Вам кусочком или комплексно? Автоматизация госсектора: от ведомственной к комплексной.

31 августа 2015

Госведомства за последние годы сумели внедрить сложные и функциональные информационные системы, закупили серьезное оборудование, выстроили центры обработки данных, обслуживающие государственные учреждения. Вместе с тем, кампания по информатизации госструктур не решила проблемы их взаимодействия.

Разнородные и часто закрытые ведомственные информационные системы оказались неспособны взаимодействовать друг с другом ни на межведомственном, ни на межрегиональном уровнях. Доступ к ведомственной информации часто остается номинальным: получить ее можно либо визуально, либо путем сложной конвертации данных. Естественно, что это порождает такие явления, как многократный ручной ввод одних и тех же данных, отсутствие средств анализа и прогнозирования, и, как следствие,  затруднения в развитии электронного взаимодействия госорганов, оказании государственных услуг в электронном виде и формировании системы открытого правительства.

Все это — последствия «кусочной» автоматизации, которая проводилась на протяжении долгих лет в различных органах государственной власти. Сложилась парадоксальная ситуация: многие ведомства обладают действительно передовыми ИТ-инфраструктурами, которые существенно облегчают жизнь и им самим, и организациям, и гражданам, которые с ними взаимодействуют. Но воспользоваться преимуществами автоматизированных информационных систем многих ведомств или региональных структур просто невозможно в тех случаях, когда требуется их взаимодействие с другими подобными системами.

Конечно, говорить о том, что подобная ситуация наблюдается сплошь и рядом, нельзя. Достаточно вспомнить опыт Федеральной налоговой службы. Здесь создана и развивается действительно передовая ИТ-инфраструктура, которая облегчила жизнь множеству предпринимателей и частных лиц (а так или иначе с налоговыми службами взаимодействуют все граждане страны). Более того, преимущества ИТ-системы ФНС стали очевидны как раз тогда, когда появилась возможность взаимодействия с ней через систему защищенного электронного документооборота, доступного практически любому предпринимателю. Но ФНС — хоть и классический, но, к сожалению, не слишком типичный пример успешной автоматизации государственного органа.

Очевидно, что для перехода от фрагментарной, «кусочной» автоматизации к комплексной необходима единая концепция автоматизации, в которой прописывались бы и общие положения, и методология, и детали - требования, предъявляемые к форматам данных, их составу и качеству и другие технические «мелочи».

Существуют аппаратные и программные решения, которые помогают объединять разнородные информационные системы и организовывать высокоскоростной доступ к ним через универсальные средства взаимодействия с базами данных, в том числе и через веб- интерфейс. Это позволяет формировать комплексные информационные системы из фрагментарных, объединяя их общими техническими средствами.

Когда мы впервые столкнулись с задачей создания комплексной информационной системы на уровне региона, в Санкт-Петербурге, то сначала попытались провести объединение фрагментов разных систем на уровне самих баз данных и средств управления ими. Это оказалось не только трудоемкой, но и практически невыполнимой задачей – из-за разных форматов данных, регламентов и даже организационных трудностей. Добиться результата удалось только при помощи специально разработанных интеграционных продуктов. В случае с Санкт-Петербургом мы использовали собственную разработку – интеграционную платформу N3, на рынке существуют и иные решения от производителей Microsoft, IBM, Oracle. Они позволяют объединить базы данных разных информационных систем, организовать доступ к ним, их использование и анализ.

Интеграционные платформы решают сразу несколько задач. В частности, они позволяют интегрировать все используемые в системе госорганов базы данных. По сути, все массивы накопленных данных получают единый интерфейс, который одновременно решает и задачи совместимости отдельных ведомственных систем, и проблему их комплексного использования — как для решения задач госуправления, так и при оказании государственных услуг. Другая важная задача таких платформ – это интеграция информационных комплексов с внешними системами - и на межведомственном, и на межрегиональном уровнях, обеспечение госструктурам доступа к информации из разных ведомственных источников, в соответствии с потребностями и полномочиями.

К примеру, на базе той же платформы N3 можно вполне успешно интегрировать различные информационные системы, работающие в таких отраслях, как образование и здравоохранение, где чрезвычайно широки региональные структуры ведомств. Более того, появляется возможность перейти на использование современных международных стандартов данных, таких, например, как HL7, использующийся в медицине по всему миру. В частности, на базе N3 был реализован комплексный интеграционный проект в области здравоохранения для Санкт-Петербурга, в результате которого более 330 медицинских организаций включено в городскую систему «Электронной регистратуры» - онлайн-записи к врачу.

Платформа стала «ядром» проекта, вокруг которой было создано несколько тысяч автоматизированных рабочих мест в медучреждениях, call-центрах, городском Комитете по здравоохранению и МИАЦ, развернуто  более 160 инфокиосков для записи на прием к врачу, работает 17 районных центров телефонного обслуживания граждан. Платформа N3 с течением времени стала самостоятельным, тиражируемым решением, подходящим для интеграционных проектов в самых разных областях. Например, подобное интеграционное решение вполне успешно работает с такой специфической с точки зрения данных отраслью, как туризм, позволяя объединить информационные комплексы городских структур, ответственных за развитие туристической отрасли, и различных коммерческих предприятий, занимающихся оказанием услуг в области туризма. Пример такой интеграции (также реализована на платформе N3) — городской туристический портал Санкт-Петербурга, где собраны данные о ключевых туристских объектах и городских событиях. Теперь туристу или жителю города не нужно искать информацию в разрозненных источниках – список ключевых мест и событий находится на одном ресурсе и постоянно обновляется. Причем, в отличие от коммерческих веб-проектов, для которых рестораны и отели сами стремятся предоставить информацию, официальный городской портал должен охватывать весь массив информации о городе, в том числе и совсем небольшие, некоммерческие проекты, музеи или достопримечательности. Зачастую у таких объектов не существует своей PR-команды, которая предоставит открытые данные в требуемом формате, а, значит, информацию необходимо интегрировать в портал при помощи средств автоматизации. Помимо этого, на портал постоянно «вливаются» свежие данные о расписании городского транспорта, авиарейсах и морских пассажирских маршрутах, точках проката, обозначаются объекты, доступные для людей с ограниченными возможностями, и т.д. Без удобной интеграционной платформы в таком масштабном городском проекте не обойтись.

Опыт отдельных ведомств, таких как ФНС, или отдельных регионов (Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и других) говорит о том, что задачи внутри- и межведомственной интеграции решаемы – особенно там, где госструктуры сами заинтересованы в обмене и открытии данных (например, упрощение сдачи электронной налоговой отчетности в ФНС повышает собираемость налогов, а интеграция данных от ГИБДД с платежными системами – собираемость штрафов). Удобные технические средства позволяют эффективно пройти путь от «кусочка» к полнофункциональному комплексу. В ближайшем будущем мы будем наблюдать все больше интересных проектов с участием различных государственных и бизнес-структур и обязательно с использованием современных информационных технологий.


6144
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление