Краткий обзор ИТ-решений в искусстве

1

Начинать разговор об информационных технологиях в культуре стоит с одного «небольшого» нюанса: это столь же необъятная тема, как и сами информационные технологии, причем помноженные на всё многообразие видов искусства и соответствующих учреждений: музеев, театров, парков, стадионов и т. д. Это абсолютно разные истории по масштабу, бюджету, охвату — вплоть до национальных и региональных проектов, а также меценатства. Попробуем разобраться в них хотя бы немного. 

Региональные проекты в сфере культуры — это, к примеру, уличная система информирования и звукового оповещения, запущенная в Петербурге к Чемпионату мира по футболу, или система воспроизведения звука для шоу «Поющие мосты». Это создание информационного портала «Общедоступные библиотеки Санкт-Петербурга», объединяющего около 200 городских библиотек. Это различные «умные» остановки, «умное» освещение, системы безопасности с видеоаналитикой и другие инновации, повышающие туристическую привлекательность города. Это и инфраструктурные проекты, приуроченные к самым важным событиям — будь то Олимпиада в Сочи, ПМЭФ, праздник выпускников «Алые паруса» или тот же Чемпионат мира по футболу. К слову, в Петербурге, согласно учету одного из мобильных операторов, культурных мероприятий больше, чем дней в году — и к каждому необходим особый подход. 

Национальные инициативы — это такие, как информационный проект «Память народа», беспрецедентный по масштабу проект оцифровки исторических документов времен Второй мировой и Великой Отечественной войн. Отличительная особенность подобных проектов — наличие государственных инвестиций, а, следовательно, большая заинтересованность исполнителей в результате. 

Мобильные приложения

Mob_Issk.jpg

Для развития туризма и популяризации культурных объектов крайне важно обеспечить их всестороннюю информационную доступность, в том числе, в мобильном формате. В прошлом году «МегаФон» запустил приложение для туристов «Электронный гид» (в Google Play «МегаФон.Гид») по Псковской области. Будет ли продолжение у этого пилота — не совсем ясно. Но в маркете я нашел и другие приложения-путеводители, их выпускает пермская «Лаборатория мультимедийных решений» (MultiSolutions Lab): «Музеи Московского Кремля. Оружейная палата», «Кунсткамера», «Дом-музей Велимира Хлебникова» и другие. Мобильные приложения могут выпускаться даже под конкретное мероприятие — так было на одном из Geek Picnic.

Платежные системы

Когда критически важно купить билет, не выходя из дома, на помощь приходят специализированные сайты-агрегаторы типа bileter.ru, электронные платежные системы и эквайринг. Однако если с театрами и кинозалами проблем с онлайн-покупкой практически не возникает, то с музеями всё гораздо сложнее. Для сравнения: через сайт spb.ticketland.ru доступны 32 петербургских театра (из примерно ста) и всего 4 музея (из более чем двухсот!). В Москве соотношение 91 к 21, также не в пользу музеев. Приобрести билеты можно на сайтах учреждений, но опять же далеко не на всех. Третьяковка и Русский музей такую функцию поддерживают прекрасно, а вот Эрмитаж продает какие-то ваучеры, применимые не для всех категорий посетителей. Электронные билеты? Нет, не слышали. У многих музеев и парков, к сожалению, нет даже нормального сайта. А некоторые и на физической кассе принимают только наличные — и это в Петербурге, где NFC есть даже в чебуречных.

Мультимедийные системы

Оснащение культурных объектов мультимедийными технологиями — будь то интерактивные информационные табло или целые аппаратные комплексы — хороший способ привлечь молодую аудиторию и представить классическое учреждение как часть современности, а не «преданье старины глубокой». Но не у всех есть на это деньги, поэтому важную роль здесь играет меценатство (как и двести лет назад): так, интегратор ЛАНИТ подарил московскому Театру Ермоловой аппаратуру для спектаклей. Другая история у находящегося поблизости парка «Зарядье», где средства на инновационные решения Медиацентра были щедро заложены в бюджет.

Оцифровка и виртуальная реальность

Issk2.jpg

Крупнейшие музеи мира можно посетить онлайн: к вашим услугам виртуальные туры по залам Эрмитажа, Кремля, Версаля, Лувра и даже Белого дома – хорошая подборка здесь. Правда, не все туры удобны и «трехмерны», иногда это просто собрание фотоматериалов – надо отдать должное российским музеям, которые в этом смысле дадут фору европейским. Есть и интересные частные проекты: например, создание виртуальной копии зала Юпитера в Эрмитаже, выполненное интегратором КРОК (об этом проекте будет отдельный материал).

Другой проект этой же компании — оцифровка экспозиции Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына: переведены в цифровой вид и представлены посетителям более двух тысяч экспонатов (письма, фотографии, книги), а в самом музее установлено 54 мультимедийных экрана и 13 проекторов, созданы зоны с системами направленного звука и датчиками движения. Цифровые экспонаты музея работают как единый арт-объект по заданному сценарию: экскурсия по музею начинается с показа фильма о судьбах известных эмигрантов, а его финал сопровождается видеомэппингом — визуализацией полета птиц по всему помещению музея. Одновременно с показом контента изменяется освещение, цветовое оформление и звук — всё это погружает посетителей в интерактивную среду.

Очевидно, что AR/VR-технологии довольно скоро смогут применяться в культуре более широко: с помощью шлема и очков можно будет прогуляться по музею или послушать концерт с эффектом присутствия.

Технологии 5G

Технологии 5G не только сделают возможными более эффективное потребление контента (виртуальные экскурсии, обучающие программы), но и принесут практическую пользу в музейной деятельности. Например, в прошлом году «Ростелеком» и Ericsson продемонстрировали в тестовой зоне Эрмитажа, как с помощью манипулятора можно удаленно производить бережную реставрацию ценного объекта. Большую точность работ обеспечивает рекордно низкое время задержки сигнала, достигаемое в сети 5G. Правда, тестовая зона просуществовала с момента открытия всего девять месяцев, после чего оборудование из Эрмитажа демонтировали — до лучших времен. Но уже сама перспектива таких манипуляций вдохновляет.

Партнерство с мероприятиями

Радостно, что сами ИТ-компании активно участвуют в культурной жизни страны — в разных форматах: строительство ИТ-инфраструктуры и обеспечение связью, создание и трансляция контента, спонсорская поддержка. Например, в конце декабря прошлого года «Яндекс» и «Дом.ru» провели трансляции балета «Щелкунчик» Пермского театра оперы и балета, дав возможность миллионам людей по всей стране в преддверие новогодних праздников посмотреть легендарную постановку.;

И совсем актуальная активность: «Билайн» выступил партнером нескольких летних фестивалей музыки и спорта (включая STEREOLETO в Петербурге и Alfa Future People в Новгородской области), представив уникальный «город АнлимСити» в виртуальном и реальном пространствах.

Любая инициатива в сфере культуры важна, но то, что мы видим сейчас — в основном первые шаги, пилоты либо одиночные частные проекты. Хороший пример подают библиотеки, многие из которых превратились из ветхих хранилищ книжного фонда в современные информационно-досуговые центры. Как мы видим, театры и публичные пространства также обрастают технологиями. Искусство обретает новые формы подачи, становится оцифрованным. Медленно, но верно.


2140
Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.