Эффективный диалог с бизнесом: возможен ли?

10
Мы начали активно готовиться к практической бизнес-конференции «Перезагрузка 3.0». Тема этого года — как правильно взаимодействовать с бизнес-подразделениями, если далеко не все запросы, приходящие от них, «одинаково полезны». В связи с этим возникла очень любопытная тема об эффективности коммуникаций при общении между подразделениями.

Возьмем, например, запросы от маркетинга. Типичный диалог:

- Маркетинг: «Нам нужно, чтобы собирались вот такие 100 тыс. данных о покупателях».
- ИТ: «Мы это не можем сделать, потому что под это потребуются дополнительные мощности, люди и т.д.».


Диалог заходит в тупик, и каждый идет жаловаться «командиру» на неадекватность смежных подразделений. На месте маркетинга могут быть финансы, HR, логистика и т. д. Ключевая проблема в том, что запрос может не отвечать реальным потребностям бизнеса, а ИТ даже не пытается его проанализировать. Очень редко, когда начинается предметный диалог в попытке найти оптимальное решение. На мой взгляд, в этом во многом виноваты традиционно выстроенные коммуникации, которые, конечно, надо менять.

Нормальный диалог должен выглядеть так:

- Маркетинг: «Нам нужно, чтобы собирались вот такие 100 тыс. данных о покупателях».
- ИТ: «Давай посмотрим, зачем тебе эти данные. Каких целей ты хочешь достигнуть (понятно, что обладание данными о покупателях не может быть самоцелью)? Можно ли достигнуть эти цели другими способами? Что это нам принесет с точки зрения бизнеса в деньгах? (После этого вопроса обычно 100 тыс. данных сокращается до трех)».
- Маркетинг: «Есть такая-то целевая группа покупателей, которой мы хотим предложить дополнительные покупки. Для этого нам надо знать то-то и то-то, и мы планируем, что сможем на этой группе заработать +100 тыс.».
- ИТ: «Решение этой задачи потребует вложений на 200 тыс.».
- Маркетинг: «Давай посмотрим, какие еще пути есть для решения этого вопроса? (После этого вопроса обычно затраты сокращаются минимум вдвое, и диалог идет предметный)».


В итоге имеем потребность от маркетинга на два вида данных о покупателях и стоимость решения от ИТ в 50 тыс. Думаю, всем понятно, что к «командиру» лучше идти с таким решением, а не с жалобами. Это прибавляет звездочек на фюзеляже боевой машины и руководителю ИТ-подразделения, и руководителю маркетинга.

Вопрос в том, почему такой диалог не получается? На мой взгляд, проблема в коммуникациях. ИТ необходимо понимать основы маркетинга, а маркетингу уже давно пора разбираться в базовых возможностях ИТ. Тогда диалог будет идти на одном языке, так же, как во всем мире все коммуникации идут на английском.

Фраза о том, что надо говорить на языке бизнеса, хороша, но не всегда понятно, что в нее вкладывает каждая из сторон. Может быть, важнее навык построения рабочих групп и обучение подразделений ИТ основам маркетинга, а маркетинг — основам ИТ? И тогда мы получим тот самый «английский», на котором говорят во всем мире. Пусть с чудовищным акцентом, ограниченным набором слов, местами с помощью жестов, но при этом на едином языке, который понятен всем.
 
6797
Коментарии: 10

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 15.08.2017 15:08

    Во главе служб маркетинга и IT должны стоять менеджеры, способные найти общий язык - только так должно быть. Они и должны говорить на "менеджерском английском" - смочь объяснить один другому что такое маркетинг, а другой первому - почему лучше делать не так, а эдак.
    Они не должны раздувать щёки от собственной важности и не должны бояться задавать вопросы друг другу - "а что это?", "а почему так?".
    Общение и позитивное взаимодействие - ключ к успеху во взаимодействии между подразделениями. А если руководитель IT говорит "да это гуманитарии-маркетологи, они сами не знают чего хотят", а руководитель маркетинга говорит "эти компьютерщики вообще ополоумели, человеческого языка не понимают", то конечно ничего хорошего не выйдет. Ни данных, ни звездочек, ни фюзеляжа :)

    • Екатерина Ляско
      Рейтинг: 931
      Global CIO
      Генеральный директор
      15.08.2017 16:06

      Я с вами согласна. Но в жизни обычно все не идеально))

      • Екатерина
        15.08.2017 16:17

        К этому надо стремиться! :)

    • Константин Шмелёв
      Рейтинг: 10
      GameInsight
      Head of IT services
      23.08.2017 08:17

      "эти компьютерщики вообще ополоумели, человеческого языка не понимают"
      Смешно, но именно так говорит один топ менеджер, когда ИТ (как они вообще посмели!) пытаются объяснить ему, что некоторые решения приводят к прямым рискам для бизнеса, давайте найдем компромисс, или другое решение - например вот это. Но в ответ получают критику: " ИТ шники ломают нам процессы"

  • Эдгар Алексанян
    Рейтинг: 271
    ГК Шамса
    CSO & CDO
    18.08.2017 01:48

    Думаю нужно еще исходить из того, каким образом ИТ принимает "заявки-обращения". В обязательном порядке в заявках должно быть поле "Описание" "Цель" "Результат". Тогда описывая в обращении, заказчик будет более глубоко думать и пытаться описывать цель и результат. После, конечно и ИТ и Заказчику нужно провести разбор, ИТ может предложить варианты достижения целей и получения результатов. Касательно обучить Маркетинг основам ИТ, это практически невыполнимая задача, если конечно компания не работает в ИТ сфере) В остальных случаях, это невыполнимая задача. Так же в крупных компаниях в ИТ должен быть координатор, с которым общается бизнес. И конечно во главе, ИТ Директор, который понимает потребности бизнеса и заказчикам не отвечает "это невозможно", а предлагает варианты достижения целей и всегда ведет беседу с Заказчиками!

  • Константин Шмелёв
    Рейтинг: 10
    GameInsight
    Head of IT services
    23.08.2017 08:14

    Я считаю, что ключом к ведению продуктивного диалога, между представителем ИТ и бизнеса, будет являться единое (общее) понимание цели. Как только цель понята и согласована обеими сторонами, то и диалог будет стремиться к наиболее оптимальному ее достижению. Я имею ввиду истинное согласие и приверженность, а не по принуждению или влиянию, хотя и так тоже возможно, но с большими потерями энергии. По моему мнению, владеть знаниями маркетинга ИТ представителю, в решении конкретного вопроса, достаточно в том объеме, в котором расскажет о задаче представитель бизнеса. И наоборот. Каждый профессионал в своем деле, не нужно пытаться закрыть все предметные области, это вряд ли достижимо. Общая цель должна выходить за рамки подразделения, и напрямую следовать целям бизнеса. "Мы зарабатываем, или тратим?". Очень помогает разобраться в цели вопрос "Зачем?" / "Чтобы что?"", через 3-4 итерации он неизбежно поднимет на поверхность суть запроса, и возможно что 100 000 данных уже и не потребуется, ровно как и наоборот, затраты на ИТ превратятся в инвестиции. Конечно на практике возникают сложности с поиском сути, по разным причинам: кто-то не готов слушать от ИТ запросы о бизнес целях (устаревшие парадигмы), кто-то не умеет слушать и слышать, смотреть на вопрос "глазами" собеседника. Вопрос коммуникаций всегда непростой, не все рождаются дипломатами :), но все же четкая постановка и доведение целей бизнеса до руководителей, является необходимостью, стержнем, вокруг которого должна накручиваться энергия деятельности подразделений.

  • Алексей Никифоров
    Рейтинг: 489
    TENNANT Russia ( Теннант Россия)
    IT директор
    19.10.2017 22:37

    Если CIO и директор по маркетингу являются совладельцами компании или получают существенные дивиденды от деятельности, то перетягивания одеяла не будет. Оба будут стремиться максимизировать прибыль компании и, соответственно, договариваться и помогать друг другу. Это один из вариантов.
    Если это невозможно, то применяем другую проверенную схему. Есть запрос на что-либо. ИТ отдел считает, что для этого нужно по ресурсам с помощью фин директора. Оба дают заключение, ген дир принимает решение делать или нет. И спорить не о чем.

  • Александр Громцев
    Рейтинг: 63
    ССЗ " Вымпел", ОАО
    Начальник управления по ИТ
    03.11.2017 12:38

    "Монитор деятельности предприятия судостроительной отрасли" на базе "1С" - есть такой проект в конкурсе "проект года 2017". Писали вместе с бизнес подразделениями завода. В итоге пять! итераций - "ХОТЕЛКИ" руководителей подразделений разного уровня, с выходом на KPI/ Теперь это рабочее место ГД , замов и т.д. Знакомимся и голосуем!

  • Александр Громцев
    Рейтинг: 63
    ССЗ " Вымпел", ОАО
    Начальник управления по ИТ
    03.11.2017 12:45

    http://www.globalcio.ru/projectoftheyear/2017/projects/#region/48/project/853

  • 26.12.2017 14:32

    1) Заставить говорить представителей ИТ и других профессий (например маркетологов) на одном языке - утопия. Каждый говорит на том языке, который нужен для его работы. Реально это не нужно. А нужно чтобы они ОБЩАЛИСЬ, СЛЫШАЛИ друг друга и ХОТЕЛИ договориться, тогда найдут сами общий язык.
    2) Главная проблема - это слабые коммуникационные навыки у людей в нашей стране. Надо учить всех, особенно средний и высший менеджмент.
    3) Вторая проблема - отношение к ИТ не как к варианту АХО, а как бизнес партнеру, без которого сейчас никак. В реальной жизни это часто не происходит, отсюда и конфликты, т.к. всегда проще идти жаловаться на ИТ чем пытаться понять их и найти общий язык. Это задача высшего менеджмента (ПредПрава, ГенДира) транслировать этот взгляд на всю компанию.
    4) Третья проблема - навыки и позиция ИТ директора. Если он реально хочет что-то делать для бизнеса, а не "отбиваться от всех", то он должен транслировать эту позицию на всех своих подчиненных и в своих взаимоотношениях по горизонтали.

    Наш опыт - треннинги могут сильно помочь формированию нового стиля взаимодействия внутри организаций.

    P.S. все почему-то говорят о взаимоотношения ИТ и бизнеса. Можно подумать между бизнесами и бэками все хорошо ! Там бывают битвы гораздо более суровые :)

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.