Высшее образование и наставничество. Что важнее в карьере?

25 августа 2020
Высшее образование  и наставничество. Что важнее в карьере?

Сентябрь и самое время поговорить про образование и наставничество. Есть две темы, которые хотелось бы обсудить. Они не так очевидны, как кажется на первый взгляд.

Первая - а так ли нужно то самое высшее образование? Меня, как родителя абитуриента, все больше и больше волнует этот вопрос. За скобки вынесем теоретических физиков, медиков, будущих ученых и т.д С ИТ-специалистами все не так однозначно. Для того чтобы стать хорошим программистом, не обязательно получать высшее образование, для работы на Help Desk тоже, наверное, можно не тратить 5 лет на разные предметы, включая философию.

Если принять во внимание расширение кругозора, стремление делать карьеру и расти дальше, то, получается, высшее образование необходимо. И вот тут снова развилка. Обычного формального бакалавриата достаточно? Углубляться дальше нет смысла, учитывая, что качество образования оставляет желать лучшего. Техническим специальностям повезло больше, законы физики никто не отменял. Но вот, например, журналистам в самом престижном вузе страны читает философию человек, который готовила свою диссертацию при Сталине. Да, да крепкой закалки были люди, до сих пор в состоянии читать лекции, но вряд ли данный курс соответствует международным подходам к данному предмету. Поэтому сейчас бакалавриат скорее нужен как некий «тусовочный» круг и возможность научиться учиться. Все остальное можно набрать курсами, благо их полно на любой вкус, цвет и кошелек.

А теперь второй вопрос: молодой ИТ-специалист после института пришел работать и понятно, что практически начинает обучение с нуля. Вот тут хотелось бы обсудить, а как у вас в компании организовано наставничество? Обычно есть два варианта. Первый - отправим ему приветственное письмо и ссылку на внутренний портал, а дальше посмотрим, утонет или всплывет. Кстати, интересен такой момент: если новое поколение все такое цифровое, то может быть портала и достаточно? Может быть им удобно находить ответы в Google и не заморачиваться личным общением?

Второй вариант – это действительно проработанная система наставничества. Мы как-то редко касаемся этой темы, а было бы интересно. Кто больше других заинтересован во внедрении и развитии системы наставничества? По идее, пользу получают все участники этого процесса:

  • Наставник повышает свой статус и репутацию.

  • Сотрудник находится в коммуникации с человеком, которому можно задать вопрос не только из разряда «Где находится кулер в офисе?». И, конечно, важна психологическая поддержка, понимание, что ты не один.

  • Компания формирует команду лояльных сотрудников.

  • Служба управления персоналом гордится своей работой.

Однако на практике можно по пальцам пересчитать компании, где развита служба наставничества. Вопрос: почему, если это выгодно всем? Мы только подняли эту тему и хотим услышать ваше мнение.

И если высшее образование работает плохо, наставничество тоже не хорошо, то каким путем идти молодому ИТ-специалисту, чтобы максимально быстро освоить профессию?

921
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление