Александр Михайлов
Техниколор
Business development

Эффективное планирование улучшений ИТ для своей компании?

13 мая 2019
26

Планирование улучшений ИТ для своей компании. Что лучше: улучшить несколько элементов ИТ / подстроить ИТ под самое важное требование бизнеса / разработать ИТ-стратегию / запустить «цифровую трансформацию всего бизнеса»? Я подготовил эту дискуссию на основе: 

  • двадцатилетнего опыта по планированию ИТ для компаний, где я руководил ИТ, а также сотни других компаний, изученных в рамках консалтинговых проектов и десятилетнего опыта преподавания планирования развития ИТ в бизнес-школах МИРБИС, РАНХиГС и др.;
  • проведенных совместно с союзом ИТ-директоров России интервьюирований ИТ-директоров крупных и средних компаний, уже имеющих опыт разработки ИТ-стратегии и планирования ИТ на несколько лет вперед (см. дискуссию «ИТ-стратегия: типовые варианты содержания»);
  • информации с сайта, который ведет автор этой дискуссии (см. разделы по ИТ-стратегии, цифровой трансформации бизнеса, оптимизации ИТ, ИТ для гендиректора), а также моих книг «ИТ-стратегия лучшие международные и российские практики» (450 страниц) и «ИТ-стратегия для гендиректора».

Типовые подходы к улучшению ИТ в российских компаниях

Пожалуй, каждый из ИТ-директоров хотя бы раз в год задумывается, что улучшить в работе ИТ так, чтобы и бизнес-руководство похвалило, и ему самому и сотрудникам ИТ это было интересно и полезно. Хотя многие успешные руководители ИТ думают об улучшениях ИТ каждый день и по много часов.

Решение задачи по улучшению ИТ может быть как быстрым, но рискованным (принять за минуту решение внедрить новую технологию типа «облачных исчислений» или BI, или блокчейн), так и вылиться в мучительное согласование с представителями всех бизнес-подразделений сотен замечаний и новых требований к ИТ. 

Также всегда можно пробовать улучшить как отдельный элемент ИТ, например, ИТ-процессы, так и сверстать единый план постепенных улучшений всех элементов ИТ.

Приходится учитывать и натиск рекламных агентов ИТ-компаний (сейчас у них мода называть себя не «продавцами», а «евангелистами цифровизации»), которые могут предложить гендиректору вашей компании провести «полную цифровую трансформацию бизнеса», уточняя, что если текущий ИТ-директор будет тормозить этот процесс, то можно просто взять нового человека (и даже должность этого человека придумали: «Chief Digital Officer»), а ИТ-директора отдать ему в подчинение.

То есть, обычно у ИТ-директора есть развилка между следующими типовыми подходами к улучшению ИТ: 

  • оптимизировать (улучшить) один из элементов ИТ, не трогая все остальные (что не так сложно, но и выгоды небольшие), возможно использовав для этого новые ИТ-технологии;
  • или подстроить ИТ под одно или несколько важных (с точки зрения гендиректора) требований к ИТ, например, мобильный доступ к информационным системам (что, конечно, даст выгоды для бизнеса, но может привнести новые проблемы, в том числе с безопасностью данных);
  • или разработать ИТ-стратегию, в рамках которой будет проведено комплексное планирование всех основных элементов ИТ, с учетом основных требований бизнеса и возможностей ИТ (что потребует существенных затрат, но и выгоды должны быть достаточно большие);
  • или же вообще замутить цифровую трансформацию бизнеса (что точно круто и может дать высокие выгоды для бизнеса, но, к сожалению, очень долго, сложно и весьма рискованно).

Сравнение типовых подходов к улучшению ИТ: качественные оценки

Оценки выгод, затрат и рисков типовых подходов к улучшению ИТ рассмотрены на Рис. 1 и в Табл. 1. Эти оценки базируются на рассмотренных далее опросах ИТ-директоров российских компаний. Выводы интуитивно понятны: чем больше ожидаемые выгоды, тем больше и затраты, и риски того, что что-то пойдет не так.

Количественные оценки выгод от ИТ-стратегии и затрат на нее: результаты опросов российских ИТ-директоров

Рассмотрим вначале результаты уже проведенных исследований по выгодам и затратам на ИТ-стратегии. Потом на основе этих данных будут сделаны предварительные оценки и для других типовых подходов к улучшению ИТ.

Размер ИТ-стратегии, выгоды от нее и оптимальные затраты на ее разработку и поддержку зависят как от размера компании, так и масштаба, и сложности ИТ. Проведенное автором этой дискуссии в 2015-2017 годах совместно с Российским Союзом ИТ-директоров исследование, включающее интервьюирование ИТ-директоров, которые имеют опыт разработки ИТ-стратегии (компании «КАМАЗ», «ММК», «Сибур», «Славнефть», «Сколково» и ряд средних по размеру компаний), позволило выявить параметры оптимальной ИТ-стратегии в зависимости от размера компании (см. дискуссию «Кому и зачем нужна ИТ-стратегия? Результаты интервьюирования ИТ-директоров» (более 6 тысяч просмотров)). Выводы по затратам и выгодам от ИТ-стратегии приведены в Табл. 2:

То есть, опытные российские ИТ-директора оценивают выгоды от ИТ-стратегии в дополнительные 10-20% от того, что бизнес уже получает от ИТ. Это оценки усредненные, некоторые ИТ-директора оценивают выгоды от ИТ-стратегии как дополнительные 50 и даже 100%.

Также получилось, что средние выгоды от ИТ-стратегий не зависят от размеров компаний, но размер ИТ-стратегий должен быть больше для более крупных компаний.

По проведенным автором этой статьи опросам российских ИТ-директоров (с учетом опросов и гендиректоров), риски разработки неверной ИТ-стратегии были оценены в 30-40%, так как дело это сложное. Риски невыполнения ИТ-стратегии еще выше, скорее ближе к 30-50%. По моим оценкам, в странах типа Германии и Голландии (где я учился по управлению ИТ) вероятность и успешной разработки и выполнения ИТ-стратегий выше, чем в России, хотя и не в несколько раз.

Предварительные оценки выгод, затрат и рисков типовых подходов к улучшению ИТ

Совсем свежие опросы нескольких десятков ИТ-директоров, учившихся у меня в бизнес-школе МИРБИС в 2018-2019 годах, позволили сделать следующие предварительные выводы:

  • оценки выгод (а также затрат и рисков) для цифровой трансформации бизнеса на 30-50% больше, чем от ИТ-стратегии;
  • оценки для оптимизации отдельных элементов ИТ или подстройки под конкретные требования к ИТ, на 30-50% меньше, чем от ИТ-стратегии.

С учетом опыта автора этой статьи и подробных обсуждений с рядом ИТ-директоров и гендиректоров российских компаний, уже имеющих опыт подобных работ, вот что можно предложить в качестве оценок выгод, затрат и рисков типовых подходов к улучшению ИТ (см. Табл. 3):

Стоит добавить, что те, кто не пробовал еще внедрять конкретный подход к улучшению ИТ, склонен завышать ожидаемые выгоды (на мой взгляд, на 20-40%) и сильно занижать требуемые затраты и возможные риски (буквально в 2-3 раза и больше). Интересно, что наиболее склонны занижать ожидаемые затраты гендиректора.

Хотя, конечно, для конкретной компании и в конкретный момент времени оценки могут быть сильно разные, в том числе и различающиеся с приведенными выше усредненными оценками.

Конечно, затраты на планирование и выполнение конкретных подходов к улучшению ИТ сильно зависят от размеров компаний. С учетом уже проведенных исследований по затратам на ИТ-стратегии, вот что видится адекватным в качестве средних оценок затрат на планирование каждого из типовых подходов к улучшению ИТ в зависимости от размеров компаний (см. Табл. 4):

Оценки затрат на выполнение работ по улучшению ИТ, конечно, очень сильно зависят от каждого конкретного случая. Хотя, конечно, чем больше компания, тем больше нужно ресурсов и на планирование, и на внедрение.

Высокие оценки затрат на выполнение ИТ-стратегий и цифровой трансформации бизнеса связаны с тем, что в рамках этих работ часто планируют все проекты по ИТ.

P.S. На мой взгляд, для российских средних по размеру компаний ИТ-стратегия скорее лучший из подходов к улучшению ИТ.

Вопросы к ИТ-директорам: похоже ли что и для вашей компании:

  1. ИТ-стратегия может увеличить выгоды, которые бизнес получает от ИТ, на 10-20%, а то и больше?
  2. Цифровая трансформация бизнеса может дать еще больше выгод для бизнеса (20-50%), хотя это и потребует минимум на треть больших расходов, чем на ИТ-стратегию (да и риски невыполнения стратегии цифровой трансформации бизнеса очень велики, скорее более 50%)?
  3. Улучшение отдельных элементов ИТ или подстройка ИТ под конкретное требование бизнеса, скорее даст существенно меньший эффект, чем ИТ-стратегия, примерно 5-10% увеличения выгод от ИТ. Однако и риски невыполнения таких изменений меньше, чем от ИТ-стратегии, скорее примерно 20-30%?
  4. Какой подход к улучшению ИТ вы видите наиболее правильным для вашей компании? А наиболее реальным в этом году?
Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция