CIO как маркетинговый инструмент

18 сентября 2017
2

Все последние годы профильные СМИ и сами ИТ-руководители ласкали чувство собственного достоинства, убеждая себя в том, что человек, отвечающий за ИТ в компании, — полноценный «бизнес»-руководитель, проповедуя идеи о том, что настоящий ИТ-руководитель должен обязательно быть в совете директоров.

При этом аббревиатура CIO крепко прилипла к профессиональному сообществу ИТ-руководителей, запутав всех остальных людей, имеющих отношение к ИТ. В двух столицах и регионах стали активно появляться CIO клубы, объективно они сыграли значительную роль в становлении многих ИТ-руководителей, стимулируя их к профессиональному росту.

Но прошло 10 лет, а «вечные темы» о роли CIO в компании не стали менее актуальными. Только если раньше эти темы обсуждались внутри CIO клубов и имели содержательный характер, то сейчас за обсуждение роли CIO взялись маркетологи со стороны вендоров и интеграторов. Под этим «соусом» они культивируют в нашем сознании спрос на вещи, которые могут быть преждевременны или не нужны в том виде, в котором нам пытаются продать. Например, сегодня активно продвигается идея, что любая система обязательно должна быть в облаке. И если ты не будешь использовать условное «облако», то на тебя будут смотреть как на «айтишника» ... а не как на CIO?

К первому лицу, отвечающего за ИТ в компании, как и всем остальным первым лицам, можно сформировать ТРИ основных требования, меняться будет только их наполнение.

1. Видение.

«Видение — стержневая компетенция любого лидера, проявляется в различных формах, начиная со способности очертить реализуемый план и заканчивая пониманием о том, как претворить в жизнь новый бизнес-продукт. Качества, необходимые для стратегического управления ИТ-системами и творческого решения проблем, рождаются в результате четкого понимания мельчайших деталей как возможностей технологий, так и потребностей бизнеса, гибкости, необходимой для адаптации к изменяющейся ситуации как в технологиях, так и в бизнесе».

А как далеко вы глядите? Как далеко смотрят вперед ваши руководители и собственники бизнеса? Мой руководитель (он же собственник бизнеса) несколько раз говорил мне: «Антон, работы столько, что ты еще успеешь здесь состариться!».

2. Влияние.

«Дать людям инновационные технологические инструменты — одно дело, а заставить людей использовать их — совсем другое. Необходимо уметь оказывать влияние на людей. Зачастую CIO должен использовать полный набор навыков оказания влияния на людей, добиваясь того, чтобы ИТ-решения были приобретены и использованы. Для этого CIO должен живо интересоваться потребностями бизнеса, уметь завоевывать доверие тех, кто принимает решение, объяснять сотрудникам необходимость введения крупномасштабных перемен и строить позитивные взаимоотношения с разными группами людей».

Без влияния  ты не руководитель, при этом совершенно не важно, что лежит в основе вашего влияния на людей. 

3. Выполнение.

«Без четкого выполнения великие идеи и убеждение бесполезны. Требуется время, чтобы определить, насколько CIO эффективен в решении стоящих перед ним задач. Масштаб и глубина деятельности здесь служат мерилом. Одно дело — успешно выполнить проект, и совсем другое — заставить всю организацию измениться и начать использовать его результаты. Чтобы добиться этого, CIO должны хорошо уметь управлять проектами, нанимать лучших людей и управлять ими, делегируя им часть своих полномочий, ради выполнения намеченных планов».

Создайте в своем коллективе культуру маниакальной исполнительности. «Современными» методами, описанными в модных книгах по менеджменту  этого не добиться. Весь «модный менеджмент» учит не материальной мотивации, но не материальная мотивация требуется тогда, когда материальная уже не имеет значения. Поэтому статьи о не материальной мотивации учат руководителей тому, как недоплачивать сотрудникам и при этом, часто ошибочно, самих себя убеждать, что с мотивацией «у нас всё окей».

CIO, как и любой другой руководитель, работает на следующих уровнях:

Стратегический уровень. Разработка стратегии развития ИT-системы компании, реализация подсистемы стратегического управления; разработка архитектуры корпоративной ИС, R&D  мониторинг, поиск, выявление новых технологий для развития системы автоматизации бизнеса компании в целом; разработка корпоративной политики закупок ПО и вычислительной техники.

Оперативный уровень. Поддержка планирования и контроля (подсистема оперативного управления); разработка структуры и поддержка ведения внутренних баз данных, баз знаний; 
создание и поддержка системы корпоративного документооборота; поддержка и автоматизация бизнес-процессов работы компании; создание и поддержка корпоративной телекоммуникационной системы (Интернет, интранет, электронная почта, телефония); создание и поддержка системы принятия решений (СППР); оперативное управление информационными системами.

Функциональный уровень. Создание и поддержка ИT-систем для решения отдельных функциональных задач: автоматизация основных видов деятельности; задачи управления кадровыми ресурсами; взаимодействие с клиентами; поддержка систем безопасности доступа и хранения информации

Административный уровень. Установка корпоративных стандартов обмена данными; разработка лицензионной политики компании; планирование и исполнение бюджета, связанного с развитием информационных технологий

Развитие персонала. Развитие человеческих ресурсов в подразделениях, занимающихся задачами информационного характера; обучение сотрудников работе с информационными системами.

На VI CIO конгрессе от Кировского клуба ИТ-директоров проходила дискуссия, в которой участвовали генеральные директора компаний с одной стороны и директора по ИТ — с другой стороны. Основная претензия генеральных директоров состояла в том, что их ИТ-руководители не предлагают новых идей и не готовы «устраивать революции» в компании. В каких же сферах CIO может предлагать новые идеи, где начинаются его компетенции и где они заканчиваются?

Сферы деятельности

Компетенция CIO

Бизнес-процессы 

Информационная поддержка бизнес-процессов, связанных с совместной работой топ-менеджмента (бизнес-планирование, поддержка информационного обмена и принятия решений) 

Разработка ИT-приложений 

Организация новых и поддержка существующих разработок, ведущихся на предприятии, и общая координация разработок, ведущихся в различных бизнес-подразделениях 

ИT-инфраструктура и архитектура информационной системы 

Оперативное управление инвестициями в ИТ, а также поддержка ранее сделанных инвестиций и обеспечение их эффективности 

Выбор разработчиков 

Принятие решений о собственной разработке либо привлечение внешних исполнителей в порядке аутсорсинга 

Рыночные партнерства 

Установление стратегических отношений с ключевыми поставщиками и консультантами в области ИT 

Распространение и применение ИT-технологий 

Обеспечение широкого использования ИТ, которые облегчат потребителям и поставщикам ведение бизнеса с данной компанией, а также помогут увеличить доходность и прибыльность бизнеса 

Удовлетворение потребителей 

Взаимодействие с внутренними и внешними клиентами с целью обеспечения их постоянной удовлетворенности услугами ИT-подразделений 

Обучение 

Организация обучения всех пользователей тому, чтобы они продуктивно использовали существующие и новые системы 

5627
Поделиться
Коментарии: 2
  • Кирилл Самохин
    Рейтинг: 10
    ООО "Объединенная кондитерская сеть"
    Директор по Информационным технологиям
    19.09.2017 16:16

    Все верно. Как говорит Игорь Манн :" Нужно знать Что делать, Как делать. и Сделать."

  • 17.10.2017 14:24

    RSM – Лидер в разработке IT-решений для бизнеса!
    Беспилотный автомобиль?
    Уже совершенно ясно, что данные технологии не за горами!
    Через 10 лет не нужны будут водительские права.
    Компания Ростсельмаш, динамика развития которой подтверждена рейтингами РА «Эксперт» (https://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2016-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/) , журналом Forbes http://www.forbes.ru/rating/350675-200-krupneyshih-rossiyskih-kompaniy-2017, уже сегодня решает аналогичные задачи в своем бизнесе.
    Без современных электронных систем такие сложные продукты как трактор, комбайн, посевной комплекс, опрыскиватель уже не могут приносить максимальную прибыль клиенту-фермеру.
    А за уникальные сетевые решения, за автоматизированные системы управления бизнесом Потребитель готов платить еще больше и вести максимально плотное сотрудничество с компаниями, которые предлагают такие Продукты. Так как, в конечном итоге, они позволяют максимизировать его собственную прибыль.
    Компания Ростсельмаш уже сегодня имеет собственное Конструкторское бюро управляющих систем и планирует увеличить его численность вдвое, в том числе в связи с тем, что стартует новый цикл разработок, цель которого создать свой собственный продукт, который свяжет поставляемую Компанией технику, особенности земли клиента, используемые им технологии и его бухгалтерию воедино!
    Ростсельмаш видит будущее компании в максимальном использовании ИТ – технологий и создании целого пула инновационных ИТ- продуктов для бизнеса своих клиентов, в связи с этим, Мы формируем мощные проектные команды в рамках Кб управляющих систем, для развития цифрового будущего Компании.
    Приглашаем:
    ·Руководителей сложных IT- проектов с опытом проектирования архитектуры ПО в сфере B2B, IoT.
    ·Веб-программистов – верстальщиков: Кросс-браузерная и кросс-платформенная верстка и тестирование.
    ·Веб-программистов – тестировщиков ПО: Разработка программ методик испытаний ПО, регрессионное тестирование, кросс-браузерная и кросс-платформенная тестирование.
    ·Веб-программистов мобильной версии веб-приложений.
    ·Программистов ПО: Разработка программного обеспечения для бортовой системы управления сельскохозяйственной техники.
    Предлагаем:
    ·Сложные и интересные задачи.
    ·Долгосрочный проект.
    ·Перспективы карьерного и профессионального роста.
    ·График работы и заработная плата обсуждаются индивидуально с каждым кандидатом.

Предметная область
Отрасль
Управление