Бизнес остановился. Что дальше?

6 марта 2020

Нормальная деятельность любой компании может внезапно прерваться из-за
множества причин. Будь то малое предприятие или крупная корпорация,
непредвиденные обстоятельства не позволят сотрудникам продолжить работу.
Это и природные катастрофы, и ИТ-инциденты, и отключения электроэнергии,
и перебои в каналах связи, и многое-многое другое. Вопрос в следующем:
насколько организации готовы к подобным событиям?

Если в планах аварийного восстановления основное внимание уделяется
ключевым технологическим элементам, дата-центрам, критичным системам и
инфраструктурам, то планы обеспечения непрерывности бизнеса обычно
более широки. Они охватывают всю организационную структуру и
фокусируются на том, как минимизировать или полностью исключить влияние
чрезвычайных ситуаций на текущую деятельность. Представим такую
ситуацию: все ИТ-системы полностью работоспособны, но у сотрудников нет к
ним доступа. Либо они физически не могут попасть в офис, либо не имеют
возможности работать удаленно. Что делать?

Планирование непрерывности рабочих процессов
Процесс планирования непрерывности бизнеса, важный для любой
организации, формулирует мероприятия по поддержанию нормальной бизнес-
деятельности в чрезвычайных ситуациях. Ниже я приведу некоторые
рекомендации.
Создавая бизнес, учитываем внешние воздействия
Будь то ключевая ИТ-инфраструктура, системы или бизнес-процессы,
необходимо проектировать и создавать их с учетом чрезвычайных ситуаций.
Всегда проще предусмотреть те или иные мероприятия при первоначальной
реализации проекта, чем потом исправлять существующее положение дел.
Забудем на время о технологиях и вглядимся в производственные процессы,
выполняемые сотрудниками в ходе своей работы. Многие бизнес-процессы
существуют только в представлении самих сотрудников. Критичные же бизнес-
процессы следует выделить, задокументировать и по возможности
автоматизировать.

Оцениваем и определяем приоритеты восстанавливаемых функций
Скорее всего, в чрезвычайной ситуации многие сервисы окажутся
недоступными. Необходимо заранее определить и приоритизировать ключевые
функции, которые позволят функционировать бизнесу. На этом этапе
расширяем круг вопросов, не ограничиваясь ИТ-операциями. Что если
сотрудники просто не смогут добраться до офиса? Есть ли у ключевых
поставщиков план поддержания непрерывности бизнеса?
Остановка деятельности может быть вызвана разными причинами, поэтому
нужно оценить, насколько и каким образом будут затронуты отдельные
элементы бизнес-операций. Определив ключевые функции и оценив степень
воздействия, вырабатываем мероприятия по снижению рисков для каждой из
них. В одних случаях это может быть переход на ручные процессы, в других —
применение конкретных технологических решений. Находим возможный
альтернативный операционный режим и встраиваем его в план обеспечения
непрерывности рабочих процессов.

Создаем план
Самое главное: план должен быть задокументирован и размещен там, где
каждый, кому он понадобится, сможет получить к нему доступ. Какой смысл
хранить план на сервере в дата-центре, если его можно посмотреть только из
офиса, в который нельзя добраться?
Что должно быть в плане:
 ключевые участники и структура подчиненности при введении плана в
действие;
 четкая стратегия связи с сотрудниками, руководством, партнерами и
поставщиками, в принципе, со всеми, кто должен знать, что происходит;
 мероприятия по поддержанию рабочего состояния ключевых бизнес-
функций, в том числе последовательность их реализации, с тем чтобы в
первую очередь обеспечить доступ к важнейшим сервисам;
 мероприятия по ознакомлению с планом сотрудников и ключевых
участников.
Наконец, не забываем, что планирование непрерывности бизнеса — не
одноразовая операция. План - это рабочий документ, который должен
следовать за изменениями в бизнесе и учитывать появление новых систем,
процессов и бизнес-функций.

Непрерывность бизнеса в порядке вещей
Я представил традиционный подход к обеспечению непрерывности бизнеса.
Он предусматривает альтернативный вариант операционной деятельности на
время чрезвычайных ситуаций. При этом меняются рабочие процессы, и
поэтому такой план будет необходимо поддерживать; вероятно, потребуется
развернуть те или иные альтернативные решения, а реализующих план
сотрудников обучить работать по-новому.
Но насколько это обязательно? В определенных ситуациях, когда сотрудники
не могут физически добраться до офиса, им всего лишь нужна возможность
удаленной работы. И почему не предусмотреть такую возможность на каждый
день? Почему рабочий день дома должен отличаться от рабочего дня в офисе,
в кафе или, скажем, в аэропорту? Современные технологии конференцсвязи
позволяют встречаться и сотрудничать с кем угодно и где угодно, а цифровые
рабочие среды предоставляют доступ ко всем необходимым для работы
приложениям, данным и процессам.
Удаленная работа продолжает набирать популярность. А в некоторых случаях
организации принуждают к такому режиму. Агентство Bloomberg характеризует
текущую ситуацию в Китае, когда организации вынуждены предлагать
сотрудникам работать на дому, как «крупнейший мировой эксперимент по
удаленной работе». Подобное положение сложилось и в Австралии, когда
недавние пожары заставили организации призвать своих сотрудников работать
в альтернативных местах.
Удаленная работа приносит организациям выгоду не только потому, что
сотрудникам дается возможность работать в любом месте. Важно то, что они
могут оптимально соотносить личные и рабочие потребности. Оптимальное
соотношение работы и личной жизни критично для стимулирования
заинтересованности сотрудников и чрезвычайно важно для их комфорта.
Моя удаленная работа должна быть такой же, как работа в любом другом
месте. Помните: работа — это не место, где мы находимся, а то, что мы
делаем.
1113
Поделиться

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление