Цифровая трансформация: сотрудники компаний к ней не готовы

6
Руководители компаний во всем мире осознают важность цифровой трансформации, однако признают, что большинство их сотрудников не имеют необходимых технологических навыков для этого. Процессы обучения в компаниях не успевают за скоростью, с которой появляются новые технологии. В итоге — недостаточная компетентность сотрудников становится препятствием для цифровизации бизнеса. Такие результаты показало исследование Мюнхенского технического университета и SAP.

В опросе «Навыки, необходимые для цифровой трансформации» приняли участие 116 представителей компаний и ИТ-руководители из 18 стран. Опрос показал, что 64% респондентов считают, что их сотрудники не имеют необходимых навыков для успешной цифровой трансформации. Для сравнения, впервые такой опрос проводился в 2015 году — тогда только 53% руководителей были недовольны технологическим уровнем своих сотрудников.

Несмотря на то, что 90% опрошенных считают цифровую трансформацию важной для общей бизнес-стратегии своих компаний, целенаправленное развитие навыков по работе с новыми технологиями остаётся редкостью. Только 16% респондентов уже создали подходящую программу набора новых сотрудников или обучающих тренингов для действующих сотрудников.

«Вопрос поиска и развития сотрудников с цифровыми навыками может стать важным препятствием для цифровизации в индустрии. Одним из главных барьеров для цифровой трансформации все ещё является дефицит умений при работе с передовыми технологиями, — сказал Бернд Вельц (Bernd Welz), исполнительный вице-президент и директор по образованию, продуктам и инновациям в SAP. — Никогда ещё инвестиции в образование и в подготовку сотрудников не были так важны. Развитие цифровой грамотности сотрудников позволит провести беспроблемный переход к цифровой трансформации бизнеса». 

Как показало другое, чуть более раннее исследование SAP и Oxford Economics (были опрошены более 3000 руководителей высшего звена в 17 странах и регионах), представители 84% глобальных компаний считают, что в ближайшие 5 лет цифровая трансформация станет критически важной для выживания. Однако лишь 3% опрошенных приняли меры для трансформации своих компаний. В чем же проблема? Почему цифровизация задерживается? 

Руководителям давно пора перейти от простого понимания важности цифровой трансформации к полноценному воплощению этих идей в своём бизнесе. Но это не просто. Как подчеркивает Вивек Бапат, старший вице-президент и глобальный руководитель по направлению маркетинговой стратегии и идейного лидерства в SAP, это требует инновационных прорывных технологий, инвестиций в навыки работы с цифровыми технологиями и в переквалификацию уже нанятых сотрудников. Два следующих года станут показательными и разделят победителей цифровой трансформации и тех, кто остался позади.

А в вашей компании есть стратегия по цифровой трансформации? Действуют программы обучения сотрудников?
4583
Коментарии: 6

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 377
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    08.08.2017 21:29

    "Цифровая трансформация", прежде всего, требует грамотного, если хотите, «цифрового» управления во всех его проявлениях, тогда и за сотрудников можно быть спокойными. О чем сейчас говорят на всех уровнях нашей элиты? О недостатке как раз управленческих знаний и навыков, а с технарями у нас всегда был порядок. Чтобы строить любую стратегию в этой области, надо сначала определить, что такое эта самая цифровая трансформация, причем конкретно, для конкретной среды с учетом внешних интерфейсов и управленческой архитектуры, т.к. управление - не набор красивых лозунгов, а набор конкретных действий, в которых причинно-следственные связи строятся сверху вниз, уж извините за банальность.
    А то я тут недавно увидела насмерть поразившее меня определение: «управление – это процесс получения, преобразования и передачи информации»… Может в этом есть свой сакральный смысл, но все же...

  • Николай Молдован
    Рейтинг: 10
    ГК ЛАМА
    ИТ-директор
    09.08.2017 05:11

    В течении последних лет я наблюдаю две противоречивых, если не сказать противоположные, тенденции в развитии бизнеса. И обе касаются использование человеческого капитала в бизнесе.

    Первая тенденция направлена на снижение роли человека в бизнес-процессах компании, уменьшение "человеческого фактора". Это покрывается разработкой более совершенных автоматизаций бизнес-процессов, исключения человека из систем принятия решений в том числе.

    Вторая тенденция говорит о том, что роль человека и его творческой энергии возрастает. В бизнесе нужны люди инициативные, творческие, способные генерировать и принимать нестандартные решения, причем на всех уровнях управления, от руководителя высшего звена до простого исполнителя.

    Когда мы начинаем говорить о готовности или неготовности сотрудников к цифровой трансформации мы должны четко понимать на это она направлена - на снижение роли человека или на повышение его осознанности в работе, человек - это винтик системы, или вершина эволюции.

    Очевидно, что цифровая трансформация и все действия так или иначе связанные с проникновением массовых цифровых технологий в бизнес, будет направлена в обе стороны, только на разных уровнях управления.

  • Валерий Лиховских
    Рейтинг: 31
    ООО "НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА"
    Руководитель направления
    09.08.2017 11:31

    Я думаю, что это преувеличение считать, что сотрудники компании не готовы к "цифровой трансформации".

    К цифровой трансформации нужно подходить аккуратно, вдумчиво и взвешенно, ибо единство и борьба противоположностей существует и в этой сфере.

    Один пример Николай Александрович уже привел - человек. С одной стороны цифровая трансформация лишает человека инициативы, загоняя его в более жесткие рамки технологического процесса. С другой стороны компания от человека требует проявлять инициативу, в надежде снижения своих внутренних издержек.

    Второй пример - технологии. Практика показывает, если новый "цифровой" технологический процесс облегчает выполнение сотрудниками компании их обязанностей и освобождает их от какой то рутины , то и внедрение таких цифровых технологий проходит с меньшим сопротивление. Но к сожалению, в большинстве случаев, для сотрудников компании цифровая трансформация заменяет отлаженный и понятный технологический процесс на не отлаженный и не понятный. Естественно, это вызывает некоторое отторжение и сопротивление, которые руководством компании, как правило, преодолевается "принуждением".

    Третье - трансформация самой "цифровой трансформации". Изменение среды окружения бизнеса выдвигает требование изменений цифровых технологий компании. В силу некоторой инертности осознания требуемых изменений и ресурсных затрат растянутых во времени на реализацию этих изменений, в некоторых случаях "цифровая трансформация" не ускоряет развитие компании, а сдерживает ее развитие.

    Четвертое - сами цифровые технологии. Не все они "одинаково полезны". Однажды выбрав одни и поняв в процессе эксплуатации их недостатки, бывает трудно или уже невозможно перейти на другие.

    Думаю, что пришло время переосмысливать архитектуру различных информационных систем и уходить от автоматизации отдельных "технологических процессов" компании к автоматизации отдельных операций. Более понятен, наверное, будет образный пример. Т.е. "цифровое здание" компании должно строится не из нескольких больших блоков, плохо подходящих друг к другу, а множества небольших и разных "строительных конструкций". Из это вытекает ...

    Этапы "цифровой трансформации"
    1. (пройден) Автоматизация отдельных рабочих мест - разработка АРМ
    2. (текущий) Автоматизация отдельных производственных процессов, работы отдельных отделов и т.д. - разработка информационных систем,
    3 (следующий) Автоматизация всей деятельности компании - создание единой информационной системы предприятия.

    Понятно, что 3 этап ни одна компания реализовать не может. Это будет долго, дорого и успеет устареть пока внедряется. Но выход давно найден. Например в машиностроении, когда машины собираются из множества деталей и узлов, производимых разными компаниями. Так и "единая информационная система предприятия" должна состоять из большого множества "функциональных блоков", которые должны как детали машины легко стыковаться между собой.

  • Владимир Тырнов
    Рейтинг: 60
    REDMOND-IG
    Зам. ген. директора по техническим вопросам
    10.08.2017 11:08

    Цифровая трансформация — это такой же товар, как и любой другой. Маркетинг превозносит достоинства цифровых технологий и умалчивает об условиях и ограничениях.
    Несомненно, человеческий фактор всегда будет препятствием любого нововведения. Причин множество, и они всем хорошо известны. В большинстве случаев новые знания и умения являются источником возможностей в конкретный момент времени и только в тех условиях, где они могут реализоваться. А значит к моменту самореализации новаторов должна существовать и быть работоспособной благоприятная технологическая, методологическая, информационная среда. Таким образом, если мы говорим о экономической эффективности цифровой трансформации, в который раз требуется дать ответ, что первично, новая среда или новые знания и впоследствии навыки её использования. Если среда, то выбор среды это технические, затратные, вполне вероятно, не апробированные бизнесом возможности. Насколько бизнес готов, верить маркетинговым материалам и основанным на них гипотетическим техническим обоснованиям достижения? Где уверенность в том, что жизнь подчиниться, не отвергнет нововведения и бизнес пользователи примут и положительно оценят свои новые операционные возможности? Если первичны знания бизнес пользователей о пользе того или иного продукта цифровой трансформации, то насколько готова текущая ИТ инфраструктура для её реализации?
    Конечно, вариант, когда бизнес ориентируется в бурном информационно-цифровом потоке возможностей мне нравиться значительно больше первого варианта. J Хотя бы потому, что появляется возможность предварительного создания метрик оценки достигнутого результата для последующего измерения полученной эффективности. Из всего выше написанного могу предположить, что успех передовиков, это чей-то осознанный риск, основанный на экономических возможностях и безусловной вере в том, что все доступные ресурсы освоены на все 100%. Основная же масса участников рынка пойдет по эволюционному пути стремясь к более полной утилизации имеющихся ресурсов. Будет ли основная масса в «хвосте»? Да, несомненно. Будут ли все новаторы в передовиках? Не уверен…

    • Марк Шварцблат Владимир
      Рейтинг: 30
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      14.08.2017 09:05

      И окончательная цифровизация наступит только тогда, когда всех людей в цепочке создания и реализации товаров заменят роботы. Осталось понять, где живые люди возьмут деньги на потребление после этого. :)

      • Владимир Тырнов Марк
        Рейтинг: 60
        REDMOND-IG
        Зам. ген. директора по техническим вопросам
        14.08.2017 11:10

        Полагаю, что на налоги от использования роботов на производстве. Конечно, если "распределители" забудут о себе. :-)

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.