7 ключевых трендов развития ИТ-менеджмента – Naumen


Методологии управления ИТ прошли долгий путь развития. Даже современному стандарту ITIL 4 уже пять лет. За это время многое поменялось, и особенно сильно в российских реалиях. Нужно адаптироваться, но как? Что актуально сейчас и будет актуально всегда?

Как менялись представления об ИТ

Как технологии совершенствуются постепенно, так и тренды не возникают сами по себе. Для формирования новых тенденций нужны предпосылки и изменение образа мышления.

В классическом понимании информационные технологии начали зарождаться в начале XX века, вместе с развитием информатики и вычислительной техники. За 100 лет технологической эволюции менялись парадигмы, ключевым отличием которых можно назвать восприятие ИТ. Постепенно информационные технологии перешли из «знаний для избранных» к «знаниям для всех».


Этап 1. ИТ как «магия» (1920-1950 гг.). Несмотря на огромный урон, Вторая мировая война толкнула прогресс далеко вперед. Появились новые вызовы: задачи и алгоритмы криптографического анализа, задачи для расчета физических процессов, освоения космоса, использования (мирными и военными) атомной энергии. Это сложнейшие уникальные миссии, которые мог решить только ограниченный круг лиц. Они же и стали первыми «айтишниками» – это известные Алан Тьюринг, Джон фон Нейман и другие. Владение «тайными» знаниями о технологиях, их применение и передача замыкались в ученом и военном сообществах.

Этап 2. ИТ как технология (1950-1980 гг.). Холодная война вынудила пересмотреть подход к агрегированию, хранению и передаче данных. Начали развиваться сети, в том числе Интернет. Чтобы упростить конструирование нужной инфраструктуры, подходы к созданию аппаратного и программного обеспечения стали стандартизировать. Место ученых заняли инженеры, и ИТ из высокой науки получила статус прикладной. Технологии стали инструментами для крупных корпораций, но оставались недоступны для широких масс.

Этап 3. ИТ как бизнес-сервис (1990-2010 гг.). Мир перешел в эпоху сотрудничества и открытости. В сфере технологий начала развиваться идеология Open Source, появилась первая версия методологии ITIL с лучшими практиками. На ее основе из прикладного инструмента ИТ превратились в сервис с набором определенных функций. В зависимости от потребностей людей и бизнеса, функции трансформировались, что привело к появлению специализаций и уровням управления. Технологии становятся более понятными и доступными для большинства.

Этап 4. ИТ как часть бизнеса (2019 г. по сегодняшний день). Развитие технологий привело к тому, что они постепенно вошли в повседневную жизнь. Если раньше компьютеры были предметом роскоши, то сейчас свою работу и жизнь представить без них нельзя. Для компании отказ от цифровизации приведет к отставанию от конкурентов. Теперь ИТ – уже не вспомогательный инструмент, а базовое свойство бизнес-модели. Знать и понимать технологии необходимо не только для создания ПО, но и для других задач, в том числе стратегических.

ИТ-знания становятся необходимостью, а не привилегией

Ситуации, когда руководство компании ничего не знает про ИТ или разработчики занимаются только написанием кода, встречаются все реже. Специалисты, не владеющие нужными софт- и хард-скиллами, выпадают из гонки за высокооплачиваемые должности, особенно в конкурентных сферах, таких как разработка.

В будущем ИТ проникнет во все сферы не только общества, но и бизнеса. Методологии управления, изначально созданные для технических специалистов, сольются с классическим менеджментом. Это приведет к возникновению нового набора требований.

Например, появление citizen developers, или гражданских разработчиков, – результат ускорения технологического развития. Их навыки в написании простых скриптов или промтов для нейросетей станут также необходимы, как умение читать и писать.

На базе парадигмы, при которой ИТ становится частью жизни, формируются тренды, определяющие направление цифровизации для компаний на ближайшие годы.

Тренд 1. Проникновение ИИ в бизнес неизбежно

Всего за год активного развития искусственного интеллекта произошел огромный сдвиг. Чат-боты без сбоев выполняют базовые задачи, а нейросети, которые недавно не могли правильно склонять слова, научились писать связные тексты и рабочий код.

Скорость обработки информации ИИ упростила сбор и анализ данных. Благодаря этому даже небольшие компании могут реализовывать концепцию data-driven в управлении и принимать более взвешенные решения на основе отчетности. Это повышает качество продуктов на рынке.

Изначально некоторые компании выбрали путь выжидания, чтобы оценить перспективность инвестиций в ИИ. Эта тактика показала свою несостоятельность, ведь возможности инструмента быстро эволюционируют.

Обратиться к ИИ вынуждает и удорожание труда. Роботы могут выполнять простые задачи линейных специалистов быстрее и дешевле. Тем не менее ИИ еще далек от человеческой эффективности в решении интеллектуальных задач – то, на что в теории способен General AI (ИИ общего назначения). Так что о доминировании машин переживать рано.

Результаты исследования показывают, что большинство компаний готовы к применению возможностей ИИ и все чаще интегрируют технологии в бизнес-процессы.


Тренд 2. Импортозамещение продолжается в новой плоскости

Несмотря на экспертные мнения о том, что замена решений западных вендоров завершится уже в 2024 году, цифры показывают обратное. До сих пор есть компании, которые не начинали этот процесс или запустили его лишь недавно. Тем не менее последние события (например, отключение MS Project) показывают, что переехать рано или поздно придется всем. Импортозамещения остается ведущим драйвером для развития отечественных ИТ-решений.


За последние два года отечественные вендоры успели наработать дополнительную экспертизу. Благодаря этому подход к импортозамещению стал более логичным. Они больше не пытаются залатать аварийный «дом» с помощью идентичных замен. Поставщики перерабатывают свои ИТ-решения, чтобы повысить эффективность процессов заказчиков. То есть импортозамещение создало новый виток цифровой трансформации.

Рост качества отечественных решений доказывает и эффективная конкуренция на рынках «дружественных» стран. Вместе с тем это означает, что ожидать снижения цен на программные продукты не стоит. Теперь стоимость проекта в первую очередь будет зависеть не от страны поставщика, а от его компетенций и возможностей.

Тренд 3. Приоритет для инвестиций определяется ценностью

Экономический кризис приводит к удорожанию инвестиций, от которых во многом зависит развитие бизнеса. Никто не будет проводить цифровую трансформацию и автоматизировать процессы только потому, что так делают конкуренты. Компании нужно оценить эффект и ценность инноваций, согласовать бюджет, прежде чем соглашаться на новые проекты.

Большую роль начинают играть data-driven концепции и инструменты, подходы к оптимизации (Capacity Management). Становятся востребованными учетные системы – ITAM, SAM и другие. С их помощью можно показать и доказать на реальных цифрах, что затраты стоят ожидаемого результата от внедрения программного обеспечения.


Несмотря на стремление к экономии, компании становятся более открытыми к новым предложениям от ИТ. В первую очередь, к идеям оптимизации процессов с помощью программного обеспечения. По оценке экспертов, средний темп роста рынка систем управления ИТ-активами к 2029 году составит 6,32%.

Тренд 4. Слияние методологий и подразделений для достижения целей

В процессе стандартизации подходов разработки аппаратного и программного обеспечения возникали различные методологии – от ITIL и COBIT до Agile, Scrum и Kanban. Каждая из них по-своему применима к определенной сфере управления ИТ.

Постепенно методологии начали охватывать и смежные области. Они расширяются и прорастают друг в друга. Например, как ITIL в четвертой версии начал опираться и на проектное управление.

Переход к сквозным взаимодействиям между подразделениями внутри компании приводит к тому, что старые подходы к управлению перестают работать эффективно. Ведь при использовании двух методологий могут возникать технические и административные барьеры. Чтобы избежать остановки процессов, компаниям необходимо идти по пути адаптации.

Компании стремятся к снятию «цифровых барьеров» через реализацию лучших практик. В этом случае между менеджментом подразделений не будет возникать «войны идеологий». Наладив прямой обмен данными и людьми в рамках концепции 360, они будут стремиться к единой цели – достижению бизнес-эффекта или развитию своей рабочей области.


«Концепция 360» предлагает использовать все доступные ресурсы для управления ИТ-услугой, чтобы предоставлять более качественный сервис для бизнеса и заказчика. В результате может сформироваться механизм, в рамках которого процессы «создания» и «эксплуатации» конечного продукта будут существовать вместе и непрерывно.

Подходящими инструментами могут стать low-code платформы, которые позволят быстро вносить изменения без нарушения работы «конвейера».

Тренд 5. Переход к Total Experience

Фраза «клиент всегда прав» была девизом почти каждой компании, стремившейся закрепиться на рынке. При этом топ-менеджмент часто забывал о благополучии сотрудников, от которых во многом зависело существование как предложений в организации, так и ее самой.

Тем временем грани между уровнями коммуникации постепенно стираются. Оставлять «сапожника без сапог» – например, разработчика мобильного приложения без возможности обратиться в бухгалтерию онлайн – больше не получится. Total Experience, или одинаковый подход к взаимодействию со всеми, превращает ИТ из сервиса в обязательную бизнес-функцию.


Total Experience как новая стратегия бизнеса объединяет все виды опыта в единое целое: CX (клиентов), EX (сотрудников), UX (пользователей) и MX (мульти-опыт). Теперь качество Total Experience напрямую зависит от уровня опыта сотрудника, который предоставляет услугу.

Управлять бизнесом и конкурировать на рынке труда выходит «цифровое поколение». Это те специалисты, которые привыкли к удобным взаимодействиям с помощью технологий. Ожидания от корпоративной системы у них те же, что и от сервиса такси.

И так же, как и в общении с заказчиками, инвесторами и партнерами, коммуникация с сотрудниками стремится к омниканальности. Возможность обратиться к кому угодно и по какому угодно каналу – больше не преимущество, а стандарт сервиса как во вне, так и внутри компании.

Тренд 6. Фокус на новые вызовы кибербезопасности

Развитие технологий приносит не только новые возможности, но и риски. Например, благодаря созданию нейросетей, меняющих голос и лицо, у мошенников появились мощные инструменты для обмана пользователей. Те же ИИ способны выявлять уязвимости в инфраструктуре по запросу извне.

Учитывая скорость машинного обучения, количество угроз будет только расти. Чтобы удержать границы от внешнего потока, ИБ и ИТ-отделы должны работать сообща. Точнее сказать, объединение их функций – это неизбежный процесс, в том числе, обусловленный уходом западных вендоров, искусственно разделявших две зоны влияния. При объединении функций можно сформировать команды, которые будут вместе создавать решения для защиты от внутренних и внешних угроз.


Дополнительно добавляются риски управления Big Data. Угрозы возникают сразу с трех сторон: из-за внутренних ошибок, недобросовестных поставщиков и государства, которое постоянно ужесточает контроль. Уделять внимание структуризации хранилищ данных необходимо, чтобы сохранять устойчивость ИТ-инфраструктуры и компании в целом.

В обеспечении безопасности может помочь data-driven management, который базируется на ИИ. Это значит, что, несмотря на все угрозы, закрываться полностью не стоит, иначе можно похоронить инфраструктуру из-за невозможности справиться с новыми вызовами.

Тренд 7. Развитие платформ и экосистемность

После быстрой цифровой трансформации ИТ-ландшафт даже самых крупных компаний напоминает скорее лоскутное одеяло, чем стройную структуру. Часто отсутствие связей между решениями приводит к дополнительным затратам на интеграции, чтобы заставить продукты работать вместе. А отказ от выстраивания взаимодействий нередко ведет к снижению бизнес-эффекта или его недополучению, то есть упущенной выгоде.

Сейчас приходит понимание, что любая информационная система должна интегрироваться с другими. Решениям, как и командам, нужно оперативно (а в идеале бесшовно) обмениваться данными, участвовать в сквозных процессах, чтобы быть эффективными. Противиться этому – значит отстать от конкурентов.

В результате ключевым приоритетом для бизнеса становится переход к платформенности и экосистемности. Как в смысле способности поставлять широкую линейку продуктов в смежных зонах автоматизации на базе единой платформы, так и готовности к интеграциям с существующим ландшафтом. Теперь это не вопрос удобства, а необходимость для сохранения устойчивости системы при адаптации к изменениям.

Вместо выводов

Сфера управления ИТ продолжает быстро эволюционировать. Тренды отражают актуальные изменения в технологическом ландшафте, бизнес-практиках и потребностях пользователей.

Активная эксплуатация ИИ, меняющийся подход к импортозамещению, фокус на удобстве взаимодействий и кибербезопасности становятся одновременно и вызовами, и возможностями для менеджмента организаций. Компании, способные адаптироваться к меняющимся требованиям и использовать технологии в своих стратегиях управления, будут иметь преимущество на рынке и достигнут успеха в долгосрочной перспективе.

Применение экосистемы продуктов поможет наладить взаимодействие между процессами и командами, а low-code сделает эту связь почти бесшовной. Это повысит операционную эффективность отдельных команд и компании в целом. А сочетание проектного опыта из прошлого и взгляда на технологии будущего все чаще становится залогом успеха.



746

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.