДС.

Методология получилась максимально прозрачной, чего мы и добивались. Эксперты исходили из того, что полный процесс разработки включает в себя следующие пункты:

  •  анализ требований, проектирование возможностей программного продукта;
  •  проектирование архитектуры, документирование интерфейсов компонентов;
  •  разработка документации и плана интеграции ПО;
  •  кодирование и сборка компонентов;
  •  комплексное и нагрузочное тестирование продукта;
  •  установка разработанного решения, квалификационное тестирование;
  •  сопровождение (рефакторинг, исправление кода, поддержка версионности) – составляет 30% от рабочего времени разработчика.

Структура затрат на оплату труда учитывает:

-заработную плату (включая подоходный налог);

-премиальные выплаты по итогам работы;

-выплаты в фонд социального страхования и пенсионный фонд по льготной ставке для компании-разработчика ПО 14%; 

-оплата медицинской страховки – 1% от зарплаты;

-компенсация питания – 2% от зарплаты.

Количество рабочих дней сотрудника в месяц в среднем составило 18,9 – для получения этого показателя мы вычли из общего количества рабочих дней в году (по производственному календарю) 20 дней отпуска и разделили итог на 12.

В разработку продукта вовлечены сотрудники, которые занимаются тестированием, внедрением и проектированием, их среднерыночные зарплаты составляют 50% от зарплаты разработчика (группа тестировщиков), 75% (группа проектировщиков) и 100% (группа внедрения). При этом разработчики и тестировщики тратят непосредственно на разработку ПО в среднем 5,6 часов в день, остальное время они тратят на сопровождение продукта. Подробно пример калькуляции затрат на оплату часа труда сотрудника в пересчете на час разработки представлен в таблице 1.

Мы включили в методологию общехозяйственные и административные расходы как обязательный элемент: процесс разработки требует хорошей техники, оборудованного места работы, полной офисной инфраструктуры, бухгалтерии, HR-отдела и т.д. Для расчета показателя взяли фактические затраты за последние полгода и разделили на количество производственного персонала – получилось, что общехозяйственные и административные расходы, потраченные на разработчика, составляют 20% его зарплаты.

Затраты на проектирование и тестирование были рассчитаны, исходя из фактического соотношения численности проектировщиков (35 человек на 100 разработчиков, этап проектирования) и тестировщиков (50 человек на 100 разработчиков, этап тестирования) в бизнес-процессе разработки. Иными словами, в целях поддержания часа труда разработчика, проектировщик должен потратить примерно 20 минут на проектирование требований, тестировщик – 30 минут трудиться над тестированием, по несколько минут надо отвести на нагрузочное тестирование, внедрение, составление технической документации. В целом получается, что час непосредственной разработки требует часа дополнительных затрат.

На этапе написания технической документации к работе привлекаются технические писатели с такой же зарплатой, как и у тестировщиков. Итоговая калькуляция отношения себестоимости часа разработки к зарплате разработчика в нашем примере наглядно показана в таблице 2.

Для удобства число 35,9 мы округлили до 36. Оно и позволяет нам составить итоговую формулу Час = ЗП/36.

В заключение следует отметить, что стоимость разработки для заказчика, безусловно, выше, чем себестоимость. Нормативы рентабельности – вопрос уже сугубо индивидуальный.

Надеюсь, наши подсчеты принесут пользу не только нашей компании!


6614
Поделиться

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление