Большие данные. Как превратить информацию в деньги?

Мировая экономика до сих пор живет в парадигме экстенсивной модели: растет за счет создания новых рынков и сбыта новых продуктов и услуг. Для этого экономике нужны мощные драйверы роста. Такими в последние десятилетия были глобальная компьютеризация, распространение Интернета и мобильной связи, электронная торговля. Но эти ресурсы исчерпаны. Конкуренция обострилась, игрокам рынка нужно найти инструменты, которые повышали бы эффективность бизнеса. Независимый эксперт GlobalCIO|DigitalExperts Константин Геращенко предлагает оценить, могут ли на эту роль претендовать «большие данные».

Основной всплеск интереса к большим данным пришелся на середину нынешнего десятилетия. Сейчас ажиотаж поутих, технологии и решения big data стали обыденным явлением, обязательным элементом любого серьезного проекта. А вот насколько эффективно используют заказчики большие данные – вопрос открытый. С уверенностью можно сказать, что в плюсе остаются поставщики «железа», софта, консалтинговые компании, системные интеграторы, а также владельцы информации, которую можно кому-то продать. Надо отметить, что в юридическом плане здесь много пробелов, далеко не всякой информацией можно делиться, не всегда понятно, что можно продавать, но законодатели работают над решением вопросов, и со временем данная область бизнеса будет отрегулирована.

Внедрений систем, использующих технологии big data, в нашей стране уже довольно много. Например, Mail.ru Cloud Solutions запустила в облаке Arenadata DB как сервис - аналитическую базу данных, предназначенную для хранения и обработки больших объемов информации. Одно из главных преимуществ нового сервиса - тесная интеграция с другими сервисами big data, доступными в облачной платформе Mail.ru Cloud Solutions и используемыми для построения озер данных (Data Lake).

Компании «Диджитал Агро», «Агросигнал» и «Cognitive Pilot» создают единую агроэкосистему для ускоренной цифровизации российского сельского хозяйства. В результате должен появиться продукт, сочетающий агро-ERP полного цикла и беспилотные технологии управления техникой. Один из компонентов агроэкосистемы включает в себя интерфейс, алгоритмы анализа и обработки больших данных.

«Газпром нефть» первой среди российских компаний внедрила комплексную аналитическую платформу управления данными, реализовав сложную современную архитектуру big data. Это стало частью стратегии цифровой трансформации дирекции региональных продаж, где около 50% всех аналитических проектов и инициатив уже реализуются в контуре «умного озера данных». В текущем году их доля достигнет не менее 75%.

Холдинг «УРАЛХИМ» при поддержке КРОК запустил единую систему управления на базе big data. Создание единого информационного пространства для работы с данными, поступающими от датчиков оборудования, стало первым шагом к внедрению общей системы big data и бизнес-аналитики для всех производств «УРАЛХИМа».

В России в 2018 г. была создана Ассоциация больших данных, объединяющая крупных игроков. В ее состав входят «Яндекс», Mail.Ru Group, «Сбербанк», «Газпромбанк», «Тинькофф Банк», «МегаФон», МТС, «Ростелеком» , oneFactor, QIWI, «Билайн», Аналитический центр при Правительстве РФ, «Фонд «Сколково»». Цель Ассоциации – формирование открытого цивилизованного рынка больших данных в России, а также создание благоприятных условий для развития технологий и продуктов в данной сфере. 

В Ассоциации считают, что развитие рынка больших данных способно за 5 лет улучшить качество жизни и дать до 2024 г. существенный экономический эффект, величина которого оценивается в 0,3% ВВП, что эквивалентно 1,3 трлн. руб. Для сравнения эта сумма составляет 15% выручки от экспорта нефти в 2018 г. А величина накопленного эффекта от развития больших данных с 2019 по 2024 г. достигнет, по расчетам специалистов, 2,9 трлн. руб., что составляет 160% затрат на программу «Цифровая экономика».

Но всегда ли владение большим массивом информации – это гарантия успешного бизнеса? Опыт показывает, что нет. Сами по себе данные мало чего стоят. Надо на их основе сделать правильные выводы. А это не всегда возможно. Слишком много факторов влияет на нашу жизнь. Мы живем в эпоху хаоса, и степень беспорядка на планете будет только возрастать. Самый свежий – пандемия COVID-19. Весь мир в конце прошлого года строил планы. И где они теперь? Анализ больших данных – инструмент нужный и полезный. Но не панацея. Завышенные ожидания игроков рынка постепенно проходят. Инновационное и прорывное направление становится рутинным. Что же нам новенького предложат через год-другой?

 Коллеги, а как в ваших компаниях используются big data? Научились ли вы их монетизировать? Видите ли вы потенциал в этом направлении? Что помогает и что мешает развитию рынка «больших данных»? Будет интересно почитать ваше мнение в комментариях!

2803

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.