Робототехника: мода, хайп и реальные перспективы

14 августа 2020
Робототехника: мода, хайп и реальные перспективы

С каждым днем роботы становятся всё ближе к людям. Промышленные, программные, бытовые и прочие машины умнеют, упрощают нам жизнь и завоёвывают доверие. В мире робототехники также есть своя мода, проявления хайпа и реальные перспективы. Руководитель продукта PIX Robotics Максим Яцкевич рассказывает о ключевых направлениях развития робототехники и о том, как «подружить» роботов и сотрудников на своем предприятии.

 Что в тренде? 

- RPA

Все больше компаний видят в технологии RPA ключевой рычаг для решения определенных финансовых проблем, борьбы с перегруженностью сотрудников, временными и прочими ресурсными затратами на рутинные действия. Умная машина - рентабельное вложение, эффект от которого может быть ощутим там, где бумажная работа и перегруз информационными потоками в конечном счете могут привести к серьезным ошибкам из-за проявления человеческого фактора.

Современные компании стараются переложить весь монотонный функционал на роботов, а сотрудникам дать шанс раскрыть творческие способности, ведь soft skills уже несколько лет признаны одними из тех навыков, которые нужно прокачивать в первую очередь практически всем.

Нефтегазовая и банковская отрасли, ритейл, металлургия, энергетика, телеком - передовики по части внедрения роботов RPA. Для тех, кто еще присматривается и выбирает технологию, советую не гнаться за популярностью платформы или системы. Программная роботизация требует правильного подхода, грамотно выстроенной стратегии и обязательного учета того опыта, который уже есть на рынке у компаний-конкурентов или в схожих областях. Например, при внедрении платформы мы в своей компании всегда проводим тщательный анализ на основе имеющихся практических кейсов, прогнозируем возможные риски и результаты.

- ИНС (искусственные нейронные сети), ИИ

 Умные технологии, схожие с человеческим мозгом и его нейросетями, уже отгремели на волне хайпа несколько лет назад. Но совершенствование разработок постоянно подогревает интерес к этой теме. Чем быстрее и способнее будут обучаться, распознавать информацию и принимать решения искусственные нейронные сети, тем большее применение в разных областях жизни они найдут. Сегодня технология чаще всего используется для поиска данных или изображений, преобразования голоса в текст, в системах геолокации и автопилотирования.

- Роботы-компаньоны

В нашей стране распространение человекоподобных роботов идет довольно медленными темпами из-за дороговизны данных аппаратов, высокой стоимости разработки, определенного менталитета людей и прочих социально-культурных факторов. Но помощники типа Веры, Алисы и прочих уже у всех на слуху. Во многих медицинских клиниках посетителей встречает робот-администратор, в сфере гостеприимства обслуживают роботы-хостес или официанты. Также набирают популярность роботы-сиделки, няни и машинизированные домашние животные.

Насколько готов бизнес к внедрению роботов?

Если говорить о программных роботах, то можно смело заявить, что тенденция находится на пике популярности. Оптимизация процессов сегодня возможна не только в крупном бизнесе. Всё больше малых и средних компаний, задумываясь о сохранении бюджета и постоянных сотрудниках, открывают вакантные места для роботов.

Роботы в HR позволяют наиболее четко подойти в подбору, адаптации, развитию и удержанию сотрудников. В бухгалтерии машины перерабатывают как минимум в 5 раз больше информации и бумаг, чем люди. Бюджетирование сегодня также редко обходится без помощи машин. Составление отчетов, мониторинг тендеров, обработка заявок и многое другие - всё это идеальная работа для тех, кому не нужны перерывы на обед, отпуска и больничные.

При помощи RPA можно:

-   автоматизировать до 90% рутинных операций;

- как минимум на 30% сократить отток клиентов (улучшить скорость обслуживания);

-   в 5 раз увеличить скорость поиска, обработки информации и документов;

- в 3 раза быстрее закрыть отчетный период.

 Как подружить роботов и людей?

«Роботы не враги, а друзья людей» - такой подход мы пропагандируем в своей компании и стараемся донести до руководства и топ-менеджеров компании, чтобы те в свою очередь это объяснили сотрудникам. Да, роботы все-таки заменяют отдельные штатные единицы, но это, скорее, частные случаи. Гораздо более перспективное направление – сделать сотрудничество взаимовыгодным для всех участников процесса.

Например, при помощи PRA можно развить сильные качества сотрудников, замотивировать на командную работу и увеличение личной эффективности. За последние несколько лет десятки компаний успешно создали центры компетенций, которые со временем масштабировали. Идеология такого центра - организация в организации, где есть свой штат сотрудников, грамотно выстроенная стратегия, спонсоры и стейкхолдеры. Для того, чтобы создать сильную команду RPA, нужно прежде всего подготовить персонал, поменять мышление людей, убрать беспокойство о том, что есть риск потерять работу из-за появления «цифровых конкурентов». Лидерам команд или наставникам следует скорректировать корпоративную культуру в данном направлении. Тогда получится быстрее вовлечь людей в процесс и подружить их с машинами. В итоге внутри компании получится организовать центр по выращиванию компетентных специалистов в своем штате без обращения к внешним соискателям. Практика показывает, то центр компетенций благоприятно влияет на показатели роста мотивации сотрудников, их собственную оценку своим результатам и более лояльное отношение к роботам как к коллегам, так и тренду в целом.

Тенденции будущего: какие направления "выстрелят" через несколько лет?

- Создание собственной IT-инфраструктуры

Молниеносное развитие цифровых технологий заставляет крупные компании задуматься о создании собственной IT-структуры. Основаниями могут служить успешно внедренные роботизированные платформы и возможность обучать сотрудников необходимым навыкам. Например, в своей компании мы недавно открыли Академию, где можно бесплатно пройти курс обучения навыкам работы с платформой, освоить необходимые дисциплины и по итогам получить сертификат.

Создание собственного высокотехнологичного центра дает компаниям ряд весомых преимуществ на рынке. Во-первых, они независимы от поставщиков услуг и сами могут внедрять технологии в бизнес-процессы. Во-вторых, это некая финансовая гарантия на случай кризиса или тяжелых времен. И, конечно, имиджевая история и выгодное отличие от конкурентов. 

- Повышение IQ программных роботов и нейросетей

Умнее и способнее роботы будут становиться каждый день. Эффективность нейросетей и RPA будет рассчитываться исходя из апгрейда набора функций, простоты использования, архитектуры, удобства интерфейса, снижения энергопотребления.

Взамен жесткому программированию придет обучение алгоритмическим процедурам. Для машинного обучения всё чаще будут использоваться облачные сервисы.

- Роботы, максимально похожие на людей

Максимальная схожесть с человеком – основное направления развития роботов. Металлические конструкции с замедленным движением уйдут в прошлое. Их потеснят биогибридные и биоморфные разработки на альтернативных источниках энергии. Гибкие и мягкие, многофункциональные машины из биоразлагаемых материалов – то, над чем уже работают эксперты высоких технологий.

- Новые способы информационной безопасности

Роботы могут быть помощниками, коллегами и компаньонами, но при всем при этом нельзя забывать об информационной безопасности. Из-за огромного объёма данных нередко возникают угрозы в информационной среде. Кибератаки, шпионаж и прочие противоправные действия роботов заставляют разработчиков искать новые пути для создания современных систем безопасности для сохранения информации и исключения уязвимости в работе с большими данными.

***

Коллеги, а вы уже пользуетесь роботами в профессиональной деятельности? Какие впечатления? Делитесь вашим опытом в комментариях, или присылайте ваши кейсы на почту редакции. Самые интересные практики опубликуем на  GlobalCIO|DigitalExperts. 

1099
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление