Мираж. Управление. MBA

21 марта 2017
43

Хотелось бы продолжить тему, недавно затронутую в дискуссии на нашем портале. Вопрос о том, насколько важно образование в эффективном управлении, т.е. менеджменте. Почему люди, получившие престижные степени MBA, не используют полученные навыки в своей работе? Или то, что они получили, нельзя отнести к навыкам? Это просто знания, которые лежат тяжелым грузом в самых отдаленных участках памяти?

А бывает и обратная ситуация. Когда человек выучился и со всеми этими прекрасными моделями приходит к нам в реальную жизнь и говорит, что теперь будем рисовать сто двадцать пять табличек и следовать строго по той стрелке, которую указал маркетинговый компас развития. Обычно таких людей терпят не очень долго. Примерно полгода. После чего либо туман в их голове рассеивается, либо его просят посеять свои знания где-то в другом месте. Но я сталкивалась с ситуацией, когда таких людей возносят в организации, и английские управленческие термины произносят по утрам как заклинания. 

Золотой середины практически не бывает. Система управления в компаниях заложена, как правило, основателями компании и поддается только небольшому тюнингу. Именно в эту систему должен вписаться человек с дипломом МВА.

А во время образования он, как правило, получает некие шаблоны, которые не всегда применимы в конкретной жизни. И никто не предупреждает, что модель A работает только на большой выборке, а модель B — это просто маркетинговая фантазия на тему рынка, которая позволяет чуть расширить кругозор. А что касается управления, тут обычно совсем «кисло». Прикладных навыков практически нет.

Функция управления — это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. И представляет всего три пункта:

  • Принятие управленческого решения;
  • Реализация решения;
  • Контроль.

Управление — это три ключевые функции. Одним из нас легче принимать решение, чем контролировать, другим — наоборот. Но в эффективном управлении важен комплекс. И вот этому комплексу не учат, а если и учат, то не пытаются перевести это в навык. Возможно, управлению просто нельзя научить? Мираж? Есть только некие азы, а все остальные навыки надо подбирать именно под себя?  А какие знания из обучения (неважно, что это — MBA, курсы или самообразование) вам действительно пригодились на практике? Чем вы пользуетесь и от чего отказались? Как учиться управлению?

3957
Поделиться
Коментарии: 43

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Олег Корчков
    Рейтинг: 10
    ООО "Сателлит-Сервис"
    Генеральный директор
    21.03.2017 13:49

    Екатерина, мне так кажется, что дело в "критической массе", тех у кого есть MBA в компании, плюс ни кто не отменял, что "рыба гниет с головы". Поясню. Если в head office набрали хотя бы 20% из консалта (там вопрос о наличии MBA, вообще не вопрос), то разговаривают все на одном языке. Более того, как например в Северстали, если хозяин сам удосужился получить MBA и ежегодно тратит деньги на то, чтобы отправить на MBA следующую партию менеджеров, то это тоже работает.
    Есть конечно другой типа компаний, те о которых вы пишете. Там считают, что управление это искусство и навыки в нем обретается вместе с Дзен после 60-70 лет. Цвет волос у менеджера должен быть седым, а пузо большим.
    Как правило, люди получившие MBA покидают последние компании и переходят в первые или создают свои.

    • Екатерина Ляско Олег
      Рейтинг: 326
      Global CIO
      Генеральный директор
      21.03.2017 14:34

      Я не против МВА. Сама его получала. Вопрос в том, сильно ли он помогает в управлении. Да, однозначно есть всякие интересные штуки для принятия решения, контроля. Но что все-таки что перевешивает в управлении? Знание методик, их эффективное применение или интуиция? А может быть управления это просто стандартная функция (типа оператор), где важно идти по заданному алгоритму (полученному, например, на МВА) и которому можно научить?

      • Олег Корчков Екатерина
        Рейтинг: 10
        ООО "Сателлит-Сервис"
        Генеральный директор
        21.03.2017 14:54

        Баланс между интуицией и шаблоном, обретается с опытом. Но дешевле знать опыт других, а не приобретать, каждый раз свой.

    • Сергей Аблаев Олег
      Рейтинг: 10
      Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
      Руководитель отдела развития ИТ
      22.03.2017 15:11

      Абсолютно согласен! МБА - лишь малая часть управленческого исскуства. Но, в условиях когда топ-менеджеры имеют такое образование, говоришь с ними на одном языке и дело идет быстрее и лучше.

    • Анатолий Курочкин Олег
      Рейтинг: 20
      Научно-производственное объединение
      Старший инженер, аналитик.
      28.03.2017 19:36

      Есть такие тенденции, Вы правы. Правда я чуть ближе ко второй группе вашего описания.
      Но есть и более грустный путь: когда толковый руководитель с прекрасным и осознанным бизнес-образованием приходит в организацию, где только вчера поставили Excel. На этом столкновении субкультур возникают настоящие бабуинские пляски. Возникают совершенно неожиданные толкования терминов, как сейчас повсеместно происходит искажение понятия "дорожная карта". Любой руководитель к месту и не к месту вставляет в свою речь "разработали дорожную карту подготовки к зимнему сезону".
      Правильно классик написал: "Свою образованность хочут показать".

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 88
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    22.03.2017 10:34

    Екатерина, спасибо за поднятую тему. Не могу, как Вы понимаете, пройти мимо. То, что ниже – мое мнение, выстраданное как прохождением обучения, так и проведением его. Ну и использованием разных знаний в реальной жизни. Итак:

    1. Я бы начала с того, что изменила бы смысл расшифровки функции управления, поставив во главу угла то, чего в этом списке нет: подготовка принятия управленческого решения. Решение может быть принято, но неверно, если, как минимум
      • ответственный не умеет принимать решения
      • ответственному не дают принять нужное решение (например, есть ответственность, но нет полномочий)
      • решение основывается на некорректной информации.
    2. Навыки – они всегда конкретны, т.к. управление – не ремесло, а искусство, поддерживаемое большим объемом различной научной и научно-популярной информации, которую надо отслеживать, просеивать и усваивать полезное. Любое решение принимается в конкретной ситуации конкретным человеком, поэтому, добавив сюда весь последующий «хвост» из определения в виде реализации и контроля мы должны держать в голове разницу между работой конвейера и работой людей. Поэтому я бы здесь добавила к п.1 следующее
      • контроля не достаточно. Следствием получения и обработки информации о статусе реализации решения (до и в процессе его реализации) вполне может быть изменение этого решения, вплоть до его отмены. Т.е. не контроль, а управление реализацией.
    3. Поскольку довольно часто приходится помогать МВАщикам и аспирантом, можно увидеть разницу в программах этих учебных заведений. Но, поскольку речь идет об МВА, то скажу об этом: целостной программы там, как правило, нет. Есть набор не связанных или слабо связанных между собой мероприятий. Они интересны (или не интересны), но не призваны давать комплексные знания, а, тем более, навыки. Их задача – сделать курс привлекательным с разных точек зрения (монетизация ведь) и помочь в развитии мозгов (о чем иногда и не говорят). Другими словами, надо понимать, что такое МВА (и ДВА), зачем и кому это нужно, а также то, что задачи у всех слушателей разные, как и ожидания. Ведь МВА тоже надо управлять J
    4. Ну и самое, как мне кажется, главное.
      • Как и в медицине, где здоровье нужно не врачу, а пациенту, от пациента требуется активная и грамотная позиция в заботе о своем здоровье, так и в образовании успех любого обучения зависит от трезвой и подготовленной головы тех, кто на него идет. В данном случае мы говорим об МВА для взрослых людей, т.к. на более ранних стадиях обучения есть еще внешние факторы влияния в виде семьи и разной степени зрелости детских и юношеских голов.

    • Анатолий Курочкин Татьяна
      Рейтинг: 20
      Научно-производственное объединение
      Старший инженер, аналитик.
      22.03.2017 13:29

      Мне понравилась статья Екатерины, хотел ответить, но Вы, Татьяна, меня опередили. Согласен с Вами!
      Скажу даже больше: нет методик управления, нет методик проектной работы. Это миф. Есть здравый смысл, компетентность в своей сфере и, Вы совершенно правильно заметили, не контроль, а управление.
      Ещё я не согласен со следующим постулатом:

      Функция управления — это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. И представляет всего три пункта:
      Принятие управленческого решения;
      Реализация решения;
      Контроль.
      Нельзя подобному учить в бизнес-школах. Это слишком наивно и чрезвычайно упрощено. Перед принятием нужен, например, анализ. Допускаю, что нужна оценка рисков и т.д.
      Мне горько, что вот подобными простыми рецептами забиты головы наших отечественных управленцев, что уже считается возможным прийти, допустим, журанлисту в космическую отрасли и начать просто "контролировать".
      Меня поразила биография "нашего" учёного-практика Ф.Г.Староса. Он много знал, имел широчайший технический кругозор, богатый коммерческий опыт. Он умел слушать людей и создавать для своих инженеров благоприятную обстановку. Извините, какие там к лешему методики!
      Все мировые достижения - это не методики, а таланты коммуникаций, общения, вдохновляющие лидеры.

      • Татьяна Орлова Анатолий
        Рейтинг: 88
        ЗАО "ЕС-лизинг"
        Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
        22.03.2017 13:47

        Анатолий Михайлович,
        Чувствуется, что Вы выстрадали то, о чем пишете.
        Позвольте немного добавить своего опыта к Вашему комментарию.
        В СССР существовал термин «Стандарт предприятия». Там были и методики, и методы, НО: подходящие для конкретной среды. Я все же не соглашусь с тем, что методики не нужны. Разрабатывая их, мы обобщаем чужой опыт и добавляем к нему свой. В результате получается внутренняя система управления, которая позволяет жить конкретному предприятию не по наитию, а осознанно, с учетом связей с внешним миром и меняющихся обстоятельств. Создание благоприятного климата, по сути, часть системы управления, а не отдельная спонтанная деятельность. Я до сих пор использую наработки системы управления на ЗиЛе, т.к. это была система высочайшего класса, поддерживаемая полным комплексом получения профессионального и дополнительного образования, включая стимулирование развития личности и создания того климата, о котором Вы пишете. Другое дело, что просто так, с улицы, создать и обновлять такую систему, невозможно. Для этого нужны руководители + лидеры + управленцы (в одном лице) высочайшего уровня, именно такие, как Вы пишете. Откуда их взять, если не проводить последовательное обучение, не повышать квалификацию, не выделять тех, кто потенциально способен на такую работу. Т.е., не развивать управленческие мозги. Для этого тоже нужна система. Ее создать и поддерживать непросто, но без этого вряд ли возможно идти вперед, и уж тем более опережать. Не единиц, пусть талантливых или гениальных, а многих людей, многих структур, уж извините за пафос.

        • Анатолий Курочкин Татьяна
          Рейтинг: 20
          Научно-производственное объединение
          Старший инженер, аналитик.
          28.03.2017 19:17

          Я все же не соглашусь с тем, что методики не нужны. Разрабатывая их, мы обобщаем чужой опыт и добавляем к нему свой.
          Спасибо! Ваш производственный опыт очень прочувствован. Я в запале чуток неверно написал. Конечно, методики нужны, но они не существуют в виде универсального инструмента, кодекса. Это всего лишь одна из составляющих коммуникации, своего рода язык общения.
          И Вы совершенно правы, что без предварительного учёта местной специфики любая методика не принесёт зримой пользы. И мне тоже импонирует идея создания целого комплекса мероприятий для создания системы управления: и подготовка кадров, и поэтапное расширение полномочий. "Развивать управленческие мозги2 - очень хорошо!
          У нас же телега впереди лошади, берут методику и... Наберём готовых специалистов со стороны, заманим большими зарплатами невостребованных гениев. Когда этот план ломается, то виновата...методика.

          • Татьяна Орлова Анатолий
            Рейтинг: 88
            ЗАО "ЕС-лизинг"
            Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
            28.03.2017 19:29

            Тоже часто говорю, что у нас телега впереди лошади, когда речь заходит об управлении :-) Почему-то никто не сажает за руль автомобиля человека, не умеющего водить и не знающего, куда и зачем ехать. И не важно, дорогой автомобиль, или дешевый, грузовой или легковой... Вот интересная передача на эту тему. Мне понравилось. Вообще люблю некоторые выпуски этой серии http://5-tv.ru/programs/broadcast/509436/. Эта пришла в голову на фоне выступления г-на Грефа перед студентами МФТИ
            https://www.youtube.com/watch?v=oWL_Qo-2TgU&feature=youtu.be. Послушайте, не пожалеете :-) Вот она, правда жизни от МВА, во всей красе.

    • Сергей Аблаев Татьяна
      Рейтинг: 10
      Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
      Руководитель отдела развития ИТ
      22.03.2017 15:06


      МБА... Помочь в развитии мозгов
      У меня в первый год обучения по программе - был мощнейший рывок в развитии. И это действительно круто! Правда потом я вышел на некое плато, когда активное развитие остановилось. Говорят так бывает у всех - через некоторое время будет следующий рывок - если не останавляваться. Поэтому не останавливаюсь )))

      • Татьяна Орлова Сергей
        Рейтинг: 88
        ЗАО "ЕС-лизинг"
        Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
        22.03.2017 15:09

        Вы правы, это - всем известный "эмоциональный цикл" :-) Искусство управления, в том числе, заключается в том, чтобы начать новый цикл в тот момент, когда предыдущий выходит на "плато". В том числе и самоуправления :-) Удачи.

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 10
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    22.03.2017 14:28

    «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» © Парацельс
    Другими словами: MBA - это понятийная база, освещение текущих популярных методик и терминологии. Своего рода "Введение в специальность". Польза есть, если не абсолютизировать данный опыт. Всё же в наших непростых условиях управление больше искусство, чем наука. :)

  • Сергей Аблаев
    Рейтинг: 10
    Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
    Руководитель отдела развития ИТ
    22.03.2017 14:59

    Тема интересная, тоже прокомментирую:

    Не вдаюсь в детали управления, этому посвящено тысячи книг - один только Адизес кажется более 100 написал ))).
    Из личного опыта вижу разительное противостояние подходов к управлению у востока и запада.

    МБА - это западная школа, многие в России упорно считают что это "у нас не работает". Мое же мнение - "нас" нет - есть единый глобальный мир. Где подстраиваясь под локальный рынок - рискуешь проиграть рынки глобальные (что в общем Росссия и делает).

    Учтем конечно - что Россия страна на стыке востока-запада.

    Я только вчера вечером закончил курс обучения в Уральской школе переговоров (входит в федерацию управленческой борьбы)

    Так вот - там упор делается на восточные хитрости и мудрости (Китайские стратагемы например),

    Восток - то место где главное лояльность. "вид подчиненного должен быть лихой и придурковатый" говорил Меньщиков - Петру Первому.

    А западный стиль ассоциирую с высказыванием Стива Джобса: "мы нанимаем людей не для того чтобы говорить им что делать, а чтобы они говорили - что делать нам!".

    т.е. упрощенно и немного утрируя:

    У нас - главное не высовываться и работать "как все".
    У них - "сделать то - что никто раньше не делал"

    У нас "стабильность"
    у них "эффективность"

    у нас - "новый подчиненный не может придти и все изменить - это будет значить что начальство тупое, дискредитировать тех кто давно работает"
    у них - "я нанимаю лучших людей в команду, и знаю что нас не остановить" Роберта Кийосаки, или опять же вышеприведенное высказывание Джобса.

    и т.д.

    В восточных мудростях есть много - чему нужно учиться, и опыт развития Китая это доказывает.
    Но лично мне очень нравится западный (космополитический) подход. Когда цели организации и эффективность их достижения, ставят выше внутренних трений в команде и следованию тому "как принято".

    PS Я как обычно - испытываю проблемы с формулированием своих мыслей. Этому мне еще учиться и учиться )) Если что то непонятно/нелогично - буду рад ответить подробнее.

    • Анатолий Курочкин Сергей
      Рейтинг: 20
      Научно-производственное объединение
      Старший инженер, аналитик.
      28.03.2017 19:24

      Зря Вы так: всё прекрасно у Вас с формулированием )))
      Во многом Вы правы, но есть одно, оправдывающее нас свойство "нашего" бизнеса: другое отношение к ресурсам. В каких-то местах их неизмеримо больше (пресловутая нефтяная игла), где-то их привлечь чрезвычайно сложно(дороги и расстояния), где-то бюрократия, порождённая огромностью страны, препятствует лёгкости взятия ресурсов.

      Что мне горько: ресурс под названием "мозги и опыт" мы так и не можем мобилизовать, мотивировать.

    • Михаил Смирнов Сергей
      Рейтинг: 10
      ООО "ЭКО"
      Директор по ИТ
      29.03.2017 08:18

      "у нас - "новый подчиненный не может придти и все изменить - это будет значить что начальство тупое, дискредитировать тех кто давно работает"
      +1
      с другой стороны это данность, надо адаптироваться, меньше выпендриваться и т.д.

  • Борис Фролов
    Рейтинг: 103
    Независимый эксперт
    22.03.2017 17:25

    С моей точки зрения управленческая теория, построенная на примерах успешных управленческих решений, дает набор шаблонов, которые будут работать только в аналогичных ситуациях. Биографии успешных лидеров можно читать, но как художественную литературу. Все люди разные, и чтобы быть, например, как Стив Джобс, необходимо быть Стивом Джобсом.

    Поэтому мне больше импонирует методологический подход к управлению, подход к управлению как к науке, пропущенной через собственный опыт. В этом плане MBA - один из источников получения опыты и знаний, которые через призму себя и ситуации можно и нужно использовать в своей практике.

  • Александр Руденко
    Рейтинг: 10
    ООО "Байтэкс"
    руководитель отдела ИТ
    23.03.2017 10:44

    МВА - теория, не навыки. Набор инструментов. Именно грамотное применение этих инструментов (как правило, не всех, а подходящих к конкретным ситуациям, процессам) в работе и формирует навык, умение. В идеале - доводит до искусства.

  • Ильгизар Талипов
    Рейтинг: 10
    Когнитивная бизнес модель
    ИТ архитектор
    26.03.2017 11:23

    Интересно, ставятся ли подобные вопросы там, откуда пришёл МБА? Несколько их специалист у них эффективен? Не обладаю информацией, но предполагаю, что он там более успешен. Методика подготовки родилась и заточена под их модель управления, более формализованную и прозрачную. Думаю, что специалист МБА просто выдавливается из нашей системы управления как чужеродный, т.к. в большей части никакой системы нет, одни особенности и специфики.

  • Ильгизар Талипов
    Рейтинг: 10
    Когнитивная бизнес модель
    ИТ архитектор
    26.03.2017 11:42

    Функция управления — это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. И представляет всего три пункта: Принятие управленческого решения;
    Реализация решения;
    Контроль.


    Согласно СМД методологии Г.П.Щедровицкого перед стадией принятия решения важно выделить еще несколько подготовительных, определяющих стадий:
    - самоопределение;
    - ситуационный анализ;
    - целеполагание;
    - анализ ситуации (в отличие от ситуационного анализа);
    - собственно проблематизация, или постановка и форму­лирование проблем;
    - перевод проблем в задачи, то есть переход к продуктив­ному продвижению (кстати, по-прежнему один из самых темных моментов в этой линии технологий);
    - и, наконец, решение задач.

    Т.е. здесь важны еще и качества, состояние лица принимающего решение, адекватность видения им картины ситуации, его намерений
    способностей и опыта.

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 10
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    28.03.2017 10:48

    Часто получается так, что условный "MBA" - это как усиленно внедряемое Петром I "западное платье". Когда достаточно бездумно переносится "внешний вид" и забывается "внутренняя сущность" и необходимость творческой адаптации под внешнюю среду.

    • Ильгизар Талипов Марк
      Рейтинг: 10
      Когнитивная бизнес модель
      ИТ архитектор
      28.03.2017 11:29

      Хорошая историческая справка ). Почему-то еще с времен "царя гороха" свое знобим, а перед заграничным преклоняемся. Но по ихнему все-равно работать не хотим, адаптируем на местах.

      • Марк Шварцблат Ильгизар
        Рейтинг: 10
        КТ "Акведук"
        ИТ-директор
        28.03.2017 11:34

        Почти всё, что делается в нашей стране, надо снабжать пометкой: "После сборки доработать напильником"! :)

        • Ильгизар Талипов Марк
          Рейтинг: 10
          Когнитивная бизнес модель
          ИТ архитектор
          28.03.2017 12:01

          Или: "Забыть про (забить на) удобство и комфорт" :)

      • Олег Корчков Ильгизар
        Рейтинг: 10
        ООО "Сателлит-Сервис"
        Генеральный директор
        12.04.2017 14:11

        Да ладно!
        Не одно направление в царской России и СССР так не поддерживалось, как Армия.
        А в ней нельзя было только с училищем получить полковничьи звезды, надо было заканчивать Академию, так что прямая аналогия с MBA и директорским статусом. Нельзя командовать большим количеством людей без должных знаний.

  • 29.03.2017 08:43

    МВА - это высшая ступень образования в синтетической науке менеджмента. И не для всех бизнесов она подходит, так как для бизнеса главная цель - это ОТДАЧА. Поэтому тот, кто получил степень МВА и начинает "ворошить бизнес" , который и без компетенций МВА хорошо работает - получает сопротивление! Это первое.
    Второе - если голове у менеджера нет хотя бы идеи или амбиции будущего управленческого проекта, для которого нужны знания и компетенции уровня МВА, зачем идти на программу МВА? Сейчас повысить свой кругозор можно и без сильных затрат на бизнес-образование.
    Третье - применение разнообразных методик и методологий менеджмента - это постоянная проверка "голимой практикой", результаты которой могут быть самыми неожиданными, со своей бизнес-логикой, порой противоречащей канонам формальной логики, но устраивающей основных интересантов бизнеса.
    Четвертое. Весь мир, в том числе и бизнесовый, находится под воздействием "технологичной цифры" и многие методики и методологии должны быть пересмотрены на предмет "цифровой технологичности". Не все они работают или также актуальны, так как родились в эпоху до BG (Before Google), поэтому нужны компетенции МВА (интуиция-отношение основанная на знаниях), которые позволят отделить глубинную сущность бизнес-процессов по тому же Демингу от внешнего маркетинга предлагаемых решений.
    Пятое. В менеджменте также существует своя "двойная спираль ДНК", расшифровку которой человечеству ещё предстоит открыть - это различие и единство между "ценностью" (value) и "стоимостью" (cost). Но именно МВА-знания позволяют научиться жить в условиях "разрыва мозга" у менеджера между "cost+" (получение прибыли) и "value-" (поделиться ценностью). Кстати, именно у нашей страны, обладающей межконтинентальными ресурсами, есть шанс построить не экономику знаний, а информированную экономику, то есть ту, где на помощь Парето-оптимальному эффективному рынку придет "технологичная цифра" и сгладит действительно пресловутый поиск максимума благосостояния. Обогащайтесь, но не в ущерб другим, как это принято в западной трактовке менеджмента! Информированность - вот будущий критерий эффективности! Все дело в "вычислимости", "управляемости" и прозрачности принимаемых управленческих решений, которой не было раньше.

    Можно было бы продолжить ряд аргументов дальше...но резюмирую так:

    Люди приходят в МВА за будущим, в котором они видят решение своих личных и корпоративных проблем и/или достижение целей и задач развития. Будущее же становится все более по-Шумпетеровски «креативно разрушительным» и одновременно инновационно-привлекательным: с «подрывными технологиями» (от McKinsey Global Institute), постоянной изменчивостью внешней и внутренней среды бизнеса (исследования IBM С-менеджмента 2015 года), потенциальными возможностями рынка для заработка и со стремлением к устойчивому развитию («синдром Uber» и «эффект WhatsApp»). Каким нужно быть «эффективным менеджером», чтобы соответствовать этому будущему? Управленец должен быть одновременно этичным хакером, креативным гиком и предприимчивым нердом. Сегодня корпоративная и хакерская культура, бизнес- и ИТ-стратегии дают «сплав» под названием «технология бизнеса», что позволяет достигать результатов в том темпе, который задала Черная Королева («Алиса в стране чудес») – если хочешь не стоять на месте, должен бежать вдвое быстрее! Поэтому просто обладать «академическим» бизнес знанием уже мало, нужны МВА-компетенции, которые, как пазл, собирают вместе людей, бизнес-процессы, вещи (оборудование и ПО) и данные на основе базовых методологий и методик. Эти компетенции позволяют «правильно» выстроить менеджмент данных в интересах бизнеса; решить, когда нужно «нажимать на педаль» Workforce Management при реализации бизнесом сервисов, а когда на Управление Талантами, если требуется проект развития бизнеса; провести необходимый грамотный реинжиниринг бизнес-процессов для целей оптимизации и повышения их зрелости. МВА уровень помогает не только достигать необходимых скоростей, но и видеть «мертвые зоны» при быстрой бизнес езде.
    Думаю, достаточно аргументов, чтобы записаться на курсы? :=)))

    • Сергей Аблаев
      Рейтинг: 10
      Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
      Руководитель отдела развития ИТ
      29.03.2017 13:07

      Вау! Здорово! Много сильных утверждений, но слишком сжато. Вот еще бы ссылки - где тезисы вами развернуты детальнее - ведь не "за один присест" вы это писали?

      Однозначно не соглашусь только с "Обогащайтесь, но не в ущерб другим, как это принято в западной трактовке менеджмента!"
      Наоборот - ведь запад помешан на синергии win-win. Я в МБА и книгах по эффективности - везде видел идеи вроде: "ресурсов хватит на всех; ограничения только у нас в голове; голубые океаны вне конкуренции" и т.п.

      "Обогащаться в ущерб другим" - если отбросить коррупционные варианты и оставить сравнительно честные, я понимаю как "работать в высоко конкурентной среде".
      Но тут вспоминается Питер Тиль с его "конкуренция – удел проигравших"

      • Сергей
        29.03.2017 15:46

        Спасибо...ну я же косвенно пригласил на курсы программы МВА...там и развернут все тезисы...

      • Сергей
        29.03.2017 15:57

        Согласен, что немного жестковатая оценка про сущность западного менеджмента, хотя как сказать....в мире по сути дела изучают англосаксонский вариант менеджмента, суть которого выражается в простом слове "контроль" за всем, что нужно для бизнеса. Эта же модель использовалась издревле британцами при дрессировке боевых лошадей, что позволило маленькому острову завоевать чуть ли не весь мир при помощи флота и конницы. Поэтому есть и вариант происхождения слова "менеджмент" от слова "манеж" (management - manej). В некоторой аллегории МВА означает "людское коневодство", которое ввело в обиход - при оценке "менеджерского капитала" - сертификацию компетенций, эффективность деятельности, результативность реализованных проектов.

        • Марк Шварцблат
          Рейтинг: 10
          КТ "Акведук"
          ИТ-директор
          29.03.2017 16:13

          Флот - да. А вот с кавалерией в истории построения "империи, над которой никогда не заходит солнце" как-то мимо. :) Как раз с самого начала опора была на пехоту. Так что точнее: флот, тайные операции и широкое использование туземных вооруженных сил. :)

  • Алексей Асафьев
    Рейтинг: 10
    Независимый эксперт
    Эксперт по цифровой трансформации
    29.03.2017 11:07

    Очень интересная дискуссия!
    Полжизни я проработал в советских/российских организациях, вторую половину в западных компаниях. Разница в стиле управления, действительно велика. Рискну предположить, что наличие степени MBA для работы в компаниях, исповедующих западный стиль управления, о котором тут уже много говорилось, позволяет новичку намного быстрее включиться в бизнес-процессы компании и намного лучше их понимать. Вообще, МВА, как я считаю, это некий "суррогат опыта", позволяющий сравнительно быстро получить полную иллюзию того, что вы прошли хорошую жизненную школу и обладаете серьезным опытом. Если выпускник школы MBA понимает, что то, что он получает в результате обучения, отличается от получения им реального опыта, то он может действительно быть более успешным, быстрее находить общий язык с коллегами, строить карьеру и т.д. Обучение "на кейсах", как и, например, обучение вождению на тренажерах, никогда не сравниться по своей эффективности с получением реального опыта работы, к сожалению, это понимают далеко не все. Но, повторюсь, старт со степень MBA, может быть гораздо более быстрым.
    Что касается возможности использования знаний, полученных в MBA, в компаниях с классическим стилем управления, то тут обычно оканчивается все печально. Или выпускник старается как можно быстрее забыть все, чему его учили, сломаться и принять местные правила, или он очень быстро уходит и хорошо, если без серьезного конфликта.
    И последнее, я сам всю жизнь мечтал получить степень MBA, несколько раз мне это почти удавалось, а потом меня самого стали приглашать читать курсы лекций для будущих MBA. И я понял, что "суррогат" мне уже получать поздно, накопленный опыт позволяет читать курсы полностью на своих собственных кейсах.

    • Ильгизар Талипов Алексей
      Рейтинг: 10
      Когнитивная бизнес модель
      ИТ архитектор
      29.03.2017 16:58

      Алексей, а на курсах лекций для будущих МБА Вы делитесь своими наблюдениями?

      обычно оканчивается все печально. Или выпускник старается как можно быстрее забыть все, чему его учили, сломаться и принять местные правила, или он очень быстро уходит и хорошо, если без серьезного конфликта

  • Алексей Асафьев
    Рейтинг: 10
    Независимый эксперт
    Эксперт по цифровой трансформации
    29.03.2017 17:32

    Коварный вопрос!
    На лекциях об этом речь не заходит. А вот в кулуарных беседах могу сказать. Считаю, что серьезный человек должен быть готов ко всему и к такой встрече тоже. Но это не причина отказываться от получения хорошего дополнительного образования.

    • Ильгизар Талипов Алексей
      Рейтинг: 10
      Когнитивная бизнес модель
      ИТ архитектор
      04.04.2017 10:51

      Уважаемый Алексей, без всякой иронии размышляя над этим, думаю что, видимо и не стоит замалчивать такое положение дел. Кейсы неуспеха, вписанные в курс МВА, могут в итоге оказаться полезнее розовых очков, как для самих специалистов, так и для организации.

      • Алексей Асафьев Ильгизар
        Рейтинг: 10
        Независимый эксперт
        Эксперт по цифровой трансформации
        04.04.2017 12:48

        Тематику курсов определяет их организатор - конкретная бизнес-школа. Она точно не заинтересована в том, что может поставить под сомнение принимаемые ею усилия по повышению образовательного уровня слушателей за немалые деньги.
        А вот вне программы я всегда стараюсь говорить слушателям, или тем, кто только собирается ими стать, о реальном положении дел. Что они, в действительности, получат от дополнительного бизнес-образования (розовых очков и здесь много) и что потом с этим могут делать.

        • Ильгизар Талипов Алексей
          Рейтинг: 10
          Когнитивная бизнес модель
          ИТ архитектор
          04.04.2017 13:07

          Она точно не заинтересована в том, что может поставить под сомнение
          Похоже что, конфликт интересов бизнес-школы и нестыковка с западным стилем управления усугубляет и без того сложную проблему управления.

  • Андрей Паниди
    Рейтинг: 10
    ЛОТТЕ ОТЕЛЬ МОСКВА
    Директор службы ИТ
    31.03.2017 14:12

    Удивительно! Только один человек отметил, что триада

    • Принятие управленческого решения;
    • Реализация решения;
    • Контроль
    упускает главный вопрос - на базе какой информации и путем применения каких методов сформировано управленческое решение? Насколько оно верно? Может для этого нужно образование?

    • Александр Фаризанов Андрей
      Рейтинг: 10
      Bonduelle
      Руководитель ИТ отдела
      24.05.2017 21:08

      А я бы еще добавил 0 пункт, это правильная оценка текущих потребностей. То есть у любого решения должна быть цель. Не должно быть решений, ради решений.

  • Ильгизар Талипов
    Рейтинг: 10
    Когнитивная бизнес модель
    ИТ архитектор
    02.04.2017 22:50

    Хочу поделиться ссылкой в тему:
    Бизнес-школы: как преодолеть разрыв теории с практикой

    Разрыв теории с практикой извечная проблема, особенно в управлении сложно (или плохо) организованными системами. Но действительно, вдумчивому, серьезному человеку хорошее дополнительное образование будет в помощь.

  • Станислав Назаров
    Рейтинг: 10
    ЗАО "МНИТИ"
    Главный специалист
    13.04.2017 11:23

    Мой большой преподавательский стаж в университетах (более 40 лет, в том числе ВШЭ и ФУ – более 15 лет) говорит о том, что успех в обучении - в желании обучаемого обучаться. Если его нет, то полученный диплом МВА ничего не даст. В чем надо согласиться с Курочкиным А. М. – для управленца главное здравый смысл и компетентность в своей сфере. Если у управленца это отсутствует, никакие методики и курсы не помогут.

  • Ильгизар Талипов
    Рейтинг: 10
    Когнитивная бизнес модель
    ИТ архитектор
    19.04.2017 09:23

    Интересное пересечение с темой прозвучало в среде инвесторов, бизнес-ангелов:
    «Я не инвестирую в основателей с MBA». Пять правил от бизнес-ангела
    Цитата из нее:
    Во-первых, он не инвестирует в стартапы, основанные предпринимателями с дипломом. Объясняя причины такого решения, он рассказывает, как инвестировал в три компании, возглавляемые выпускниками MBA из школ «Лиги плюща». Первая компания получила $700 000, вторая — $2 млн, $4 млн. Все эти проекты в конечном итоге закрылись. Такие предприниматели, говорит бизнес-ангел, говорят на одном языке с венчурными инвесторами, играют с ними в гольф, умеют рисовать красивые графики и убедительные таблицы. Их репутация и опыт работы сближают их с топовыми сотрудниками корпораций.Но, как сделал вывод мой знакомый, люди с «корочками» MBA не научились делать бизнес. Они могут провести анализ рынка, рассказать кейс и в результате получить деньги инвесторов. Но выстраивать взаимоотношение с клиентами, создавать продукт и развивать бизнес они не умеют. Он отмечает: множество переехавших в Кремниевую долину влезают в кредиты, чтобы получить MBA, но потом не могут построить успешный бизнес и даже сталкиваются с проблемами при поиске работы.

    Видимо в этом действительно что-то есть, и причем не только у нас.

  • 17.10.2017 15:31

    RSM – Лидер в разработке IT-решений для бизнеса!
    Беспилотный автомобиль?
    Уже совершенно ясно, что данные технологии не за горами!
    Через 10 лет не нужны будут водительские права.
    Компания Ростсельмаш, динамика развития которой подтверждена рейтингами РА «Эксперт» (https://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2016-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/) , журналом Forbes http://www.forbes.ru/rating/350675-200-krupneyshih-rossiyskih-kompaniy-2017, уже сегодня решает аналогичные задачи в своем бизнесе.
    Без современных электронных систем такие сложные продукты как трактор, комбайн, посевной комплекс, опрыскиватель уже не могут приносить максимальную прибыль клиенту-фермеру.
    А за уникальные сетевые решения, за автоматизированные системы управления бизнесом Потребитель готов платить еще больше и вести максимально плотное сотрудничество с компаниями, которые предлагают такие Продукты. Так как, в конечном итоге, они позволяют максимизировать его собственную прибыль.
    Компания Ростсельмаш уже сегодня имеет собственное Конструкторское бюро управляющих систем и планирует увеличить его численность вдвое, в том числе в связи с тем, что стартует новый цикл разработок, цель которого создать свой собственный продукт, который свяжет поставляемую Компанией технику, особенности земли клиента, используемые им технологии и его бухгалтерию воедино!
    Ростсельмаш видит будущее компании в максимальном использовании ИТ – технологий и создании целого пула инновационных ИТ- продуктов для бизнеса своих клиентов, в связи с этим, Мы формируем мощные проектные команды в рамках Кб управляющих систем, для развития цифрового будущего Компании.
    Приглашаем:
    ·Руководителей сложных IT- проектов с опытом проектирования архитектуры ПО в сфере B2B, IoT.
    ·Веб-программистов – верстальщиков: Кросс-браузерная и кросс-платформенная верстка и тестирование.
    ·Веб-программистов – тестировщиков ПО: Разработка программ методик испытаний ПО, регрессионное тестирование, кросс-браузерная и кросс-платформенная тестирование.
    ·Веб-программистов мобильной версии веб-приложений.
    ·Программистов ПО: Разработка программного обеспечения для бортовой системы управления сельскохозяйственной техники.
    Предлагаем:
    ·Сложные и интересные задачи.
    ·Долгосрочный проект.
    ·Перспективы карьерного и профессионального роста.
    ·График работы и заработная плата обсуждаются индивидуально с каждым кандидатом.

Предметная область
Отрасль
Управление