Когда бумага рассыпается в руках

2

Переводом бумажных документов в цифру я занимаюсь более 15 лет. При моем непосредственном участии реализовано ряд крупномасштабных проектов по переводу документации в электронный вид и созданию электронных архивов в крупных компаниях и организациях, например, в «ТНК-ВР», «Лукойле», «Северстали», ГУП «МосГорГеоТрест». В настоящее время Центр сканирования и ретроконверсии «Логики Бизнеса» реализует масштабный проект по наполнению электронного архива технической документации в интересах ПАО «Транснефть». В процессе работы мне неоднократно приходилось сталкиваться с примерами того, как отсутствие электронных архивов у наших заказчиков может сказываться на эффективности исполнения различных бизнес-процессов. 

Несмотря на повсеместное внедрение различных автоматизированных систем, в первую очередь электронного документооборота, бумажные архивы документов в России остаются необходимым условием функционирования организаций. 

Почему российские компании и организации хранят бумажные архивы документов? Это связано, в первую очередь, с требованиями российского законодательства, устанавливающего постоянные сроки обязательного хранения для различных типов бумажных документов. Так, например, копии оригиналов технической документации необходимы при проведении работ по реконструкции объектов и техническому ремонту. Другие типы документов, несмотря на относительно короткие сроки хранения, бывают востребованы при исполнении запросов контролирующих органов или других процедурах, например, предоставлении копии первичных бухгалтерских документов по запросу ФНС. Копии экспортных деклараций необходимы при проведении процедуры возврата НДС и т.п. 

В большинстве случаев юридически значимый документ в текущих российских реалиях – это бумажный документ со всеми его атрибутами: подписями, печатями и т.д. 

Поэтому компании, даже используя электронный документооборот, обязаны содержать бумажные архивы документов. Во многих организациях, существующих с советского периода времени, накоплены огромные массивы документов, хранящихся в архивах. Многие из этих документов хранятся в единственном экземпляре и их потеря чревата существенными рисками.

Хочу иметь оригинал у себя на столе

Часто сотрудники, работающие с одними и теми же архивными документами, начинают их копировать, забирать оригиналы к себе в подразделения, разбирать архивные папки, делать копии документов. Затем они могут собирать документы в папки в порядке, отличном от первоначального или забывать вернуть оригинал документа в архив на место. Порядок хранения нарушается, вероятность утраты ценных архивных документов возрастает. А из-за неоднократного копирования оригиналов архивных документов образуются бумажные завалы документов в подразделениях. Не говоря уже о том, как это может влиять на информационную безопасность организации…

Что, если произойдет нештатная ситуация?

В случае, когда у организации возникает нештатная ситуация, например, прорыв труб отопления или пожар, бумажный архив может быть утрачен безвозвратно. В моей практике была история с одним крупным издательством. Компания, в которой я работал на тот момент времени, обсуждала с заказчиком проект по оцифровке уникального архива газет за 40-е годы, но проект, к сожалению, так и не был реализован по причине отсутствия финансирования. А потом случился пожар, уничтоживший, в том числе, и весь архив...  

Другой пример – всем известная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Для проведения работ по восстановлению станции необходимо было работать с документами технического архива станции, который также был затоплен. Заказчику пришлось спешным порядком обеспечивать просушку документов и их оперативную оцифровку. Если бы техническая документация была оцифрована ранее и размещена в едином электронном архиве «РусГидро» с обеспечением соответствующего резервирования (такой проект в компании обсуждался), то доступ к ней для обеспечения восстановительных работ был бы значительно проще.

Восстановление комплекта документов на единицу оборудования может потребовать больших затрат, так, например, дубликат комплекта документации на один насос для атомной электростанции может стоить до 25 000 руб. При количестве различного оборудования, исчисляемого тысячами единиц, стоимость восстановления документации на него может быть колоссальной.

Опытный архивист не заменит электронный архив

Многие полагают, что наличие в организации сотрудников, досконально знающих структуру корпоративного архива и владеющих методикой быстрого поиска оригиналов документов в архиве, в сочетании со строго регламентированной процедурой учета и работы с архивными документами избавляет от необходимости создавать электронный архив параллельно с бумажным. Однако, такая ситуация приводит к зависимости организаций от отдельных сотрудников, и в случае их ухода или увольнения возникает риск фактически утратить в том числе и ценные знания. Один из заказчиков произнес как-то такую фразу – «мы рискуем потерять наши знания вместе с уходом нашего архивиста».

Перекрытия были старые

У одного из заказчиков до того, как организация переехала в другое здание, с архивом все было относительно хорошо. Архив был оборудован современным стеллажным оборудованием, сотрудниками соответствующим образом велся нормативно-справочный аппарат, соответственно проблем с поиском и подбором необходимых документов не было.

Но в новом здании устроить архив аналогичным образом возможности уже не было – перекрытия в здании были достаточно старые и могли не выдержать централизованного размещения архива. Поэтому архив пришлось распределять по всему зданию, по разным этажам, что привело к увеличению сроков поиска необходимых документов в разы. Как следствие, время на подготовку необходимых документов из архива в ответ на запросы контролирующих органов значительно увеличилось, что не замедлило сказаться на соответствующих показателях эффективности.

Когда бумага рассыпается в руках

В организациях, использующих оборудование еще с советского времени (промышленные предприятия, объекты энергетики и т.п.), востребованная техническая документация иногда настолько сильно изношена, что просто рассыпается в руках. Чертежи могут быть выполнены на кальках и «синьках». С течением времени эти носители сильно изнашиваются, на местах сгиба образуются изломы, как следствие документы приходят в негодность. При этом документы могут быть на предприятии в единственном экземпляре. 

Необходимая достаточность

Несмотря на вышеизложенные факты, переводить весь объем бумажного архива документов в электронный вид сразу может быть слишком затратно и не всегда целесообразно. Мы, например, рекомендуем производить данные работы постепенно в соответствии с востребованностью документов.

Обычно сначала проводится экспертиза архивного фонда, которая позволяет оптимально (с точки зрения стоимости) определить приоритет перевода документов в электронный вид и выбрать оптимальное решение для наполнения электронного архива. Зачастую не для всех документов необходимо производить полнотекстовое распознавание документов, иногда достаточно иметь их электронные образы с минимально необходимым набором поисковых атрибутов. 


6544
Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Анатолий Курочкин
    Рейтинг: 25
    Научно-производственное объединение
    Старший инженер, аналитик.
    26.04.2017 11:32

    Чрезвычайно важная и интересная тема. Но столь же трудная. Вы интересно описали трудности и особенности перевода "бумаг" в электронную форму.
    Мне бы хотелось добавить некоторую небольшую классификация документов. Опыт в этой области большой, внедрял СЭД не меньше, чем в 3-4 местах.
    1. Документы ограниченного использования, то есть с грифом "секретно", ДСП и т.п. Количество просто огромно, часто ни их содержание, ни их "хозяин" не известны. Как говорил мне один архивист: сейчас гриф секретности мы определяем по фамилии "Гагарин", как увидим её, так - оставить старый гриф. Здесь нужна законодательная инициатива и допуск массового профессионального "читателя".
    2. Бухгалтерия. Весь этот вал инициируется, как правило, госконтролёрами. Любая проверка ЦБ начинается со столбов бумажных выписок. Аудиторы не умеют пользоваться современными средствами поиска, анализа, фильтрации. Как удивлён был один из ревизоров, когда в банке мы ему дали тот же результат за 10 секунд, который он "рыл" два дня.
    Удивительно, но 90 процентов ревизий в госорганах, например, требуют актов по содержанию драгметаллов.
    3. Давным давно нужно наводить порядок с архивным делом. 3/4 документов в бюджетных, государственных, военных, муниципальных структурах хранятся только лишь потому, что нет сроков их хранения, а значит - хранить вечно. Так проще. ))

  • Дмитрий Морозов
    Рейтинг: 10
    ООО "Юнилаб"
    бизнес-аналитик
    05.07.2017 04:18

    Вопрос к Дмитрию:
    можете рекомендовать сканирующее оборудование средней ценовой категории (500 - 800 т.р.)? Просто в свое время с толкнулись с ситуацией, что были доступны офисные сканеры до 350 т.р. и сканеры enterprise-класса (от 1,5 млн).
    Офисные "не тянули" нагрузку, а enterprise не тянул наш бюджет :-)
    Оговорюсь: разбивка на среднее/высокое достаточно условна.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.